Психологические школы в конце XIX - начале XX в

Школы Психологи Предмет и задачи психологии Содержание психики Метод исследования
Структурализм Э. Титченер Изучение струк­туры сознания Элементы психики Усовершенст­вованная ин­троспекция
Вюрцбургская школа О. Кюльпе, Н.Ах, К. Бюлер, О. Зельц Изучение дина­мики протека­ния познава­тельных про­цессов и факто­ров, на нее влияющих Элементы пси­хики, умствен­ные образы и их значения, уста­новка Метод систе­матической эксперимен­тальной ин­троспекции (словесного отчета)
Функционализм Европа -Ф. Брентано, К. Штумпф. США-В. Джемс, Д.Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс Исследование психических ак­тов, направлен­ных на какой-либо предмет или действие и выполняющих определенную функцию Интенциональные акты. Поток мыслей и пере­живаний, в кото­рых выделяются относящиеся к внешнему миру и себе, поток ак­тивности, объеди­няющей субъект и объект Наблюдение (как самона­блюдение, так и объек­тивное на­блюдение со стороны), анализ про­дуктов дея­тельности
Французская школа Т. Рибо, П.Жане, Э. Дюркгейм, Л.Леви- Брюль, Г. Тард Изучение фак­тов и законо­мерностей пси­хической жизни. Главным объек­том являются больные люди (или люди с по­граничными психическими состояниями), а также социаль­ные сообщества разного уровня (группы, толпа, племя) Сознательный и бессознательный уровни психики, содержанием которых явля­ются знания о мире и о себе, а также поступки человека Клинический и кросс-культурный методы
Описательная психология В. Дильтей, Э. Шпрангер Описание и ана­лиз психических явлений как от­дельных процес­сов жизненного целого, вопло­щенных в духов­ных, культурных ценностях Целостные и це­ленаправленные душевные про­цессы Постижение, основанное на анализе непосредст­венных пере­живаний «Я»
           

Лекция 27 НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В ПСИХОЛОГИИ (продолжение)

Тема: Французская психологическая школа.

1. Теодюль Рибо – основатель французской школы психологии.

2. Исследования гипноза в Нанси и Париже.

3. Исследования Пьера Мари Жане.

4. Французская социологическая школа.

Интерес французских ученых к проблемам содержания и структуры личности привел их к мысли о важности исследования роли культуры и социальной среды в процессе становления психики. Центральным стал вопрос о соотношении сознательного и бессознательного в психике, влиянии бессознательных мотивов на поступки людей, их взаимоотношении друг с другом. В работах французских ученых анализировалась природа гипноза и внушения, аномальные психические явления, а также поведение людей, страдающих различными формами психических заболеваний. Эти исследования приобретали особое значение для изучения психики нормальных людей. Изучение гипнотических явлений привлекло внимание не только медиков, но и психологов. Ими исследовались факторы, влияющие на внушаемость, степень гипнотической зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и психического состояния человека. Исследованием гипноза во Франции занимались две школы – в Париже и Нанси.

Школа в Нанси (А.Льебо 1823-1905). Льебо использовал гипноз при лечении соматических и невротических заболеваний, добиваясь значительных результатов. Льебо рассматривал гипноз как внушенный сон. Гипнотическое состояние путем внушения можно вызвать практически у любого человека. Психологические особенности такого состояния связаны с действием воображения. Были разработаны методы словесного внушения. Очень эффективными оказались приемы постгипнотического внушения: клиенты бессознательно хранили внушенную им информацию в течение многих лет.

Занимаясь лечением истерии ученые объясняли истерические симптомы (паралич деятельности или чувствительности) внушением со стороны другого человека (суггестия) или самого субъекта (автосуггестия).Такое внушение или самовнушение может происходить бессознательно.

Парижскую школу возглавил Жан Мартен Шарко (1825-1893). Психиатрическая клиника в Сальпетриере превратилась в мировую школу.

Шарко изучал наследственные формы нервных болезней и неосознаваемые психические явления, различные заболевания нервной системы. Были разработаны новые методы психотерапии (душ Шарко). Изучалось психотерапевтическое воздействие произведений искусства. Разрабатывая проблему истерии им были впервые описаны ее различные проявления. Отмечалось сходство между поведением истериков и людей, находящихся в состоянии гипноза. В отличие от ученых нансийской школы он утверждал, что гипнозу подвержены главным образом лица, склонные к истерии. Исходя из этого Шарко стал широко использовать гипноз при лечении истерии. Он считал истерию нервно-соматическим заболеванием, а гипноз, который с ней связан, относил к патологическим явлениям, обусловленным анатомо-физиологическими причинами. Были выделены различные стадии гипноза:

1. Каталепсия – оцепенение, сопровождаемое потерей способности к произвольным движениям).

2. Летаргия –болезненный сон, длящийся от нескольких часов до нескольких недель с почти неощутимым дыханием и пульсом. Летаргия м.б. одним из проявлений истерии.

3. Сомнамбулизм – (лунатизм) – расстройство сознания, характеризующееся выполнением во время сна бессознательных, внешне упорядоченных движений (перекладывание предметов, хождение по комнате, уборка помещения и т.д.). Воспоминания о совершенных действиях отсутствуют после пробуждения. Наблюдается у маленьких детей, а т. же психопатии, эпилепсии, травмах головного мозга.

2. Основателем французской школы психологии считается выпускник Сорбонны - Т.Рибо (1839-1916).

1885 – профессор Сорбонны.

1885 – профессор в колледже де Франс, где специально для него была создана кафедра экспериментальной и сравнительной психологии.

Рибо создатель и редактор собственного журнала «Философское обозрение», основатель общества физиологической психологии.

Психологию необходимо строить как точную позитивную науку. Кроме эмпирических методов он допускал использование интроспекции в психологии в тех случаях, где поиск истины не связан с точными науками. В основе психологии должны лежать естественные науки, прежде всего – биология. Подчеркивалось, что психические явления это, прежде всего эпифеномены (побочные явления) различных состояний мозга. Поэтому необходимо изучать их в неразрывной связи с нервными процессами. Психическое и физическое не разные сущности, а стороны одного и того же явления.

Рибо разработал метод «естественного эксперимента». С точки зрения Рибо – это эксперимент, который ставит над человеком природа, создавая людей разного типа, с разным уровнем развития - дикари, дети, взрослые цивилизованные люди и разным уровнем психического здоровья (невротики, умственно отсталые). Психология не может оставаться наукой о белом, взрослом, образованном человеке. В качестве объекта психологических исследований Рибо предлагал триаду: душевнобольной – ребенок – дикарь.

Душевная болезнь рассматривалась как своеобразный патопсихологический метод, как эксперимент более надежный и реперзентативный, чем эксперимент психофизический, при котором умалялась роль социальных факторов. Подчеркивалась связь познавательных, эмоциональных и волевых психических процессов.

1881 – «Болезни памяти»;

1885 – «Болезни личности»;

1888 –«Болезни воли»;

1889 – «Психология внимания».

Одним из наиболее значимых открытий Рибо является Закон обратного развития памяти. Был установлен порядок старческого ослабления памяти, ее утраты и процесс восстановления в случае временной потери памяти. (Закон прогрессивного расстройства памяти – память утрачивается в направлении от нового к старому и от сложного к простому). Прежде всего, забываются ближайшие текущие события: общие идеи, чувствования, действия. Сначала страдает память на собственные имена, далее – на конкретные предметы, еще позднее – на отвлеченные понятия. Долговременное сохранение в памяти отвлеченных понятий объясняется тем, что первоначально- для их запоминания требовалось больше времени и упражнений.

3. Пьер Мари Жане (1859-1941) – французский психолог и психопатолог. Основой неврозов считал нарушение равновесия между высшими и низшими психическим функциями. Психологию рассматривал как науку о поведении и разработал строгую иерархическую систему форм поведения от рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий.

«Психология должна быть патологической, так как зная психические болезни можно изучать нормальную психику. Болезненные и здоровые состояния подчиняются одним и тем же законам, потому что болезни лишь усиливают или ослабляют явления, присущие нормальным состояниям».

Жане изучал структуру сознания и подчеркивал, что все высшие проявления духа строятся на основе низших. Возникла необходимость изучения элементарных форм сознания. Ученый пришел к выводу о существовании рудиментарного сознания. В нем хранятся изолированные друг от друга ощущения, не способные воздействовать друг на друга. Начальное ощущение может вызвать образ, но этот образ не соединяется с другими и не действует на них. В рудиментарном сознании эмоции, ассоциации идей могут существовать в зачаточном состоянии. Это сознание безлично, т.е. не может вызвать идею о нашем «Я». Изолированные феномены сознания подчиняются законам:

1. ощущения и образы сопровождаются телесным движением, без которого не могут существовать.

2. всякое вызванное в сознании ощущении или образ остаются там до тех пор пока не вытеснятся другим ощущением.

3. всякое ощущение или эмоция стремятся развиваться, они проявляются всегда в специфических движениях и действиях.

Рудиментарное сознание – это низший уровень в структуре сознания. На следующих ступенях находятся – память, характер, личность. Для работы памяти необходимо обладать способностью испытывать ощущения. Память лежит в основе личности или «Я».

Трехуровневая структура сознания включает в себя:

1. – элементарные ощущения;

2. – память;

3. – личность или «Я».

Причем «Я» и личность не одно и то же. Личность неизменна и неделима, а «Я» изменяется в течение жизни. При этом болезни затрагивают именно область «Я».

Жане ввел в психологию такое понятие как сужение поля сознания. Поле сознание – это наибольшее число простых или относительно простых образов, которые одновременно могут находиться в одном и том же сознании. Оно не одинаково у всех людей, может изменяться у одного и того же человека. Сужение поля сознания – это психическая слабость, при которой субъект осознает меньшее число явлений (у больных людей, у детей). У детей это проявляется в прерывистых действиях, минутном гневе или слезах, а у больных в рассеянности внимания или сосредоточенности сознания на каком-нибудь одном пункте, забывании о присутствующих и т.д. Сужение поля сознания соответствует рудиментарной психике.

Далее Жане анализирует сознательное и бессознательное в психике. Психические расстройства влияют на возбуждение определенных функций. При этом происходит распад либо недавно образовавшейся, либо древней функции. Функции, находящиеся в области бессознательного отделены от личного сознания. Иначе говоря: бессознательный акт обладает теми же признаками, что и сознательный, но не осознается, выполняющим его субъектом. Например: воспоминание остается несмотря на амнезию; речь, хождение обнаруживаются во сне несмотря на мутизм и паралич в состоянии бодрствования. Внешне эти действия обладают разумностью, хотя и совершаются вне нормального сознания субъекта. Сознание связано с реальностью и проявляется в активной деятельности. Эта деятельность соединяет в себе несколько явлений и образует одно новое, отличное от первоначального. Существует 2 вида психической деятельности:

творческая и консервативная. Творческая синтезирует восприятия в суждения, общие понятия, художественные, моральные и другие концепции. Консервативная – пытается сохранять и повторять информацию (ассоциация идей, память). Сочетание этих двух сторон психики определяет физическое и духовное здоровье.

4.Французская социологическая школа занималась изучением социальных контактов. Э.Дюркгейм (1858-1917) стремился к созданию объективной социологии. Общество состоит из индивидов, но это не просто соединение частей. Общества нет там, где есть только индивиды. Над индивидом стоит высшая духовная власть – коллектив. Цель коллективной жизни – объединение индивидов в сообщества, которые наделяются моральным авторитетом и потому могут выполнять воспитательную функцию. В коллективе человек находит поддержку в минуты слабости, в коллективе человек может пожертвовать своими интересами ради общей цели. Индивид развиваясь становится все более автономным, но в тоже время сильнее зависит от общества. Эти процессы происходят параллельно. В основе формирования общества лежит механическая и органическая солидарность. Механическая солидарность – это солидарность вследствие сходства. Индивиды мало чем отличаются друг от друга. Они испытывают одинаковые чувства, имеют одинаковые ценности, общество сплоченно потому, что индивиды еще не дифференцированы (раннее первобытное общество). Органическая солидарность – сплоченность основана на социальной дифференциации. Индивиды не похожи друг на друга, но и могут сосуществовать рядом, принимать ценности другого (современные цивилизации).

Главная идея Дюркгейма: коллективное сознание отличается от индивидуального, так как развивается по своим законам, а не является результатом индивидуальных сознаний. Коллективное сознание – это совокупность общих верований, чувств, свойственных в среднем членам какого-либо общества. Т.О. индивид возникает из общества, а не общество из индивидов.. Общество – это совокупность ассоциированных индивидов, оно видоизменяется в зависимости от их расположения на территории, от количества и характера способов общения, от религиозных верований, обрядов и т.д.

Люсьен Леви -Брюль (1857-1939). «Первобытное мышление» (1922), «Первобытная душа» (1927)

Различным социально-историческим структурам соответствуют определенные типы мышления. Исходя их этого он сформулировал теорию о 2-х типах мышления. – первобытном и логическом.

Первобытное мышление: по содержанию – мистическое;

по способу организации – пралогическое (дологическое);

- нечувствительное к противоречиям и непроницаемое для опыта. Оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия) (объединение не по существенным признакам, а по приписываемым мистическим качествам). Эти стадии не меняют друг друга, а сосуществуют. В современном обществе доминирует логическое мышление, но сохраняются следы пралогического: в обрядах, морали, религии. В процессе исторического развития изменяется соотношение между первобытным и логическим мышлением, увеличивается доля логического мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: