Дискурсивный переворот» и новая онтология

Вопрос о научной природе языкознании, какдис­циплины, занимающейся «исследованием языка, или человеческой речи во всем ее разнообразии» [Бодуэн де Куртенэ 1963, I: 206], всегда имел определяющее значение: от принадлежности лингвистики к гуманитарным или, наоборот, естественным наукам зависят ее теоретическая ориентация, методологические установки и исследовательские практики.

Категория гуманитарные науки вызывает в памяти резкое возражение Бодуэна де Куртенэ [1963, II: 65—66]: «Здесь я позволю себе решительно вы­сказаться против термина гуманитарные науки. Термин этот возник на фоне ограниченности средневековых понятий и обязан своим появлением филоло­гам, охваченным манией величия, для которых "человек начинается только от грека". Гуманитарные науки — это просто науки психические, точнее го-

воря, психико-социальные». И хотя сегодня отказаться от этого термина не так просто, поскольку он прочно утвердился в истории науки, далее, учиты­вая замечание Бодуэна, под гуманитарными науками мы будем подразуме­вать именно науки социально-психологические или просто социальные, тем более что последнее наименование закрепилось в новых языках [ social scien­ces — Schütz 1940; Hagège 1990; Sozialwissenschaften — Habermas 1985 и др.].

Социальные науки сегодня все больше обращаются к языку и дискурсу как методологическому основанию научного анализа. Одними из первых были философы. Изучением повседневной речи занимались этнометодологи и ко­гнитивные социологи. К языковому материалу также обращались символи­ческий интеракционизм, теория социальных представлений и социальный конструкционизм. Эти тенденции усилились в общенаучном контексте постструк­турализма и постмодернизма, причем настолько, что их рассматривают как лингвистический или дискурсивный переворот в социальных науках [ dis­cursive turn — Harré 1995: 146; Flick 1995b: 94 и др.].

Смена парадигм основывается на принятии принципиально новой онто­логии социально-психологического, человеческого гуманитарного мира, про­тивопоставляемой традиционной онтологии материального физического мира. «Старую» механистическую онтологию Ром Харрэ и Грант Жиллет условно называют «онтологией Ньютона», а новую дискурсивную — «онтологией Вы­готского» [Harré, Gillett 1994: 29—30].

Таблица 1. Две онтологии

Онтологии Локализация Сущности Отношения
Механистическая (Ньютона) Пространство и время Предметы и события Каузативный детерминизм
Дискурсивная (Выготского) Сообщества лю­дей, социальные миры Речевые акты, дис­курс Вероятностные зависимости, пра­вила и нормы диа­лога

Сопоставляя «старую» и «новую» онтологии, необходимо оговориться, что этот термин здесь понимается не как соответствующий раздел философии, охватывающий проблемы бытия, а скорее как система взглядов и базовых категорий относительно той части действительности, которая подлежит исследованию в данной сфере научного знания, иначе говоря, как научный

способ вычленения и представления предмета анализа из совокупного объек­та познания [ср.: Панфилов и др. 1983].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: