менту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого «укола», чтобы система перестроилась, и возник новый уровень организации. В современной постнеклассической картине мира анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. В. Степин считает, что «постнеклассическая наука расширяет поле рефлексии над деятельностью, в рамках которой изучаются объекты. Она учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами»1. Включенность ценностно-целевых структур становится новой характеристикой постнекласеики. И если в неклассической картине мира изучаются саморегулируемые системы, то в постнеклассике речь идет о самоорганизующихся системах. Здесь в центре внимания находится осмысление процессов синергетики, весьма актуальных в современных исследованиях последних десятилетий.
Синергетику — теорию самоорганизации, родоначальником которой признан Г. Хакен2, характеризуют, используя следующие понятия: самоорганизация, стихийно-спонтанный структуроге-нез, нелинейность, открытые системы. Синергетика изучает открытые, т. е. обменивающиеся с внешним миром веществом, энергией и информацией, системы. В синергетической картине мира царит становление, обремененное многовариантностью и необратимостью. Бытие и становление объединяются в одно понятийное гнездо. Время создает или, иначе, выполняет конструктивную функцию. Нелинейность предполагает отказ от ориентации на однозначность и унифицированность, признание методологии разветвляющегося поиска и вариативного знания. Нелинейность как принцип философии науки отражает реальность как поле сосуществующих возможностей. К нелинейным системам относят такие, свойства которых определяются происходящими в них процессами так, что результат каждого из воздействий в присутствии другого оказывается иным, чем в случае отсутствия последнего.
1 Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 634.
2 См.: Хакен Г. Синергетика. М., 1980.
I
240___________________________________ Основы философии науки Щ
Иногда прообраз синергетики видят в работе отечественного!
ученого А. А. Богданова «Тектология. Всеобщая организацией-И
ная наука». Тектология (от греч. — учение о строительстве), в ко-И
тором труд занимает место единственного всеобщего объединяю-И
щего принципа. Центральное место принадлежит понятию «орга-Ч
низация» — это исходный пункт анализа и практического преоб- я
разования. Основная идея тектологии заключается в провозгла- |
шении единства законов строения (т. е. организации) и развитияи
различных систем — «комплексов» (от атомных, молекулярным
систем до биологических и социальных) независимо от того кон-в
кретного материала, из которого они состоят. Богданов высказы-Я
вает тезис об изоморфизме организационных систем, идею об«Я
. ратной связи (бирегулятора), которую плодотворно использовалм
отец кибернетики Н. Винер. I
Общая схема развития, предложенная Богдановым, основанаЯ
на следующих положениях1: ■
1. Исходная система находится в состоянии подвижного равно-И
весия. Ей, как и окружающей среде, присуща изначальная раз-Я
нородность (гетерогенность). Изменения среды приводят к на-И
рушению равновесного состояния системы. I
2. В системе, выведенной из равновесия, начинает действоватьН
закон системного расхождения. Согласно ему, возможно об-И
разование дополнительных связей, ответственных за повы-И
шение интефативности системы. Им сопутствует и противоЯ
положная тенденция. Системное расхождение порождает сив
стемные противоречия, которые, повышая неустойчивость сив
стемы, ведут к ее дезорганизации и кризису. Образованной
новой системы, венчающее кризис предшествующей, восстав
навливает равновесие со средой. в
В «Тектологии» Богданова исследователи усматривают составв
ляющую теории самоорганизации. Организационная точка зрев
ния предполагает стратегию малых преобразований, совершенв
ствующих функционирование системы. Это имеет огромное знав
чение для современной науки и техники. Щ
Постнеклассический этап научной картины мира поставил новые задачи. Разработка ведущей идеи синергетики о стихийно-спонтанном структурогенезе предполагает наличие адекватного ка-
1 См.: Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука: Кн. 1—2. М., 1988.
Глава III. Структура научного познания______________________ 241
тегориального аппарата. Одной из важных прогностических идей постнеклассики является утверждение о возможности перескока с одной траектории на другую и утрате системной памяти. В многомерной модели взаимодействий, где участвуют не две, а больше сторон, возникает так называемое «турбулентное пространство». В нем вектора направленности одних событий, сталкиваясь с тен- -денциями других и видоизменяясь под натиском третьих, в потоке взаимодействий перечеркивают логику развития, с устоявшимся линейным порядком зависимости настоящего от прошлого и будущего от настоящего. Система забывает свои прошлые состояния, действует спонтанно и непредсказуемо.- Прошлое незначительно определяет настоящее, а последнее не распространяет свое детерминирующее влияние на будущее. О подобной ситуации говорят: «Произошла потеря системной памяти».
Другим значимым положением постнеклассики является нарушение принципа когерентности и возникновение ситуации, когда малым, локальным, второстепенным причинам соответствуют глобальные по размаху и энергетической емкости следствия. Это делает будущее принципиально неопределенным и открытым для новообразований. В перспективе эволюционирования таких систем допустимы многочисленные комбинации последующего развития, а в критических точках направленных изменений возможен эффект ответвлений. Наиболее пригодной для описания поведения подобных систем оказывается древовидная ветвящаяся графика. Это ведет к устранению из современной пост-неклассической картины мира ориентации на линейную однозначность, выявляется онтологический статус неопределенности как атрибутивной характеристики бытия.
Важной особенностью постнеклассической стадии эволюции научной картины мира является применение постаналитического способа мышления, сочленяющего сразу три сферы анализа: исторический, критико-рефлексивный и теоретический. Постаналитизм как бы заглядывает за аналитический горизонт, видит все многообразие современной действительности, выражает претензию на некий синтез дисциплинарного и гуманитарного словарей, на укоренение эпистемологии в социальной теории. Он предполагает учет взаимоотношений научных и вненаучных факторов. Научная картина мира с учетом стадий ее эволюционирования составляет основу современного этапа рационалистического мировоззрения.
Глава IV