Мебель

Оригинальная греческая мебель, в отличие от богатых египетских находок, не сохранилась. До нас дошли только изображения на вазах, рельефные изображения и терракотовые статуэтки. Немногочисленная мебель отличалась выверенностью пропорций и элегантностью исполнения.

Известно, что греческие столяры использовали вполне современные инструменты такие, как рубанок и токарный станок; они мастерски могли соединять детали из древесины. Греческие столяры стремились подчеркнуть естественные свойства древесины. Греческая мебель имела чёткую конструкцию, отвечавшую свойствам материала. Формы мебели свидетельствуют о высоком художественном чутье, о способности находить своеобразные средства выражения, не заимствованные из архитектуры. Греческие мастера в отношении сочетания простоты, утончённости, реализма, изящества линий и комфорта, разработали классические мебельные формы, которые заложили основу и послужили образцами для последующих стилевых форм. Количество видов мебели в греческом доме было незначительным: скромность жилища, климат, одежда и обычаи не требовали много мебели. Для хранения одежды и предметов домашнего обихода пользовались сундуками различного вида. Ложе (кровать) использовали только для сна, оно ставилось на высокие опоры, и перед ним стояла скамеечка. Мебель для сидения была разнообразной. Нам известны три основные формы:

- скамеечки, обычные и церемониальные,

- стулья (поверхности для сидения были плетёные),

- широко использовался складной табурет Х-образной формы.

Такой табурет раб носил за своим господином, что бы он мог в любой момент сесть и вступить в какой-либо разговор или диспут. (Этот табурет является первоначальной формой складного стула).

Известны два вида кресел: церемониальное кресло (трон) – тяжёлое высокое изделие, и клисмос – кресло повседневного пользования для женщин: лёгкое, элегантное с серповидными ножками. Изогнутые задние ножки держали спинку. Такие кресла изготавливали из гнутой древесины с применением бронзы. Это первая форма в истории развития мебели, где функциональное начало соединено с сознательным художественным оформлением. Через 2000 лет эта форма кресла вернётся в стиле ампир. Грекам хорошо была известна слоновая кость. Этот ценный материал применялся для украшения мебели и других предметов домашней утвари: ларцов, шкатулок и т. д. Нельзя не вспомнить Гомера - его описание кресла Пенелопы, изукрашенного слоновой костью и серебром:
"К креслам богатым, искусной работы, подведши Афину,
сесть в них ее пригласил он, покрыв наперед их узорною
тканью; для ног же была там скамейка; потом он поставил
стул резной для себя в отдаленье от прочих..."

Для греков всё зримое было важно и существенно, ибо предметный мир воспринимался ими целостным и органичным. Наверное, у греков, не было ни одного предмета, который был бы только утилитарным или служил только для украшения. Не случайно, важное место в греческом обществе принадлежало художественным профессиям, и ремесло не было отделено от художества.

Текстиль.

На кресла и ложа было принято стелить ткань. Вообще, ткани играли в античном интерьере очень важную роль. Греки различали покрывала для мебели и настенные драпировки.При помощи занавесей осуществлялось зонирование помещений; двери были большой редкостью. Узорчатые ткани могли висеть вдоль стен свободно или в складку. Иногда их вешали в несколько слоев, каждый из которых имел свой цвет. Это немного напоминает теперешние тюлевые гардины - в таком искаженном виде донесло до нас время изначально великолепную идею. Для драпировок в древней Греции применяли шерсть и сукно, обычно ярких цветов, предпочтение отдавалось зеленому, шафрановому (красновато-жёлтый), золотому, оттенкам фиолетового. Стоит задуматься над таким сочетанием. Величественное, спокойное, строгое.

Узоры на тканях были обычно вытканы, но иногда присутствовала и вышивка. Мотивы орнамента имели природное происхождение и перекликались с теми, что украшали карнизы и вазы: листья различных растений. Это создавало целостность всего предметного наполнения (или, говоря современным языком, дизайна) античного дома.Изготовлением тканей и одежды занимались женщины. Это занятие было обычным для женщин любого социального уровня и считалось признаком стабильности домашнего уклада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: