Систематизация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. С течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение их создаёт трудности в использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства.

Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) -это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. Она тесно соприкасается с правотворчеством, но не совпадает с ним. При её осуществлении не вносятся изменения, дополнения в регламентацию общественных отношений, не происходит создание новых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.

В систематизации нормативно-правовых актов нуждаются законодатели, правоприменители и все граждане.

В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация. Ещё одним видом систематизации выделяют учёт.

Как разновидность систематизации, учёт законодательcтва и иных нормативных актов представляет собой деятельность по их обору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по исковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учёт. Учёт осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.

Основной задачей учёта является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию.

Сбор подлежащих учёту актов осуществляется различными способами. Значительную их часть можно получить из официально публикуемых сборников нормативных актов. Совокупность нормативных актов, взятых на учёт, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определённом порядке.

В государственных органах учётом и поиском нормативной информации обычно занимается специальная служба, именуемая кодификационным бюро, в составе одного или нескольких человек.

Инкорпорация представляет собой объединение в сборнике или собрании действующих нормативно-правовых актов в определённом порядке без изменения содержания. В отличие от учёта, осуществляемого государственными органами и юридическими лицами для собственных потребностей, инкорпорация проводится с целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами законов и иных нормативно-правовых актов.

Инкорпорация основывается только на внешней систематизации или простой классификации нормативных актов по определённым тематическим признакам: предметному и (или) хронологическому; Она может охватывать всё законодательство по данному предмету регулирования. Это называется генеральной инкорпорацией. Если она относится лишь к части законодательства, то является частной инкорпорацией.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Прежде чем поместить нормативный акт в сборник, осуществляется лишь внешняя его обработка, не затрагивающая его нормативного содержания. Именно этот признак - сохранение неизменным нормативного содержания акта - составляет основное отличие инкорпорации от консолидации и кодификации как более совершенных видов систематизации.

Результатом инкорпорации является издание сборников законов, собраний законодательства или сводов законов. Сборниками называются икорпорированные издания законов или иных нормативных актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами, а также тематические издания законов и иных нормативных актов. Собраниями называют инкорпорированные издания актов высших органов законодательной и исполнительной власти страны.

Инкорпорация бывает официальная, официозная, неофициальная в зависимости от того, кто её осуществлял.

Официальная инкорпорация - это упорядочение правотворческим органом норм путём издания сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер.

Официозными признаются собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения. Отсутствие такого одобрения означает, что ответственность за полноту собрания и соответствие текстов акта несёт составитель собрания, а не правотворческий орган.

Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Она не является формой опубликования нормативных актов. Практическое её значение -справочно-информационное.

Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Она может осуществляться только правотворческими органами государства и является разновидностью правотворчества.

Результатом кодификации является издание нового законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному вопросу нормативные акты и называется кодификационным актом.

Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками:

• кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий;

• в результате кодификации создаётся новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших;

• кодификационный акт является сводным актом, так как в нём сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область в общественных отношениях;

• кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определённой сфере общественной жизни;

• нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на следующие виды: основы законодательства, кодекс, устав, положение, правила.

По своей природе основы законодательства - это обычно нормы-принципы, нормы-дефиниции. Традиционно устоявшаяся форма кодификационного акта - кодекс.

Законодательство должно быть доступно широким слоям населения. Из первоисточника они должны узнавать о своих правах и свободах, а также о тех требованиях, которые предъявляют к ним государство и общество. Только надлежащее систематизированное законодательство позволит достичь должного уровня правовой культуры населения и профессионально-юридической культуры правоприменителей.

Консолидация представляет собой промежуточное звено, нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. Консолидация - это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Иными словами, консолидация представляет собой разновидность правотворческой деятельности. Это своеобразный правотворческий приём. Все нормативные установления ранее принятых актов объединяются в новом акте без изменений.

Консолидация достаточно широко используется в правотворческой деятельности с целью упорядочения нормативных актин по вопросам налогообложения, административной ответственности, словом, везде, где можно свести воедино десятки, а то и сотни разрозненных нормативных предписаний без изменения их содержания. Консолидация получили большое распространение во многих зарубежных странах.

Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом - и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией.

Недостаток консолидации - её неспособность менять содержания правового регулирования - в правотворчестве успешно преодолевается с помощью кодификации


[1] Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 2006. – С. 128.

[2] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2002. – С. 369.

[3] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2006. – С. 291.

[4] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 2005. – С. 292.

[5] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – С. 203.

[6] Общая теория права: Учебное пособие для юридических вузов. Изд. 2-е / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юристъ, 2005. – С. 219.

[7] Конституция Российской Федерации // Российская Газета. - №237 от 25.12.1993.

[8] Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2004. – С. 228.

[9] Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 2006. – С. 193.

[10] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. – М.: НОРМА, 2007. – 338 с.

[11] Конституция Российской Федерации // Российская Газета. - №237 от 25.12.1993.

[12] Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 2006. – С. 200.

[13] Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Былина», 2007. – С. 261.

[14] Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.И. Косарева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. – С. 181.

[15] Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - №8. - Ст. 801.

[16] Ст. 94 Конституции РФ, "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

[17] В.Е. Чиркин, Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004, стр. 373-374

[18] Ст. 106 Конституции РФ, "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

[19] Постановление Конституционного Суда от 23 марта 1995 г. N 1-П «По делу о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции Российской Федерации» "Собрание законодательства РФ", 27.03.1995, N 13, ст. 1207,

[20] В.Е. Чиркин, Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004, стр. 373

[21] В.Е. Чиркин, Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004, стр. 375

[22] В.Е. Чиркин, Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004, стр. 379

[23] В.Е. Чиркин, Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004, стр. 380-381

[24] В.Е. Чиркин, Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004, стр. 381

[25] Югов А.А. Игишев К.А. Грани соотношения понятий «законодательный процесс» и «законопроектный процесс» в Российской Федерации. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

[26] Осипян Б.А.. Конституционная система правомерных критериев законотворчества. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

[27] Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2006. – С. 425.

[28] Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник. – М.: ЭКСМО, 2007. – С. 101-103.

[29] Баландин А.А. Современное законотворчество и проблемы обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина во внутригосударственном законодательстве. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

[30] Сафина С.Б. Юридическая техника. – Уфа, БАГСУ, 2004. – С. 9.

[31] Казаков Д.В. Политический фактор и законотворчество. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

[32] Хабибулин А.Г. Теоретико-методологические проблемы законотворчества в условиях глобализации. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

[33] Осипян Б.А.. Конституционная система правомерных критериев законотворчества. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: