Согласование и утверждение проектов и смет

Технические и техно-рабочие проекты на строительство, разработанные в соответствии с действующими нормами и правилами, не подлежат согласованию с органами государственного надзора. Исключения составляют лишь проекты, в которых по тем или иным соображениям допущены отклонения от норм или на которые в настоящее время не установлены соответствующие нормы и правила. Рабочие чертежи, выполненные в соответствии с техническим проектом, утверждению не подлежат.

Сметы к проекту согласовываются с подрядными организациями до начала строительства. Проектные решения, затрагивающие интересы министерств, ведомств и организаций, в обязательном порядке согласовываются с этими учреждениями.

После согласования смет с подрядными организациями утвержденная стоимость строительства завода и отдельных видов работ является окончательной. Разногласия между заказчиком и подрядчиком устраняет министерство или ведомство.

Технические или техно-рабочие проекты до утверждения должны подвергаться экспертизе, проводимой в установленном порядке.

Входящие в проект примыкания к железнодорожным путям, а также устройство внешних линий связи, электро- и теплосетей, вопросы транспорта и специальных сооружений согласовываются с соответствующими министерствами и ведомствами.

Проектные организации обязаны по поручению заказчика защищать разработанный ими проект в утверждающих инстанциях.

Общая записка, генеральный план, сводка затрат, сводная смета и каталоги единичных расценок должны иметь номер, дату и заверенные подписи об их утверждении.

Документ об утверждении проекта завода, цехов или других сооружений должен содержать основные данные и технико-экономические показатели, учитывающие специфику промышленности и вида строительства.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

Понятие о генеральном плане предприятия

Генеральный план предприятия представляет собой проект взаимного расположения всех зданий и сооружений завода, рельсовых и безрельсовых дорог, подземных и наземных инженерных сетей, увязанных с рельефом и благоустройством территории предприятия и ситуационным планом района строительства.

Генеральный план является основным документом, в соответствии с которым в процессе строительства осуществляется размещение всех производственных и вспомогательных зданий и сооружений. Генеральные планы заводов разрабатываются на основе строительных и санитарных норм, инструкций и указаний по строительству. В генеральном плане должно найти отражение рациональное решение горизонтального и вертикального расположения зданий и сооружений.

Генеральный план предприятия, входящего в промышленный узел, проектируется как проект развития генерального плана единого промышленного узла на основе комплекса следующих данных:

- генерального плана единого промышленного узла;

- данных, характеризующих площадку, выбранную для строительства (ситуационный план района, топографический план; геологические изыскания);

- состав проектируемого предприятия;

- технологические схемы производства.

Требования генеральному плану исходят из характера производства, технологических процессов, местных условий, стремления получить наибольший экономический эффект и определяются следующим:

- взаимосвязью всех производственных, вспомогательных и обслуживающих зданий (цехов) и сооружений на территории предприятия;

- дается планировочная структура промышленной площадки (разделение территории на отдельные зоны – зонирование по технологическому процессу производства);

- расположение зданий должно обеспечить возможность дальнейшего расширения предприятия без нарушений и сноса возведенных конструкций;

- решить вопросы транспортных коммуникаций, наиболее полно использовать местные пути сообщения, предусмотреть ввод железнодорожной ветки на территорию предприятия (учитывая нормы грузооборота);

- решить вопросы инженерных коммуникаций;

- располагать здания и сооружения наиболее благоприятно для освещения и проветривания;

- здания, выделяющие пыль, газ, дым и другие неприятные запахи, строить по отношению к другим с наветренной стороны;

- установить полную производственно-строительную характеристику (с точки зрения унификации зданий и сооружений, строительных конструкций, способствующих применению индустриальных методов строительства).

Генеральный план предприятия представляет собой чертеж, выполненный в масштабе 1: 2000 или 1: 1000.

Для правильной разработки генерального плана завода необходимо знать функциональную связь между всеми его подразделениями. С этой целью составляют технологическую схему производства, которая позволяет определить последовательность производственного процесса и установить рациональное расположение сооружений и направление грузовых потоков.

Одновременно с разработкой горизонтальной планировки генерального плана выполняют сплошную вертикальную планировку или выборочную – по главным объектам, для чего используют топографические карты площадки застройки с нанесенными на них через 1,0 или 0,8 м горизонталями. Схемы генерального плана завода и вертикальной планировки показаны соответственно на рисунках 2.2. и 2.3.

Основные этапы разработки генерального плана

При разработке генерального плана необходимо, знать площадь, занимаемую предприятием, отдельнымизданиями, цехами, устройствами, сооружениями, и состав завода.

Ориентировочный подсчет необходимых площадей для отдельных цехов, зданий и в целом завода производится на основании программы выпуска изделий и технико-экономических показателей данной отрасли промышленности:

1. Общая площадь предприятия определяется по годовому выпуску продукции с одного квадратного метра общей площади завода (в рублях, тоннах или штуках).

2. Производственная площадь завода устанавливается по годовому.выпуску продукций одного квадратного метра производственной площади (в рублях, тоннах или штуках).

3. Количество основного оборудования подсчитывается по годовому выпуску продукции с единицы основного оборудования.

4. Количество производственных рабочих определяется по годовому выпуску продукции на одного производственного рабочего

1 – роза ветров; 2 – гараж; 3 – пожарное депо; 4 – склад химреактивов; 5 – склад кислородных баллонов; 6 – склад РСУ; 7 – склад РСУ; 8 – склад сжатых газов; 9 – ацетиленовая станция; 10 – склад масел; 11 – деревообрабатывающий цех; 12 – испытательная станция; 13 – агрегатно-сборочный цех и цех окончательной сборки; 14 – склад карбидов; 15 – корпус складов; 16 – проходные; 17 – комплекс подготовки производства; 18 – компрессорная станция; 19 – КБ и ЦЗЛ; 20 – заготовительные цехи; 21 – брызгательный бассейн; 22 – механические и механосборочные цехи; 23 – комплекс цехов трубопроводов; 24 – административный корпус и ВЦ; 25 – столовая

Рисунок 2.2 – Возможная схема генерального плана завода

а) – бестеррасная; б) – террасная

Рисунок 2.3 – Возможная схема выборочной вертикальной планировки

Таким образом, будут получены ориентировочные цифры, необходимые для первого этапа разработки генерального плана. Состав завода определяется по типовым проектам данной отрасли промышленности или по предварительному аналогу.

Генеральный план разрабатывается в три этапа: на первом этапе делается технологическая схема генерального плана, на втором — промежуточный генеральный план и третьем после.выполнения технологической части проекта с планами расположения оборудования производственных и вспомогательных отделений, с точно рассчитанными размерами зданий, с установленной формой.и типом зданий – от окончательный генеральный план.

Для разработки генерального плана попользуются данные, полученные при выборе участка строительства завода. Ситуационный план местности (карта района), сделанный в масштабе 1:2000, с нанесенными на нем существующими путями сообщения, линиями энергопередач, газо- и водопроводными линиями всех существующих промышленных предприятий дает возможность наметить рациональное расположение завода в данном районе.

После определения состава завода, общей его площади а также площади всех производственных цехов и сооружений приступают кразработке технологической схемы генерального плана с учетом всех особенностей производств и места строительства.

Взаимное расположение зданий, сооружений и устройств составляется на основании выбранного технологического процесса изготовления продукции (по расцеховкам).

В основу разработки любой планировки и в частности< генерального плана заложен принцип рационального перемещения материала, которое является 'важнейшим условием производства.

Необходимо разработать такую технологическую схему генерального плана, которая бы обеспечивала передвижение материалов малые расстояния, и лишь в направлении, ведущем к завершению изготовления изделий.

Основная задача, которую необходимо решить на этом этапе сводится к организации грузового потока материала или направления его перемещения через.все производственные процессы. С этой целью разрабатывается транспортно-технологическая схема (ТТС) завода, связывающая все операции производственного процесса в последовательности их |выполнения.

Если не представляется возможность образовать поток всему предприятию, необходимо обеспечить поток, охватывающий отдельную часть -производственного процесса; поток для определенной группы деталей или изделий.

Местоположение.пунктов постоянного хранения.иди временного накопления материалов должно быть тщательно продумано так как отсюда начинается движение материалов.

Для выполнения планировок не существует единой формулы и способы разработки их еще не совершенны. Обычно работа над планировкой заключается в составлении нескольких вариантов размещения объектов одного н того же участка в подробном разборе всех преимуществ и недостатков каждого и выборе наилучшего варианта. Анализ вариантов планировочных решений производится с точки зрения выполнения основных правил:

- прямоточное перемещение деталей и изделий в процессе их производства;

- сведение к минимуму транспортных операций;

- 'рациональное использование площади участка.

Для конкретного решения, вопросов рационального размещения всех цехов и устройств производится анализ материальных потоков завода, который сводится к следующему:

- составляется схема всех участвующих в технологическом процессе цехов;

- устанавливаются основные направления грузопотоков согласно принятому процессу производства;

- определяются детали и.изделия, у.которых маршруты не совпадают с основными материальными потоками;

- изучается порядок обработки этих деталей и изделий и вносятся предложения по ликвидации лишних маршрутов. Такой анализ дает ясное представление о расположении цехов завода и поможет в уточнении генерального плана.

При проектировании генерального плана завода обязательно составляется план размещения инженерных сетей с выбором способа их прокладки (наземный, надземный или подземный). Инженерные сети должны по возможности занимать наименьшую часть территории завода и находиться в общих коллекторах, траншеях, каналах и эстакадах.

Для окончательно разработанного генерального плана должны быть обоснованы соответствующие технико-экономическими показателями: плотность застройки, коэффициенты использования территории, озеленения и др.

Плотность застройки площадки завода определяется в процентах как отношение площади застройки к общей площади завода в с включением в нее площади, занятой веером железнодорожных путей. Для промышленного объекта плотность застройки составляет 45 …60% и может быть уменьшена не более чем 1/10 согласно существующим положениям.

Коэффициент использования территории есть отношение площади, занятой зданиями, сооружениями, открытыми складами, навесами, специальными бассейнами, железными и автомобильными дорогами, тротуарами, к общей площади завода.

Коэффициент озеленения - отношение площади зеленых насаждений к общей площади завода.

Выбор места для строительства завода.

Выбор места (площади) для строительства завода осуществляется на основе документа «Положения о порядке выбора района и пункта строительства новых промышленных предприятий и об основных показателях технико-экономического обоснования размещения предприятий» в соответствии со схемами развития народного хозяйства, в частности авиационной техники.

Для выбора площадки создается комиссия, состоящая из представителей всех заинтересованных учреждений и ведомств.

Прежде чем выбрать площадку, комиссия знакомится с предварительными данными о проектируемом предприятии, а именно: с предполагаемой стоимостью и масштабом строительства, с расчетным количеством будущего завода, с потребностями в сырье, энергии и транспорте, с параметрами жилого массива и т.п. Ознакомившись с материалами, комиссия намечает несколько возможных площадок для строительства предприятия.

Проектируемые предприятия следует размещать в промышленном узле (в группе предприятий) с организацией для них общих объектов вспомогательных производств и хозяйств, инженерных сооружений и коммуникаций. Расположение площадки, а следовательно, и будущего предприятия, должно предусматривать возможность расселения рабочих и служащих в городе или поселке. При этом время, затрачиваемое на дорогу от места жительства до работы, не должно превышать 45 минут.

Особое внимание должно быть уделено вопросам охраны окружающей среды. При выборе площадки для нового завода составляют специальный план местности, выполняемый на топографической основе. На план наносят варианты площадок с привязкой их к географическим координатам, транспортные пути, акватории и пристани, линии электропередач, теплотрассы, населенные пункты, реки, озера и др.

Необходимо также учитывать климатические и топографические условия, инженерно-геологическую характеристику территории, возможность очистки сточных вод, наличие источников водоснабжения и сетей энергоснабжения, обеспечение железнодорожным, автомобильным, водным и даже авиационным транспортом.

Климатические условия местности характеризуются максимальными, минимальными и средними температурами каждого месяца года, а также направлением, повторяемостью и скоростью ветра в разные периоды года, т.е. так называемой «розой ветров» (см. рисунок 2.4).

Знание климатических условий необходимо для расчета отопления и вентиляции новых зданий. В целях обеспечения проветривания внутризаводских проездов предприятия целесообразно располагать продольной осью параллельно направлению господствующих в зимний период ветров или под углом к ним не более 200…450. Наиболее предпочтительная форма площадки – прямоугольник с соотношением сторон 1: 2 или 2: 3.

Рельеф и инженерно-геологическая характеристика местности должны отвечать следующим требованиям:

- максимальный уклон территории – 5 %; минимальный – 0,3 % (для обеспечения стока атмосферных вод);


а) – зимой; б) – летом

Рисунок 2.4 – Роза ветров.

- максимальный уклон территории в направлении, параллельном направлению железнодорожных путей – 0, 5 % (при большем уклоне резко возрастает объем земляных работ и усложняется организация межцехового транспорта);

- грунты на территории выбранной площадки должны быть (во всяком случае, предпочтительно) однородного геологического строения с нормативным давлением не менее 15 Н/см2;

- среднее превышение поверхности площадки над отметкой наивысшего уровня грунтовых вод должно быть не менее семи метров (для устранения возможности затопления подземных сооружений предприятия);

- промышленные площадки необходимо располагать выше расчетного горизонта паводковых вод не менее чем на 0,5 м (за расчетный горизонт принимают наивысший уровень воды с вероятностью повторения один раз в 100 лет).

Особое внимание при выборе площадки под строительство уделяется транспорту. Различают внешний и внутризаводской транспорт. Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия с местами получения сырья и деталей, отправку готовой продукции и удаление отходов производства. Внутризаводской транспорт выбирают из расчета мощности грузооборота и характера перемещаемого груза.

При выборе площадки учитывают внешний транспорт и условия примыкания подъездных путей к железнодорожным путям и автомобильным дорогам общего пользования.

Кроме того, тщательно изучают энергетическую базу района строительства.

В результате всестороннего рассмотрения всех вариантов площадок под строительство предприятия останавливается на одном - оптимальном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: