Подрезание и заострение зубчатого колеса

При нарезании нулевых колёс с малым числом зубьев может возникнуть явление врезания головок зубьев режущего инструмента в ножки зубьев колеса. Это явление называется подрезанием зуба. При этом уменьшается его прочность и увеличивается износ рабочей части зуба. (рис. 2.9). При этом часть рабочего участка зуба не будет являться эвольвентой и основная теорема зацепления не будет соблюдена, а основание зуба – ослаблено Минимальное количество зубьев, при котором отсутствует подрезание zmin = 17.

Минимальное количество зубьев, при котором отсутствует подрезание:

, где a = 20о, ha* = 1. Тогда

Рис. 2.9. Подрезание ножки зуба

В этом случае практическая линия зацепления ab будет выходить за пределы теоретической линии AB. Для устранения подрезания необходимо совместить точки a и A на линии зацепления. С этой целью производят так называемую коррекцию, при которой зуборезная рейка отодвигается от заготовки нарезаемого колеса на определенное расстояние, достаточное для того, чтобы не происходило подрезание ножки зуба.

В некоторых случаях толщина зуба по окружности выступов оказывается слишком мала, что негативно влияет на прочность головки зуба. Это явление называется заострением зуба.

При определении заострения зуба удобнее пользоваться относительными величинами [sa /m ]. Обычно принимают следующие допустимые значения

улучшение, нормализация [sa /m ] = 0,2;

цианирование, азотирование [sa /m ] = 0,25...0,3;

цементация [sa /m ] = 0,35...0,4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: