Различают два вида системы коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную

В настоящее время универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании Организации Объединенных Наций, в преамбуле Устава которой зафиксирована главная задача ее существования - “избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе”.

В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план вы­двигаются не принудительные, а мирные меры. Это, во-первых, обязательства госу­дарств-членов:

* проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания международного мира и безопасности;

* создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и ува­жение к международным обязательствам;

* принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров или ситуаций мир­ными средствами;

* развивать дружественные отношения между нациями;

* не допускать вмешательства в дела по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;

* воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против террито­риальной неприкосновенности или политической независимости любого госу­дарства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

Во-вторых, указание на правовые способы (средства), с помощью которых члены ООН самостоятельно (без участия ООН) могут разрешать споры и ситуа­ции мирным путем (гл.VI).

В-третьих, четкая регламентация действий органов ООН по применению коллективных мер мирного характера для улаживания международных споров (гл. V, VI VIII).

В-четвертых, укрепление доверия между государствами-членами путем развития сотрудничества в самых различных областях отношений (ст IV, IX и др.).

В-пятых, содействие осуществлению практических мер в области ограниче­ния вооружений и разоружения (ст.11, 26, 47).

Устав ООН предусматривает и меры принудительного характера, которые должны применяться в исключительных случаях, когда мир уже нарушен (совершена агрессия) или создана реальная угроза нападения на то или иное госу­дарство. В этом случае на первые роли выходит СБ ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст.24). Он является единственным органом ООН, который обладает правом опера­тивно принимать:

* превентивные действия по предупреждению и ограничению конфликтов;

* принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил;

* принудительные меры безопасности с применением вооруженных сил.

Действия СБ ООН в области поддержания мира начинаются с квалификации ситуации. В соответствии со ст.39 СБ должен определить, имеет ли он дело с угро­зой миру, нарушением мира или актом агрессии.

Квалификация СБ является юридической базой для его дальнейших дей­ствий по поддержанию мира. Устав ООН дает ему право прибегнуть к временным мерам по ст.40 для того, чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации. Как правило к временным мерам относятся: прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории, проведе­ние временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны и т.д.

Если ситуация продолжает ухудшаться, СБ вправе принять как меры, не свя­занные с использованием вооруженных сил, так и с их применением. Первые пред­усмотрены в ст.41 Устава. Они могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатиче­ских отношений. СБ неоднократно прибегал к невооруженным санкциям по ст.41. Последние случаи - в 1991 г. в отношении Югославии (рез.713 и последующие: эм­барго на поставки оружия, экономические санкции); в 1992 г. в отношении Ливии (рез.748: воздушное эмбарго, эмбарго на поставки оружия).

Применение мер с использованием вооруженных сил регулируется ст.42 в случае, если меры, предусмотренные в ст.41 окажутся недостаточными. На прак­тике СБ ни разу не прибегал к применению вооруженных сил в соответствии со ст.42.

Тем не менее вооруженные силы используются в рамках ООН для проведения операций по поддержанию мира. Они обычно делятся на две категории: миссии воен­ных наблюдателей, состоящие из невооруженных офицеров, и силы по поддержанию мира, включающие контингенты войск, имеющие легкое оружие, используемое только для самообороны.

С 1945 по 1994 г. было осуществлено 34 операции по поддержанию мира, из них первого типа - 20, второго - 14. Среди действующих миссий наблюдателей вы­деляются Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (с января 1949 г.), Контрольная миссия ООН в Анголе (с июня 1991 г.), Миссия ООН по наблю­дению в Грузии (с августа 1993 г.) и т.д. Что касается второго типа операций, то важнейшими из них являются в настоящее время: Временный орган в Камбодже (с марта 1992 г.), Операция ООН в Сомали (с мая 1993 г.), Силы ООН по охране, действующие в Югославии (с марта 1992 г.) и т.д.

Для большинства операций ООН были общими следующие задачи:

* наблюдение за ситуацией;

* расследование инцидентов и проведение переговоров со сторонами в кон­фликте с целью избежать возобновления военных действий;

* контроль за буферными зонами, за передвижением вооруженного персо­нала и оружия в районах напряженности;

* проверка соблюдения договоренности о прекращении огня, выводе войск, разоружении военных группировок или других соглашений;

* содействие поддержанию законности и порядка;

* оказание помощи местному правительству в восстановлении нормальных условий в районе, где были военные действия;

* предоставлении гуманитарной помощи местному населению.

Можно выделить следующие характерные черты для операций ООН по под­держанию мира:

* согласие сторон в конфликте на проведение операции;

* принятие СБ решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства;

* добровольность предоставления воинских контингентов государствами-членами;

* командование Генерального секретаря, полномочия которого вытекают из мандата, предоставленного СБ;

* беспристрастность сил (они не должны вмешиваться внутренние дела страны, в которой развернуты, не должны использоваться в интересах одной сто­роны в ущерб другой);

* сведение к минимуму применения силы - только для самообороны;

* финансирование международным сообществом.

Численность военнослужащих, которые были задействованы в операциях ООН за период с 1948 г. по 30 июня 1994 г. - более 650 000. Число смертных слу­чаев за этот срок - 1135. Общий объем расходов ООН на все операции в период с 1948 г. по 30 апреля 1994 г. - около 10,4 млрд. долл. США.

Международной практике известны случаи, когда вооруженные силы для принудительных действий в случае угрозы миру применялись вне рамок ООН. При­мером могут служить использование многонациональных сил в Корее в 1950 г., которые в соответствии с одобрением СБ находились под флагом ООН, но факти­чески подчинялись и подчиняются американскому командованию. Второй раз многонациональные силы (правда уже не называвшиеся “вооруженные силы ООН”) применялись в 1991 г. после вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 г. Фактически СБ самоустранился от проведения принудительных мер, передав свои полномочия по восстановлению мира и безопасности многонациональной груп­пировке под командованием США.

Помимо всеобщей системы международной безопасности Устав ООН пред­усматривает возможность создания региональных систем поддержания междуна­родного мира (ст.52) на основе следующих условий: участвовать в них могут только государства одного географического района; действия на основе этих соглашений не должны распространяться за пределы данного региона; эти действия не могут противоречить действиям организации всеобщей безопасности (ООН) и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН). Региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы безопасности. При этом СБ должен быть полностью информирован о предпринимаемых и намеченных дей­ствиях в этом направлении. Никакие принудительные действия не могут быть предприняты региональными органами или в силу региональных соглашений без получения полномочий от СБ.

В учредительных документах таких организаций, как ЛАГ, ОАЕ, ОАГ со­держатся положения о коллективных мерах в случаях вооруженного нападения против какого-либо из их членов. В практике деятельности региональных органи­заций несколько раз создавались силы по поддержанию мира (Межарабские силы по разъединению в Ливане ЛАГ в 1971 г., Межафриканские силы по поддержанию мира в Чаде ОАЕ в 1981 г.). Однако их операции успеха не имели.

В рамках ОБСЕ происходит определенная переориентация на предотвраще­ние и урегулирование локальных и региональных конфликтов. На встрече глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. был принят пакет решений, предусматривающий создание антикризисных механизмов ОБСЕ, включая операции по поддержанию мира. Было определено, что на первой стадии урегулирования кризисных ситуаций используется механизм мирного разрешения споров, миссии специальных докладчиков и миссии по уста­новлению фактов. В случае разрастания конфликта может быть принято решение о проведении операции по поддержанию мира на основе консенсуса или дей­ствующим в качестве его агента Комитетом старших должностных лиц. Личный состав для участия в операциях ОБСЕ по поддержанию мира предоставляется от­дельными государствами-участниками. Общий политический контроль за опера­цией осуществляет Комитет старших должностных лиц.

НАТО имеет уже непосредственный опыт проведения силовых операций, которые государствами-участниками этой организации были квалифицированы как операции по поддержанию мира. При этом в наличии имелось поощрительное отношение СБ ООН. Так, в соответствии с резолюцией СБ ООН о возможности применения силы для обеспечения запрета на полеты в зоне воздушного про­странства над Боснией и Герцеговиной в апреле 1994 г. НАТО нанесла бомбовые удары по позициям боснийских сербов в Горадже.

В Устав СНГ также включены положения о коллективной безопасности и о предотвращении конфликтов и разрешении споров, вытекающие из Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Устав СНГ закрепляет в ст.12 право на использование в случае необходимости Объединенных вооруженных сил в по­рядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН. Устав СНГ предусматривает создание Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ, поло­жение которых подробно регламентируют Соглашение от 20 марта 1992 г. и в трех Ташкентских протоколах к нему от 15 мая и 16 июля 1992 г.

Разоружение - комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в п.1 ст.11 Устава ООН.

Отечественная доктрина так трактует нормативное содержание принципа разоружения: строго и неуклонно соблюдать действующие договоры о разоруже­нии, участвовать в мероприятиях, предусмотренных договорами, направленными на ограничение гонки вооружений и разоружение; добиваться создания новых норм, заключения договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобъемлющем и полном разоружении под строгим международным контро­лем.

Основными источниками норм в области разоружения являются междуна­родные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении ядер­ного оружия 1968 г.); региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Договоры можно также классифицировать по целям и объектам.

Международное право не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы “в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем” (ст.VI До­говора о нераспространении ядерного оружия).

К настоящему времени сложился и действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению: запрещение и ликвидация отдельных видов ору­жия, запрещение их производства, накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов вооружений в количественном и качественном от­ношении, сужение возможности качественного совершенствования оружия, со­кращение сферы или районов размещения различных видов вооружений.

Наиболее развит комплекс норм, относящихся к оружию массового уничто­жения:

* по запрету испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом про­странстве и под водой (Договор 1963 г.), а также по запрету на испытания и раз­мещение ядерного оружия в отдельных пространственных границах (Договор об Антарктике 1959 г., в Латинской Америке 1967 г., на Луне и других небесных те­лах 1984 г. и т.д.);

* по нераспространению ядерного оружия (между США,Россией, Велико­британией, Францией и Китаем);

* по регулированию ядерных стратегических вооружений - межконтинен­тальных баллистических ракет, тяжелых бомбардировщиков и т.д. (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г., Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г., Договор о со­кращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г., До­говор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г.);

* по всеобъемлющему запрету бактериологического и химического оружия (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бакте­риологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.).

Наряду с ограничением и сокращением вооруженных сил и вооружений цель разоружения может достигаться путем демилитаризации и/или нейтрализа­ции территорий.

Демилитаризация - это договорно установленный международно-правовой режим определенной территории или пространственной сферы, запрещающий их использование в военных целях в мирное время.

Под нейтрализацией понимается договороно установленное запрещение ве­дения военных действий на определенной территории или в пространственной сфере и использования их в качестве базы для военных операций.

К ограничению вооружений и разоружению примыкают меры по укреплению доверия и безопасности - специальные, договорные или иным образом обуслов­ленные меры, принимаемые для обеспечения уверенности в том, что действия од­ной стороны не имеют целью нанесение ущерба безопасности другой стороне. Данные меры включают в себя: улучшение связи между сторонами, обеспечение морской навигационной безопасности, уведомления и иная информация о военной деятельности, обмен наблюдателями и инспекциями на местах проведения военной деятельности и т.д.

Разоружение предусматривает существование института международного контроля, который можно определить как совокупность методов наблюдения за осуществлением договорных обязательств и анализа полученных данных. Су­ществуют как национальные технические средства контроля (искусственные спут­ники Земли, сейсмические станции и др.), так и международные средства контроля (например, международные группы инспекторов).

2. В самом общем виде международный спор можно рассматривать как спе­цифическое политико-правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающее противоречия, существую­щие в рамках этого отношения. В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются понятия “спор” и “ситуация”. Спор имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порож­дает трения между ними. “Ситуация” - более широкое понятие, чем “спор”.

Правовые последствия, вытекающие из квалификации СБ ООН конфликта в качестве “спора” или “ситуации”, не одинаковы. На основании п.3 ст.27 Устава постоянный член СБ, являющийся стороной в споре, должен воздерживаться от голосования при принятии решения. Это положение не относится к ситуациям. Согласно п.1 ст.36 Устава, СБ может рекомендовать процедуру и методы урегули­рования как спора, так и ситуации. В соответствии со ст. 37 и 38 СБ может реко­мендовать сторонам условия разрешения спора, но не ситуации. Передача дела в Международный Суд ООН может иметь место только в отношении спора, но не ситуации.

Различают два вида споров и ситуаций: продолжение одних угрожает меж­дународному миру и безопасности, продолжение других не сопряжено с такой угрозой.

Международные споры классифицируются по различным основаниям: по объ­екту или предмету спора, по степени опасности для международного мира, по гео­графии распространения (локальные, региональные, глобальные), по числу субъ­ектов (двусторонние или многосторонние).

В п.2 ст.36 Статута МС ООН содержится перечень критериев, дающих представление о том, что следует понимать под спорами юридического характера (в отличие от политических споров). Правовыми спорами, подпадающими по юрисдикцию МС ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, лю­бого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства.

Пожалуй, наиболее опасными являются территориальные споры.

В современном международном праве в качестве общепризнанного импера­тивного сложился принцип мирного разрешения споров, согласно которому между­народные споры должны разрешаться исключительно мирными средствами. Со­гласно п.3 ст.2 Устава ООН, “все Члены Организации Объединенных Наций раз­решают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость”. Впо­следствии содержание этого принципа было развито в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Важную роль в этом направлении имели Манильская деклара­ция ООН о мирном разрешении международных споров 1982 г. и Декларация ООН о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угро­жать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области 1988 г.

Юридическое содержание принципа мирного разрешения международных спо­ров составляет совокупность прав и обязанностей государств-участников спора:

1. Государства обязаны разрешать свои международные споры исключи­тельно мирными средствами.

2. Государства не вправе оставлять свои международные споры неразре­шенными. Это означает с одной стороны, требование скорейшего разрешения международного спора, с другой - необходимость продолжения поиска альтерна­тивных путей разрешения спора.

3. Государства должны воздерживаться от действий, способных обострить возникший между ними спор.

4. Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международ­ного спора и справедливости. Данное требование предполагает применение в про­цессе разрешения споров основных принципов международного права, соответ­ствующих норм договорного и обычного права (согласно ст.38 Статута МС ООН).

5. Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согла­сию конкретных средств мирного урегулирования возникающих между ними спо­ров и конфликтов.

Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого регулирова­ния, которые зафиксированы в ст.33 Устава ООН:

* переговоры (наиболее гибкое средство, так как конкретные цели, состав участников, уровень представительства, организационные формы переговоров согласуются самими спорящими сторонами);

* консультации сторон (разновидность переговоров, которая обеспечивает непрерывность контактов между спорящими сторонами, а также позволяет не только разрешать уже оформившиеся споры, но и осуществлять профилактику возможных конфликтов);

* обследование (используется в тех случаях, когда спорящие расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. В этом случае назначается на паритетных началах международная следственная ко­миссия иногда во главе с представителем третьего государства. Результаты ра­боты комиссии в докладе, который ограничивается лишь установлением фактов. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следствен­ной комиссии по своему усмотрению);

* примирение (согласительная процедура) (создается на паритетных нача­лах комиссия, которая вырабатывает конкретные рекомендации сторон, причем выводы согласительной комиссии имеют факультативный характер);

* добрые услуги (действия не участвующей в споре стороны, направленные на установление контактов между спорящими сторонами);

* посредничество (непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора для всемерного содействия выработке приемлемого для этих сторон решения спора, причем посредник вправе предлагать свои варианты реше­ния);

* международный арбитраж (добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны (третейское разбиратель­ство), решение которой является обязательным для сторон в споре. Существует два вида арбитражных органов: постоянный арбитраж - Постоянная палата тре­тейского суда в Гааге, арбитраж ad hoc, который создается для рассмотрения кон­кретного спора между государствами. Различают три способа передачи дела на международное арбитражное разбирательство: специальное соглашение (компромисс), передающее существующий спор на арбитраж; специальное поло­жение (компромиссная оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут возникнуть из толкования или при­менения договора; общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитраж любых споров, которые могут возникнуть между сторонами (обязательный арбитраж);

* судебное разбирательство (главное сходство с арбитражем - в обязатель­ности выносимых решений, различия касаются главным образом порядка образо­вания, способа формирования, численного и персонального состава, функциони­рования и т.д. Основной суд - МС ООН).

Важную роль в урегулировании международных споров играют международ­ные организации, прежде всего ООН, в рамках которой предусмотрен целый арсе­нал общего недопущения и мирного разрешения конфликтных и спорных междуна­родных ситуаций:

* миротворчество (действия, направленные на то, чтобы склонить споря­щих к соглашению с помощью мирных средств, предусмотренных в гл.VI Устава ООН (остановить конфликт и обеспечить сохранение мира));

* поддержание мира (обеспечение присутствия ООН в районе международ­ного конфликта, которое может быть связано с развертыванием военного, поли­цейского или гражданского персонала ООН);

* постконфликтное миростоительство (предупреждение рецидива подоб­ного спора);

* превентивная дипломатия (действия, направленные на предупреждение споров между сторонами, недопущение перерастания их в конфликты и ограниче­ние масштабов возникших конфликтов);

* использование в случае возникновение юридических споров МС ООН.

В рамках общеевропейского процесса система мирного урегулирования споров явилась итогом двадцатилетней работы. которая велась на регулярных встречах представителей государств-участников СБСЕ и на четырех специальных совеща­ниях экспертов по мирному урегулированию споров (Монтре - 1978 г., Афины - 1984 г., Валлетта - 1991 г., Женева - 1992 г.).

Два последних совещания в основных чертах оформили окончательные ре­комендации относительно системы мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ, которые и были официально приняты Советом ОБСЕ на Стокгольмской встрече 15 декабря 1992 г. Система складывается из четырех элементов:

1. Механизм ОБСЕ по урегулированию споров, задача которого состоит в вынесении рекомендаций государствам относительно оптимальных процедур уре­гулирования споров, в том числе и в случае одностороннего обращения. По вза­имному согласию Механизм ОБСЕ может осуществлять функции по установлению фактов, проводить экспертные действия в отношении предмета спора, составлять доклады. Разбирательство или советы являются конфидециальными. Стороны по взаимному согласию могут признавать любые замечания или советы Механизма имеющими обязательную силу. Механизм не применяется, если одна из сторон считает, что спор затрагивает вопросы, касающиеся территориальной целост­ности или национальной обороны, права на суверенитет над территорией суши и т.п.

2. Конвенция по примирению и арбитражу в рамках ОБСЕ (принята в Сток­гольме) предусматривает общую процедуру примирения на основе соглашений ad hoc или на основе предварительных взаимных заявлений. В ней предусмотрена двухступенчатая система урегулирования споров в Примирительных комиссиях и Арбитражных трибуналах. Примирительная комиссия может создаваться по од­ностороннему заявлению государства-участника Конвенции. Процедура примире­ния состоит в том, что если стороны прийдут к взаимоприемлемому урегулирова­нию, то условия этого урегулирования фиксируются в резюме выводов, предписы­ваемом представителям сторон и членам Комиссии. В случае несогласия сторон Комиссия составляет заключительный доклад с предложениями по мирному уре­гулированию спора и доводит его до сведения сторон. Если они в течение 30 дней не соглашаются с предложениями, доклад направляется Совету ОБСЕ. Арбитраж­ный трибунал может создаваться по обоюдному обращению спорящих сторон или по односторонней просьбе государства-участника Конвенции по истечении 30 дней после представления доклада Примирительной комиссии Совету ОБСЕ. Го­сударства-участники располагают возможностью сделать заявления о признании обязательной юрисдикции Арбитражного трибунала путем уведомления депози­тария Конвенции.

3. Положение о Комиссии ОБСЕ по примирению (принято в Стокгольме) конкретизирует Конвенцию и развивает валлеттскую процедуру мирного урегули­рования. Положением предусмотрено, что государство-участник может в любое время заявить, что оно на условиях взаимности согласится с процедурой примире­ния Комиссии в отношении споров между ним и другими государствами-участни­ками, а также, что оно будет считать обязательным, на условиях взаимности, лю­бые условия урегулирования, предложенные Комиссией.

4. Положения о директивном примирении (приняты в Стокгольме) пред­усматривают, что Совет ОБСЕ или Комитет старших должностных лиц (КСДЛ) “могут предписать двум любым государствам-участникам прибегнуть к процедуре примирения с целью оказания им содействия в разрешении спора, который они не смогли урегулировать в течение разумного периода времени”. Эта процедура бу­дет заключаться в передаче спора на рассмотрение Примирительной комиссии.

Важная роль в урегулировании международных споров принадлежит Суду Европейского Союза. Он компетентен регулировать межгосударственные споры, аннулировать действие законодательных актов и решений, принимаемых другими главными органами ЕС, а также обязывать государства-члены ЕС выполнять взя­тые на себя обязательства. Суд ЕС может также дать толкование норм права ЕС.

Принципиальная особенность Суда ЕС состоит в том, что истцами в нем могут выступать все субъекты права ЕС, а именно органы ЕС, государства-члены ЕС, их юридические и физические лица, национальные судебные органы.

В состав суда входят 13 судей и 6 генеральных адвокатов, избираемых на шесть лет. Судопроизводство состоит из письменной и устной стадий. Дела об­суждаются на закрытых заседаниях. Решения оглашаются на открытых заседаниях и приобретают обязательную для сторон силу с момента вынесения.

Европейский суд по правам человека является главным судебным органом Совета Европы. Он уполномочен рассматривать споры между участниками Евро­пейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. по поводу толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней. Обязательная юрисдикция Европейского суда распространяется также на право Суда рассматривать индивидуальные петиции о нарушении прав человека.

Однако отдельные лица и неправительственные организации не имеют не­посредственного доступа в Европейский суд. Предварительно петиции рассматри­ваются в Европейской комиссии по правам человека, которая и выносит решение относительно того, надлежит ли принимать эти петиции к рассмотрению в Евро­пейском суде или нет.

Решения Европейского суда носят обязательный характер для государства или государств, против которых эти решения направлены.

Нечетко оформленный механизм мирного разрешения споров внутри СНГ со­держится в Уставе СНГ, принятом в Минске 22 января 1993 г. В нем есть специ­альный раздел, озаглавленный “Предотвращение конфликтов и разрешение спо­ров”, а также ст.32 “Экономический суд”. Их положения распространяются на следующие категории конфликтных ситуаций и споров:

* “конфликты на межнациональной и межконфессиональной основе, могу­щие повлечь за собой нарушение прав человека”;

* “споры между государствами-членами”

* “споры, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве”.

Первая категория споров подлежит урегулированию посредством перего­воров или достижения договоренности о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования споров (ст.17). Относительно второй категории споров Совет глав государств правомочен в любой стадии спора рекомендовать сторонам надлежа­щую процедуру или методы его урегулирования (ст.18).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: