Языкознание будет становиться все более точной наукой также в зависимости от того, насколько в его базисной науке, в психологии, будет совершенствоваться метод качественного анализа.
И. А. БОДУЭН де КУРТЕНЭ [1963, II: 17]
Хотя речь здесь пойдет не только о социологии, психологии или теории коммуникации как основном научном контексте дискурс-анализа, вопросы
методологии, приоритетности тех или иных исследовательских практик, позиций и общих подходов к изучаемым феноменам должны занимать важное место во всякой претендующей на основательность работе.
1.5.1 Количественный vs. качественный: ложный изоморфизм
И. А. Бодуэн де Куртенэ научность языкознания увязывал с развитием качественного анализа в психологии, шире — во всех социальных дисциплинах. Качественный анализ когда интуитивно, а когда и вполне осознанно дихотомически противопоставляется количественному. Сами по себе бинарные оппозиции такого рода являются социальными конструктами, научными «языковыми играми», не всегда точно и адекватно отражающими реальное положение вещей. С оппозицией качественный — количественный связан ряд частных методологических противопоставлений, общую оценку которым, хорошо или плохо, licet или поп licet, исследователи выносят, исходя из собственной позиции. Частные или видовые оппозиции образуют два ряда, характеризующихся отношениями «ложного изоморфизма», т. e. ложного подобия соответствующих элементов двух множеств [Bavelas 1995: 50—51]:
|
|
Таблица 2. «Ложные оппозиции»
Количественный анализ | Качественный анализ |
Использует числа | Не использует числа |
Параметрический | Непараметрический |
С применением статистики | Без применения статистики |
Эмпирический | Неэмпирический |
Объективный | Субъективный |
Дедуктивный | Индуктивный |
Верификация гипотезы | Поиск нового знания |
Экспериментальный | Неэкспериментальный |
Лабораторный | Реально существующий |
Искусственный | Естественный |
Выводы не обобщаются | Выводы обобщаются |
Внутренняя обоснованность | Внешняя обоснованность |
Хороший / Плохой | Плохой / Хороший |
Несостоятельность некоторых якобы изоморфных оппозиций довольно легко продемонстрировать. Например, с количественным анализом порой ассоциируется эмпирический метод и наоборот — качественный анализ упрекается в неэмпиричности. Исходя из феноменологического понимания опыта
и значения слова эмпирический (не путать с философским эмпиризмом!), трактуемого как «происходящий из опыта», нетрудно заметить, что эта оппозиция как полярная дихотомия теряет смысл.
Однако многие ученые используют эту «оппозицию», обвиняя сторонников качественного анализа в методологической несостоятельности, поскольку качественный анализ якобы «неэмпиричен». Против таких аргументов, следовательно, в защиту качественного анализа направлено данное рассуждение о вреде навязывания столь категоричных противопоставлений.
|
|