Качество как категория управления – интегральное понятие, которое характеризует рыночную значимость и признание произведенной продукции или услуги. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять потребности потребителей.
Качество – такая категория управления, которая определяет образ жизни, социальную и экономическую основу успешного развития человека и общества. Объектами качества в соответствии со стандартом ИСО 9001:2000 являются организация в целом как система, деятельность или процесс, продукт или услуга.
|
|
Формируется
Система управления качеством
|
руководством
предприятия
Создаётся руководством
предприятия как
средство реализации
политики качества
| |||||
| |||||
схема
В теории менеджмента качества выделяются следующие определения:
- требование качества – требование, касающейся всей суммы характеристик объекта и их значений;
- менеджмент качества – полный набор процессов, используемый в системе менеджмента качества;
- управление качеством – часть менеджмента качества, сфокусированная на выполнении требований качества;
- гарантия качества – часть менеджмента качества, сфокусированная на обеспечение уверенности, что соответствующее требование качества будет выполнено;
- улучшение качества – часть менеджмента качества, сфокусированная на увеличении его эффективности.
В настоящее время наиболее эффективной моделью качества является модель Всеобщего Управления Качеством (Total Quality Management – TQM). Данная технология основана на участии всех работающих в организации на всех уровнях организационной структуры.
Политика в области качества формируется в виде направлений деятельности и может предусматривать улучшение экономического положения предприятия, завоевания новых рынков сбыта, ориентацию на удовлетворение требований потребителей отдельных отраслей или регионов и др.
Управление качеством как идеология начинает применятся теми организациями, которые желают быть эффективными и конкурентными.
Ключевой особенностью управления в системе менеджмента качества являются использование командной работы и коллективных форм и методы поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие всего коллектива в улучшении качества. Исходя из того, что управление качеством основывается на трёх факторах – качестве персонала, материального обеспечения и организации работ, внедрённая система менеджмента качества позволяет руководителям перейти на режим управления процессами «по отклонениям», минимизируя затраты и повышая эффективность работы.