объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами. При этом эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. В комплексных исследованиях сложных саморазвивающихся систем, которые все чаще становятся доминирующими объектами современного естествознания и техники (объекты экологии, генетики и генной инженерии, технические комплексы «человек — машина — окружающая среда», современные информационные системы и т.д.), экспликация связей внутринаучных и социальных ценностей осуществляется при социальной экспертизе соответствующих исследовательских программ.
Историзм объектов современного естествознания и рефлексия над ценностными основаниями исследования сближает естественные и социально-гуманитарные науки. Их противопоставление, справедливое для науки XIX в., в наше время во многом утрачивает свою значимость.
Возникновение нового типа рациональности не уничтожает исторически предшествующих ему типов, но ограничивает поле их действия. Каждый новый тип научной рациональности вводит новую систему идеалов и норм познания, что обеспечивает освоение соответствующего типа системных объектов: простых, сложных, исторически развивающихся (самоорганизующихся) систем. Соответственно меняется категориальная сетка философских оснований науки — понимание вещи, процесса, пространства, времени, причинности и т.д. (онтологическая составляющая) и понимание знания, теории, факта, метода и т.д. (гносеологическая составляющая). Наконец, с появлением нового типа рациональности изменяются мировоззренческие аппликации науки. На классическом и неклассическом этапе своего развития наука находила опору только в ценностях техногенной цивилизации и отвергала как противоречащие ей ценности традиционалистских культур. По-стнеклассическая наука значительно расширяет поле возможных мировоззренческих смыслов, с которыми согласуются ее достижения. Она включена в современные процессы решения проблем глобального характера и выбора жизненных стратегий человечества. Постнеклассическая наука воплощает идеалы «открытой рациональности» и активно участвует в поисках новых мировоззрен-ческихориентиров, определяющих стратегии современного циви-
|
|
лизационного развития. Она выявляет соразмерность своих достижений не только ценностям и приоритетам техногенной культуры, но и ряду философско-мировоззренческих идей, развитых в других культурных традициях (мировоззренческих идей традиционалистских культур Востока и идей философии русского космизма). Постнеклассическая наука органично включается в современные процессы формирования планетарного мышления, диалога культур, становясь одним из важнейших факторов кросскуль-турного взаимодействия Запада и Востока»1.
|
|
1 Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 703—714.
Литература
Литература
Аггащ Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.
Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. 1992. №10.
Айзенк Г., Сарджент К. Объяснение необъяснимого: Тайны паранормальных явлений. М., 2001.
Алексеева И. Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 19%.
Андреева Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М., 1999.
Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2003.
Анисимов О. С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен). М., 1996.
Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической; науки. М., 1999.
АсмоловА. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002.
Баранцев Р. Г. Методология современного естествознания. М., 2002.
Барское А. Г. Научный метод: возможности и иллюзии. М., 1994. БатшцевГ. С. Введение в диалектику творчества. М., 1997.
Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.
Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.
Белов В. А. Ценностное измерение науки. М., 2001.
Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
БерналДж. Наука в истории общества. М., 1956.
Больцано Б. Учение о науке: Избранное. СПб., 2003.
Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.
Борн М. Моя жизнь и взгляды. М., 1973.
Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1977.
Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963.
БранскийВ. П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000. № 4.
БройльЛуи де. По тропам науки. М., 1962.
Бряник Н. В. Введение в современную теорию познания. Екатеринбург, 2003.
Бургин М. С, Кузнецов В. И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994.
Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1978. Т. 2.
ВеберМ. Избранные произведения. М., 1990.
Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.
Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.
Вернадский В. И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997.
Вернадский В. И. Размышления натуралиста: В 2 кн. М., 1975— 1977.
Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
Возможности и границы познания. М., 1995.
ВригтГ. X. фон. Логико-философские исследования. М., 1986.
Вригт Г. X. фон. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии. 1992. № 8.
Гадамер X. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. Гадамер X. Г. Истина и метод. М., 1988.
Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.
Основы философии науки |.|
Литература
Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с
наукой. М., 2000. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М.,
1987.
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980. Гачев Г. Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. М., 2003.
Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974—
1977.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. Гильберт Н., МаклейМ. Открывая ящик Пандоры. М., 1980. Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. М., 1998. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. М., 1994.
ГотлибА. С. Современные проблемы методологии социогумани-тарного знания. Самара, 2001.
Границы науки. М., 2000.
Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998.
ДевяткоИ. Ф. Методы социологического исследования. М., 2002.
|
|
Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1.
ДильтейВ. Введение в науки о духе//Дильтей В. Собр. соч.: Вбт.
М.,2000. Т. 1. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы
философии. 1988. № 4.
ДугинА.Т. Эволюция парадигмальных оснований науки. М., 2002.
Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
ДыничВ. И., ЕмельяшевичМ. А., ТолкачевЕ. А., ТомильчикЛ. М. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии. 1994. № 9.
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
Загадка человеческого понимания. М., 1991.
Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции. М., 1985.
ЗлобинН. Культурные смыслы науки. М., 1997.
Знание за пределами науки. М., 1996.
Иванов Б. И., Чешев В. В. Становление и развитие технических наук. Л., 1997.
Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997.
Ильин В. В. Философия науки. М., 2003.
Ильин В. В. Критерии научности знания. М., 1989.
Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.
Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994. Ильин В. В., КалинкинА. Т. Природа науки. М., 1985.
История методологии социального познания. Конец ХГХ—XX вв. М.,2001.
ИщенкоЕ. И. Современная эпистемология и гуманитарное познание. Воронеж, 2003.
Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги XX столетия. М., 2000.
Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3.
Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. М., 1987.
Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинеикий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2003.
Карпинская Р. С, Лисеев Т. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.
Карпов М. М. Основные закономерности развития естествознания. Ростов н/Д, 1963.
Кедров Б. М. Проблемы логики и методологии науки: Избранные труды. М., 1990.
КеллеВ. Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1998.
Основы философии науки
Литература
Князева Е. Н. Саморефлективная синергетика // Вопросы философии. 2001. № 10.
|
|
Князева Е. Н. Одиссея научного разума. М., 1995. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.
Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. СПб., 2002.
Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировиде-ние: диалоге И. Пригожиным // Общественные науки и современность. 1993. № 2.
КойреА. Очерки истории философской мысли (о влиянии философских концепций на развитие научных теорий). М., 2003. Коллингвуд Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. Конт О. Дух позитивной философии. Ростов н/Д, 2003.
Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994.
Коршунов А. М., МантатовВ. В. Диалектика социального познания. М., 1988.
Косарева Л. М. Предмет науки: социально-философский аспект проблемы. М., 1977.
Косарева Л. М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.
Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы. М., 1989.
Кохановский В. П. Диалектика и герменевтика. Ростов н/Д, 2002.
Кохановский В. П. Диалектико-материалистический метод. Ростов н/Д, 1992.
Кохановский В. П. Нужна ли диалектика современной науке? // Научная мысль Кавказа. 1998. № 2.
Кохановский В. П. Философия и методология науки. Ростов н/Д, 1999.
Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б. Философия для аспирантов. Ростов н/Д, 2003.
Кохановский В. П., Шевченко П. А. Социально-гуманитарная методология Макса Вебера. Ростов н/Д, 2003.
КравецА. С. Идеалы и идолы науки. Воронеж, 1993. КравецА. С. Методология науки. Воронеж, 1991. КравецА. С. Наука как феномен культуры. Воронеж, 1998. Кугель С. А. Введение в социологию науки. СПб., 1992. Культурология. XX век. Антология. М., 1995. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. Курбатов В. И. Логика. Систематический курс. Ростов н/Д, 2001. Курдюмов С. П. Синергетика — новые направления. М., 1989. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003.
Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
Лапин Н. Н. Предмет и методология социологии // Социс. 2002.
№8. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая.
М.,2001.
Лесков Л. В. Наука как самоорганизующаяся система // Общественные науки и современность. 2003. № 4.
Лешкевич Т. Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Ростов н/Д, 1999.
Лешкевич Т. Г. Теория познания и философия науки. Ростов н/Д, 2002.
Лешкевич Т. Г. Философия науки: Мир эпистемологов. Ростов н/Д, 1999.
Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.
Лешкевич Т. Г., Мирская Л. А. Философия науки: Интерпретация забытой традиции. Ростов н/Д, 2000.
Логико-гносеологический анализ науки. Алма-Ата, 1990.
Лэйси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001.
Майданов А. С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М., 1993.
Максимов Л. В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М., 2003.
МалкейМ. Наука и социология знания. М., 1983.