Шок будущего» как следствие избыточности информации

Настроенность на постоянное потребление информации вполне оправданно, так как качество социализации определяется именно количеством получаемой информации. По мнению исследователей, картина мира современного человека состоит из знаний, приобретенных посредством собственного опыта, лишь на 10-15 %. Основным же каналом получения информации, способом приобщения к миру и его событиям, посредником в формировании культуры, а также важнейшим фактором, трансформирующим всю систему духовного производства, являются именно средства массовой коммуникации, творящие некий информационный мономир, особую «инфосферу», обладающую чертами глобальности, как принципиально новую среду пребывания современного человека. Ее отличительными особенностями становятся универсальность и тотальность распространения.

Однако специфическим качеством самой информации (в отличие от знания) является ее избыточность и фрагментарность. Обилие информации неизбежно приводит к поверхностности — сначала восприятия, затем — возможно, и мышления. Ощущение «потерянности» и «удрученности» охватывающее современного человека, имеющего доступ к многотомным энциклопедическим изданиям — причем и в цифровом формате, ко всем художественным феноменам — пусть и в электронном виде, П. Валери сравнивает с тем, которое охватывает человека в музее. Здесь «продукция бесчисленных часов, потраченных столькими мастерам и на рисование и живопись, обрушивается в несколько мгновений на ваши разум и чувства». Под влиянием «этого бремени» «мы становимся поверхностными. Или же делаемся эрудитами»[67]. Человек, вынужденный постоянно осуществлять переходы из одной информационной системы в другую, находится под угрозой дезориентации — причем, как чисто физической, так и ментальной. Утрата способности осуществления коммуникации с Другим в рамках реальности, с миром, утрата самоидентичности — все это симптомы «фундаментальной потери ориентации», когда бытие человека выступает как постоянная смена в рамках коммуникативного пространства стратегий человека — приемника сообщения и его отправителя, человека — объекта коммуникации и создателя собственной субъективности. Этот новый субъект культуры лишен традиционных внутригрупповых связей, так как изменения в сфере коммуникаций умножают эффект объективных социальных сдвигов, в результате чего социум утрачивает возможность «сообщать личности свою специфическую групповую культуру»[68]. Подобный индивид, согласно П. Вирильо, отличается разорванностью между жизнью в реальных координатах «здесь-и-сейчас» и жизнью внутри особой матрицы, где время («сейчас») превалирует над пространством («здесь»).

Однако для человека это состояние множественности смыслов, значений, ценностей, которые принадлежат разным культурным мирам, является психологически сложным. Человек утрачивает прочные основания своей жизни и начинает испытывать трудности с определением собственной самотождественности. Э. Тоффлер задается вопросом относительно пределов тех изменений в социокультурной среде, к которым человек может приспособиться. Это состояние дезадаптации автор называет «шоком будущего», трактуя его как «страдание, физическое и психологическое, возникающее от перегрузок, которые физически испытывают адаптивные системы человеческого организма, а психологически — системы, отвечающие за принятие решений». Иными словами, шок будущего — это «реакция человека на запредельное нервное раздражение»[69]. Впервые это состояние шока, вызванного распространением телевидения, было описано в середине XX века. В «Нью-Йорк Таймс» от 7 июля 1957 года Джеймс Рестон писал: «Руководитель отдела здравоохранения… сообщил на этой неделе, что маленькая мышка, видимо, насмотревшись телевизионных программ, напала на маленькую девочку и ее взрослую кошку… Мышь и кошка остались целы и невредимы, а мы приводим этот случай как напоминание о том, что, видимо, что-то в этом мире меняется»[70].

Ощущение психологического дискомфорта, боязни мира приводит к намеренному ограничению человеком социальных контактов, выработке особых способов «справляться с завтра» — начиная от наркотиков, беспорядочных знакомств и заканчивая сильными эмоциональными переживаниями, связанными с информационной виртуализированной реальностью. Человек стремится к стабильности на работе, в семье, сохранению связей с родителями, друзьями по колледжу. Такими зонами стабильности могут стать постоянный режим дня, неизменные вкусы, приверженность определенной моде и т. п. Характерно, что эту специфику развития человека и общества Тоффлер описывал еще в 1970-е годы и, естественно, что скорость внедрения инноваций за прошедшие 30 лет со дня выхода в свет его книги существенно увеличилась. И если в 70-е годы ведущими тенденциями развития все-таки являлись постиндустриальные изменения, то в информационной сфере скорость подобных изменений такова, что она требует переключения на новые поколения вычислительной техники каждые три года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: