этих процедур, т. е. зависимость объекта от наблюдателя и средств наблюдения. С этим связана парадигмальная функция научной картины мира.
Парадигмы — модели (образцы) постановки и решения научных проблем, по мнению Т. Куна, управляют группой ученых-исследователей и научным сообществом. Допарадигмальный период отличается хаотичным накоплением фактов. Выход из данного периода означает установление стандартов научной практики, теоретических постулатов, точной научной картины мира, соединение теории и метода. Смена научной парадигмы, переход в фазу «революционного разлома» предусматривает полное или частичное замещение элементов научной картины мира, методов и теоретических допущений, эпистемологических ценностей.
Научная картина мира опирается на выработанные в недрах парадигмы стандарты и критерии. Взгляд ученого на мир детерминирован его приверженностью к парадигме, зависит от исторических и социальных факторов. Научная картина мира предполагает систему научных обобщений, возвышающихся над конкретными проблемами отдельных дисциплин. Она включает в себя совокупность философских установок, задающих ту или иную онтологию универсума. (Например, античная натурфилософская картина мира — мир Парменида — самодостаточный мир, в котором все уже есть, или современный неравновесный и нестабильный мир, где «Бог играет в кости», — т. е. современный мир нестабильности, рисков и вероятностных прогнозов.)
Парадигмальный характер научной картины мира указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Это на достаточно долгий срок определяет стойкую систему знаний, которая транслируется и распространяется посредством механизмов обучения, образования, воспитания и популяризации научных идей и охватывает менталитет современников.
Научная картина мира как обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее стиль и способ научного мышления, имеет свои исторические формы и эволюционирует. Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассичес-
238_______________________ -___________ Основы философии Haywg
кой ее стадии1. Европейская наука стартовала с принятия классня
ческой научной картины мира, основанной на достижениях Копер!
ника, Галилея и Ньютона и господствовавшей на протяжении доя
таточно продолжительного периода времени. Объяснительным эти
лоном считалась однозначная причинно-следственная зависимостш
Прошлое определяло настоящее так же изначально, как и настоя
щее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчЛ
таны и предсказаны. Классическая картина мира осуществлял^
описание объектов, как если бы они существовали изолированно, ■
строго заданной системе координат. Основным условием становЛ
лось требование элиминации всего того, что относилось к субъекЛ
познания, к возмущающим факторам и помехам. I
Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классЛ ческой, родилась под влиянием первых теорий термодинамик Л оспаривающих универсальность законов классической механикЛ С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газЛ нельзя представить как чисто механические системы. СкладывЛ лось убеждение, что в термодинамике случайные процессы окЛ зываются не чем-то внешним и побочным, они имманентны сиЛ теме. Переход к неклассическому мышлению был осуществлена период революции в естествознании на рубеже XIX—XX вв. ■ неклассической картине мира возникает более гибкая схема дЛ терминации, учитывается роль случая. Развитие системы мы Л лится направленно, но ее состояние в каждый момент временИ жестко и однозначно не детерминировано. ПредположителыЯ изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности Н больших чисел. Чем более отклонение, тем менее оно вероятноЯ тно, ибо каждый раз реальное явление приближается к генералЯ ной линии — «закону среднего». Отсутствие жесткой детерминЯ рованности на уровне индивидов сочетается с детерминированнЯ стью на уровне системы в целом. Новая форма детерминации воиИ ла в теорию под названием «статистическая закономерность». Не-1 классическое сознание постоянно ощущало свою предельную за-| висимость от социальных обстоятельств и одновременно питало! надежды на участие в формировании «созвездия» возможностей.!
Образ постнеклассической картины мира — древовидная вет вяшаяся графика — разработан с учетом достижений белыийскс. школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному м
1 См.: Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. Гл. III.