ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. В. Н. КАРАЗИНА
Я. В. ПОДОЛЯК
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ХАРЬКОВ 2004
В пособии раскрывается предмет, задачи и методы педагогики высшей школы. Рассматриваются проблемы
воспитательной работы. Особое внимание самовоспитанию студентов.
Представлены принципы, методы и формы обучения, а также педагогические инновации. Изложены структура и проблемы высшего образования в Украине и особенности высшего образования в зарубежных странах.
Для студентов очной, заочной и дистанционной формы обучения, преподавателей и учителей, аспирантов, а также специалистов, которые самостоятельно изучают дисциплину «Педагогика высшей школы».
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель данной книги- ознакомить с вопросами педагогики высшей школы всех желающих, и и первую очередь тех, кто изучает эту дисциплину в высших учебных заведениях.
Педагогика высшей школы занимает особое место в системе подготовки студента к профессиональной деятельности.
|
|
Во-первых, овладение знаниями до педагогике высшей школы не только количественно увеличивает возможности студента, но способствует качественным изменениям стратегии его профессиональной деятельности и поведения.
Во-вторых, каждый студент должен уметь объективно оценивать познавательные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для своей профессии.
В-третьих, будущий профессионал должен овладеть педагогической культурой, умениями понимать своих коллег, воспитывать и обучать подчиненных.
В-четвертых, в наше время человеку с высшим образованием, чтобы не отстать от прогресса и цивилизации, необходимо постоянно учиться, приобретать новую информацию, менять специальности и профессию. А это, в первую очередь, предполагает постоянное накопление знаний из области педагогических инноваций.
Затронутые в книге темы дают краткий очерк основных проблем педагогики высшей школы, знакомят читателя с теми представлениями, которыми в данный момент располагает педагогическая наука как у нас в стране, так и за рубежом.
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Предмет педагогики высшей школы
Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей. Это нашло свое выражение и в названии самой науки: слово педагогика происходит от греческого «пайдагогос», что означает «детовождение». Постепенно сфера применения педагогики расширялась, накапливался и обобщался опыт педагогической деятельности. В результате педагогика превратилась в систему педагогических наук, включающую в себя различные отрасли: общую педагогику, дошкольную педагогику, школьную педагогику, профессиональную педагогику, специальную педагогику, сравнительную педагогику, социальную педагогику, военную педагогику и др.
|
|
В настоящее время большую актуальность приобрела педагогика высшей школы, призванная разрабатывать педагогические проблемы подготовки студентов к профессиональной деятельности.
Объектом педагогики высшей школы является деятельность высших учебных заведений по научной, общекультурной, практической подготовке специалистов.
Предметом педагогики высшей школы является изучение педагогических аспектов, педагогических закономерностей процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности в целях повышения его эффективности.
Подготовка студентов вузов складывается из воспитания, обучения, развития и образования. Какой же смысл вкладывает в эти понятия современная наука?
Воспитание -это целеустремленное, организованное формирование у студентов научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношении, профессиональных качеств, эстетического отношения к действительности, руководство их физическим развитием.
Более кратко можно сказать, что воспитание студента это целенаправленное формирование личности гражданина и
Обучение - это целеустремленный, организованный процесс вооружения студентов знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебными программами.
Развитие - это процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности студентов в соответствии с требованиями будущей профессии.
Воспитание, обучение и развитие - важнейшие составляющие образования.
Образование - процесс подготовки студента к выполнению определенных социальных и профессиональных функций, а также результат этого процесса в виде системы взглядов и убеждений, конкретного уровня образованности.
Образованность - это упорядоченные научные знания, умения и навыки, определяющие подготовленность человека к трудовой профессиональной деятельности и самореализации в обществе.
Понятие "образование" означает также совокупность и функционирование образовательно-воспитательных учреждений разных типов и ступеней (начальных, средних и высших школ, курсов, дошкольных и внешкольных заведений).
Содержание образования на каждом этапе социальной жизни зависит от уровня развитая науки и экономики, специфики системы народного образования конкретной страны, задач общества и социальною заказа государства, а также отведенного на образование времени и финансово-материального обеспечения.
Между воспитанием, обучением, развитием и образованием существует диалектическая, а это значит сложная, порой противоречивая взаимосвязь. Воспитание придает всему процессу подготовки студентов социальную направленность и выступает в качестве важного средства активизации познавательной деятельности студентов. В ходе обучения решаются не только образовательные задачи, но и осуществляются воспитание и развитие студентов.
Воспитание, обучение и развитие как целенаправленная, взаимообусловленная деятельность преподавателей и студентов образует педагогический процесс высшего учебного заведения. Педагогический процесс конкретизируется путем планирования учебно-воспитательной работы со студентами.
Внутренней основой педагогического процесса вуза является самостоятельная работа студентов и их самовоспитание.
Руководство педагогическим процессом осуществляют ректорат, деканат и кафедры.
Педагогика высшей школы призвана изучать структуру, функции, содержание и развитие педагогического процесса в вузе с целью выявления его закономерностей, обоснования принципов, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы со студентами.