Тема 3.13 Проблема власти в организации
Существует определенное различие между управлением и лидерством.
Лидерство — возможность вести за собой людей. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия для достижения цели организации.
Говоря о влиянии, мы имеем в виду ситуацию, когда один человек вносит изменения в поведение другого. Как правило, влияние может оказываться только с помощью идей (К. Маркс).
Власть — означает способность (возможность) влиять на поведение других людей людей, с целью подчинить их своей воле.
Власть позволяет руководителю распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников и более эффективной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты. Без власти нет организации и нет определенного порядка в деятельности.
Определение власти как организационного процесса подразумевает следующее:
1. Власть существует у того, кто может ее использовать потенциально, т.е. она существует не только тогда, когда используется.
2. Власть является функцией взаимозависимости, т.е. между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость.
3. Власти не является абсолютной, т.е. тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.