Одними из первых ученых, выделивших потребности человека, были З.Фрейд и У.Макдауголл (начало ХХ в). Они попытались свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. В теории З.Фрейда таких инстинктов было 3: инстинкт жизни, смерти и агрессивности. У.Макдауголл предложил набор из 10 инстинктов: инстинкт изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, самоунижения, самоутверждения. В более поздних работах он добавил еще 8 инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям. Американский исследователь мотивации Г.Маррей наряду с перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенным У.Макдауголлом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей. Это – потребности достижения успехов, аффиляция, агрессия, потребности независимости, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания.
|
|
Иная, самая известная классификация человеческих потребностей, была предложена А.Маслоу. Она выстроена иерархически, по группам. Последовательность этих групп указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития и к тому же еще и на развитость в целом мотивационной сферы личности.
По мнению А.Маслоу у человека 7 классов потребностей.
1. Физиологические (или органические потребности – голод, жажда, половое влечение и т.д. По мере их удовлетворения у человека актуализируется следующая потребность.
2. В безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности.
3. Потребность в принадлежности и любви – т.е. принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими. Вот уже появились и социальные потребности.
4. Потребность уважения (почитания) – компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет.
5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.
6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, красота.
7. Потребность в самоактуализации – реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности, потребности личного усовершенствования.
Мотивационно-потребностную сферу оценивают по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Иерархизированность – это характеристика строение каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности, а не только иерархия уровней. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – мотивов, потребностей, целей на каждом уровне. Гибкость характеризует процесс мотивации. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивов более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано большее разнообразие мотивационных побудителей более низкого уровня.
|
|