(локально-цивилизационный)
Сторонники этой теории (А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский) усматривали в истории человечества существование определенных, достаточно замкнутых общностей - цивилизаций, которые подчиняются собственной логике развития от зарождения до распада, т.е. в пределах своего исторического цикла. Локально-цивилизационный подход позволяет сосредоточиться на изучении реальных исторических общностей в их уникальных неповторимых проявлениях. Главное, как писал Н.Данилевский, состоит в отличении культурно - исторических типов, выделенных на основании самостоятельных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного, исторического развития. А. Тойнби писал, что неповторимый облик каждой цивилизации складывается под влиянием многих факторов, в том числе и особенностей географической среды. Цивилизация - это единый организм, имеющий свою систему ценностей, высшими из которых являются религиозные. Цивилизациям, по мнению Тойнби, присущ замкнутый цикл исторического существования: они «возникают», «растут», за счет энергии «жизненного» порыва, затем происходит «надлом», ведущий к «упадку» и «разложению».
Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут:
а) совпадать с границами государств:
- цивилизация Древнего Египта;
- Месопотамия;
- Древний Китай;
- Древняя Индия;
- Древняя Греция;
- Древний Рим и др.;
б) охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизация, цивилизации Древнего Востока):
- греко-македонская;
- цивилизация Закавказья;
- скифская и др.
Современные учебники сосредотачивают внимание на изучении следующих цивилизаций: древневосточные, античные, средневековые, современные. Обращает на себя внимание тот факт, что эти цивилизация одновременно обладают уникальными, своеобразными чертами (т.е. то, что изучает локально-цивилизационный подход) и в то же время хронологически следуют друг за другом (что свойственно линейно-стадиальному подходу). Поэтому, на наш взгляд, такой подход к изучению цивилизаций можно назвать синтезным. Он позволяет познакомиться с характерными чертами цивилизаций, внёсших наибольший вклад в формирование общечеловеческих ценностей, и одновременно хронологически проследить развитие человечества.
9. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВА (ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ПРОШЛОГО)*