Понятие правового регулирования

Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука определяет свойства права, те характерные черты, которые придают праву качество государственного регулятора общественных отношений:

а) нормативность, поскольку право состоит из правил поведения общего характера;

б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

Важным качеством любого общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит объективная необходимость их социального регулирования. Урегулированность и порядок сами суть необходимый момент всякого способа производства, коль скоро он должен приобрести общественную устойчивость и независимость от простого случая или произвола. Регулировать (в социальной жизни) – значит определять поведение людей и их коллективов, давать им направление функционирования и развития, вводить их в рамки, целенаправленно упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуются рядом закономерностей: во-первых, каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования («не больше» - «не меньше»). Эта мера зависит от требований материальных условий жизни людей, от этапа развития общества, особенностей типа общества; во-вторых, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных механизмов; в-третьих, по мере развития социальной жизни происходят изменение качества регулирования, усложнение и совершенствование регулятивных механизмов.

При любом подходе к праву в нем признается определенный общественный порядок, право выступает в качестве общественного средства, обеспечивающего порядок в обществе. Также несомненна специфика права как общественного регулятора: оно выделяется своей обязательностью для членов общества, правовые установления обладают потенциальной принудительной силой. Этот момент очень важен для выяснения сущности права. Обязательность права – его необходимое качество, без обязательности право утрачивает свою индивидуальную определенность среди других регуляторов. Но за обязательностью следует возможность принуждения. Значит, и возможность подавления, насилия.

Нормативность – свойство права, выявляющее его смысл и предназначение; в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни; движения общества к свободе, согласия и компромисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения. Право может быть охарактеризовано как «система норм», т.е. общих правил, образцов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и в соответствии с которыми должно строиться поведение всех лиц, попавших в нормативно регламентированную ситуацию. При этом нормативность права – эта нормативность особого качества. Эта нормативность, имеющая характер, всеобщности, т.е. такая, когда общие правила являются таковыми для всей страны, а сама нормативность выступает как нормативность общеобязательная.

Правовая действительность, т.е. вся совокупность юридических правовых явлений, существующих в обществе, не исчерпывается одним только правом как нормативным институционным образованием. Писаное право (как система норм) – центр, ядро всей правовой действительности. Кроме него, но всегда в связи с ним есть еще два узловых правовых явлений, которые характеризуют правовую действительность в целом. К ним относятся: юридическая (прежде всего судебная) практика, которая выражает социальное содержание права; правовая идеология, которая прямо выражает господствующее в обществе правосознание.

Все эти три определяющих правовых явления (писаное право как система норм, юридическая практика, правовая идеология) образуют в совокупности правовую систему, которая выражает особенности правовой действительности страны. Понятие системности права является одной из сущностных характеристик права. Системность права проявляется в регулировании всей системы общественных отношений, в существовании системы законодательства государства. Организующая, цементирующая, объединяющая роль нормативности права проявляется в формировании комплексов правовых систем и средств. В развитых правовых системах на общественную жизнь воздействуют не отдельно взятые, изолированно существующие правовые нормы, иные правовые средства, а их системы, комплексы, порой довольно сложные. Именно через системы правовых средств оказывается возможным обеспечить многостороннее правовое воздействие на общественные отношения, учесть интересы различных субъектов.

Соединять правовые средства во взаимосвязанные комплексы, в целостные системы можно при помощи нормативной формы, точнее, при помощи нормативных документов, в особенности кодифицированных, которые в первую очередь затрагивают содержание права, саму правовую материю. Следовательно, формальная определенность права – выражение правовых норм в нормах актов, в различных правовых актах и в их упорядочении.

Таким образом, сущностная характеристика права проявляется в его нормативном характере, системности и формальной определенности права.

ТЕМА 15. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

1. Нормативная система общества. Понятие социальных норм. Социальные и технические нормы.

2. Место правовых норм в системе социальных норм.

3. Право и мораль. Справедливость и право.

1. Нормативная система общества. Понятие социальных норм. Социальные и технические нормы

Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы. Социальная норма – это правила социально-значимого поведения членов общества. Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа.

Система социальных норм отражает достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденции общественного развития, т.е. таких законов, которые действуют с естественно-исторической необходимостью. Объективный характер этих законов органически связан с их научным познанием людьми и использованием их в целенаправленной социальной деятельности.

Социальные нормы связаны также с законами естественно-технических наук, с самим научно-техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации.

Социальные нормы охватывают различные группы норм, действующих в определенных взаимосвязях друг с другом. Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:

а) по способу их установления (создания);

б) по средствам охраны их требований от нарушений.

К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и другие нормы. В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы дополняется, корректируется другими социальными нормами.

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.

Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

1. Социальные нормы являются правилами поведения людей, определенный стандарт поведения.

2. Социальные нормы – это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил).

3. Социальные нормы – это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе.

Основными видами социальных норм являются:

1. Экономические нормы – это нормы, регулирующие хозяйственную деятельность общества на саморегулирующихся началах. Они объективно требуют соответствующего поведения, осмысления людьми, государством. Введения их посредством издания правовых норм.

2. Политические нормы – они регулируют отношения социальных групп, классов, граждан к государственной власти, отношения между классами, нациями и народами. Нормы, обладающие наибольшей общественно-политической значимостью, широтой содержания, называются политическими нормами (принципами). К ним относятся: принцип полновластия, суверенитета народа, принцип равноправия народов, наций, равноправия государств, принцип ненасильственного мирного разрешения международных споров и др. Они находят отражение в политических декларациях, манифестах государств, политических партий и движений, в конституциях государств, уставах и программных документах политических партий. Политические нормы, выраженные в юридических актах государства, приобретают значение правовых норм.

3. Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) принимаются общественными организациями, трудовыми коллективами, учебными учреждениями, предпринимательскими союзами. Эти нормы выражаются в уставах объединений, учреждений, в положениях и других актах.

4. Нормы обычаев – это правила, утвердившиеся в общественной практике в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы (людей) форму социальной регуляции.

5. Традиции – сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, передаваемых из поколения в поколение. По сравнению с обычаями традиции представляют собой более широкое образование. Традиция – это такой социально-психологический феномен, который по содержанию значительно шире обычая. В качестве традиции проявляются определенные идеи, ценности, социальные установления. В социальной жизни обычаи и традиции проявляются в обрядах, ритуалах.

6. Религиозные нормы – регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Свод морально-этических установлений – составная часть религиозных вероучений. Мировые религии: иудаизм, христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. В Библии, Коране, Талмуде, других источниках нашли выражение общечеловеческие нормы.

7. Нормы морали (нравственности) – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

8. Нормы права – это правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Все социальные нормы цементируются, гуманизируются правовыми нормами. Стабильность общественных отношений, демократический характер государства – вот благодатная почва для развития и функционирования всех социальных норм.

Наряду с социальными нормами систему нормативного регулирования общественной жизни составляют социально-технические нормы, определяющие порядок обращения людей с орудиями труда, механизмами, радиоактивными веществами, вредными выбросами и т.д. Пренебрежение техническими нормами недопустимо. Выработка стандартов и норм использования естественных сил природы, окружающей среды – составная часть правотворчества. Эта сфера сотрудничества представителей естественных наук и правоведов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: