Сторонники мифа о существовании в «эпоху Джексона» подлинной
демократии обычно ссылаются на демократизацию политической жизни,
и в первую очередь избирательной системы. Между тем введение всеоб-
щего избирательного права для белых мужчин, избрание выборщиков пре-
зидента народным голосованием, а не законодательными собраниями шта-
тов, назначение кандидатов в президенты национальными конвентами и
т. д. не изменили главного — реальная власть продолжала оставаться в
фуках господствующих классов. «Изменился стиль правления элиты, но
власть элиты по-прежнему сохранилась» 109. Участники партийных кон-
вентов в действительности лишь следовали диктату партийных лидеров.
В своем большинстве они были партийными активистами и государствен-
ными служащими и в результате легко поддавались манипуляциям и
контролю. Сенатор Т. Бентон был недалек от истины, когда говорил:
«Народ имеет не больше власти при выборах лица, которое должно быть
его президентом, чем подданные наследственного монарха над рождением
ребенка, который в один прекрасный день должен будет над ними цар-
ствовать» 110.
|
|
Одной из характерных черт периода «джексоновской демократии»
явился подъем рабочего движения. С 1828 по 1834 г. «независимые рабо-
чий партии возникли в 61 торговом и промышленном городе, а в мест-
ностях, где рабочих партий не было, это движение стимулировало рост
клубов мастеровых, боровшихся за проведение законов в пользу наемных
рабочих». В связи с возникновением многочисленных рабочих партий в
Соединенных Штатах в конце 20-х - начале 30-х годов выходило около
50 еженедельных рабочих изданий111. Сторонники теории «консенсуса»
приложили немало труда, чтобы доказать, что это движение по сущест-
ву не было рабочим, а его лидеры — или настоящими или во всяком слу-
чае «потенциальными» капиталистами.
Вряд ли приходится сомневаться, что первые рабочие партии и ор-
ганизации в США действительно не были по-настоящему пролетарскими,
их лидеры чаще всего происходили из мелкобуржуазных слоев, а полити-
ческие цели сводились по преимуществу к обычным демократическим
требованиям того времени: отмена тюремного заключения за долги, со-
здание системы общественных школ, ликвидация обязательной службы
в милиции и т. д. Хотя отдельные рабочие лидеры не относились к рево-
люции отрицательно, только Томас Скидмор начал реально ее пропаган-
дировать, да и то если она будет проводиться мирными средствами112.
Любопытно, что Скидмор высказывался и за раздел собственности, счи-
тая, что «естественное право каждого человека на равную часть собст-
венности» является самоочевидным и неоспоримым 113.
|
|
При всей очевидной незрелости рабочего движения в США конца
20-х — 30-х годов это движение следует все же считать в основе своей
109 Rader В. G. Jacksonian Democracy: Myth or Reality? — Social Studies, 1974, Jan.,
vol. 65, N 1, p. 20; Journal of the Early Republic, 1981, Spring, vol. 1, N 1, p. 21—22.
110 Цит. по: Острогорский M. Указ. соч., т. 2, с. 35.
111 Фонер Ф. История рабочего движения в США...: В 4-х т. М., 1949—1969, т. 1, с. 144.
112 Pessen E. The Workingmen's Movement of the Jacksonian Era.— Mississippi Valley
Historical Review, 1956. Dec, vol. 42, N 3, p. 438.
113 Skidmore Th. The Rights of Man to Property. N. Y., 1829, p. 125—144. О взглядах
Скидмора см.: Захарова М. Н. Роберт Оуэн и оуэниеты в Соединенных Штатах
Америки.— В кн.: История социалистических учений. М., 1976, с. 206—210.
рабочим, поскольку его участники в первую очередь выступали с требо-
ваниями улучшения условий труда и повышения заработной платы. Цен-
тральным вопросом всего движения стала борьба за 10-часовой рабочий
день. Совершенно очевидно, что такое требование является типичным
именно для рабочих, именно для лиц наемного труда, а не для мелкой
буржуазии или будущих предпринимателей. Знаменитый Союз механиков
и производственных ассоциаций, организованный в Филадельфии в конце
1827 г., возник на основе солидарности рабочих города с бастовавшими
плотниками, которые требовали введения 10-часового рабочего дня114.
Наконец, созданная летом 1828 г. на этой основе Рабочая партия Фила-
дельфии выступила за выдвижение на выборах тех кандидатов, которые
поддерживали бы интересы трудящихся масс (букв.: рабочих классов —
the working classes). В решениях, принятых на первом же митинге этой
партии 11 августа 1828 г., указывалось: «Мастеровые и рабочие города
и округа Филадельфия теперь решили взять защиту своих интересов
как класса (подчеркнуто нами.— Авт.) в собственные руки...» 115.
В Нью-Йорке, где трудящиеся раньше всех добились введения 10-ча-
сового рабочего дня, первая рабочая партия возникла из движения, на-
правленного против попыток предпринимателей изменить положение в
свою пользу. Создание 23 апреля 1829 г. Нью-Йоркской рабочей партии
вынудило предпринимателей отказаться от проектов увеличения продол-
жительности рабочего дня. Показательно, что в руководящий орган пар-
тии — «Комитет 50-ти» — вошли по преимуществу представители рабочих.
Составленный позднее список кандидатов в законодательное собрание
штата включал двух плотников, двух машинистов, маляра, жестянщика,
литейщика, печатника, бондаря, бакалейщика и врача116.
В середине 30-х годов был создан Национальный союз тред-юнионов,
что было первой попыткой объединить различные профсоюзы в масшта-
бе страны. Крупным успехом рабочих была всеобщая забастовка 1835 г.
в Филадельфии, в результате которой был установлен 10-часовой рабочий
день117. К концу года такая продолжительность рабочего дня стала уже
правилом в самых различных городах Соединенных Штатов, исключая
Бостон.
Разумеется, не следует забывать, что в рабочем движении участвовало
много ремесленников и мастеровых, мечтавших в будущем завести само-
стоятельное предприятие, а среди руководителей преобладали представи-
тели мелкой буржуазии, радикальные интеллигенты и т. п. Генри Эванс,
Роберт Дейл Оуэн, Стефан Симcон и другие были по преимуществу мел-
кобуржуазными реформаторами, и, пожалуй, лишь Томас Скидмор яв-
лялся образованным рабочим-самоучкой. Даже профсоюзные деятели да-
леко не всегда оказывались рабочими. Эли Мур, Леви Сламм, Уильям
Инглиш, в известной мере и Чарлз Дуглас рассматривали свое участие в
рабочих союзах как первый шаг к политической карьере. Однако почти
114 Commons J. R. e. a. History of Labor in the United States: Vol. 1—4. N. Y., 1918—
1935, vol. 1, p. 186—190.
115 A Documentary History of American Industrial Society: Vol. 1—10 / Ed. by J. R. Com-
mons e. a. Cleveland, 1910—1911, vol. 5, p. 91—92.
116 Фонер Ф. История рабочего движения в США..., т. 1, с. 53, и др.; Hugins W. Jack-
sonian Democracy and the Working Class. Stanford, 1960. p. 12—14 etc.
|
|
117 Pennsylvania Magazine of History and Biography, 1950, July, vol. 74, p. 336—339.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ОТ «ЭРЫ ДОБРОГО СОГЛАСИЯ» К «ДЖЕКСОНОВСКОЙ ДЕМОКРАТИИ»
все они были убеждены, что главные политические партии и вся систе-
ма в целом служат обогащению имущих классов за счет трудящихся
масс 118.
И хотя в Соединенных Штатах, как известно, существовали важные
факторы, которые замедляли процесс формирования рабочего класса, при-
водимые факты показывают, что в годы президентства Джексона рабочие
начинают выступать как активная и самостоятельная сила. Во второй
четверти XIX в. уже сказывались социальные результаты промышленного
переворота, а классовая структура американского общества просматрива-
лась все более и более отчетливо.
Многие современники событий и позднейшие исследователи отмечали
широкое распространение в Америке 30-х годов мятежей (riots), уличных
боев и драк, линчеваний и других актов насилия. Любопытно в этой свя-
зи свидетельство французского наблюдателя М. Шевалье, писавшего
в сентябре 1835 г.: «Бунт, который во Франции привел бы к остановке
деловой жизни, никому не мешает здесь идти на биржу, спекулировать...
и делать деньги. Встречаясь утром, каждый спрашивает и рассказывает
новости; в одном месте повесили негра, в другом — высекли белого;
в Филадельфии разрушили десять домов; в Буффало, в Итаке несколь-
ко цветных были наказаны плетьми. Затем они переходят к ценам на
хлопок и кофе, поставкам муки, леса, табака и погружаются на целый
день в расчеты... Прощай справедливость, прощай великие принципы
1776 г. и 1789 г.!—восклицал автор и приходил к выводу: — Распад Сою-
за, если это случится, будет самой полной революцией из всех имевших
место» 119.
Рост подобных актов в период «джексоновской демократии» (в отли-
чие от первой четверти XIX в., когда их почти не было) отмечали и со-
временные исследователи. Так, по подсчетам Д. Гримстеда, между 1828
и 1833 гг. в США произошло около 20 мятежей, в 1834 г.— 16 и, нако-
нец, в 1S35 г.— 37 120. Наиболее крупным и драматичным эпизодом «бес-
покойной эры» были этно-религиозные бунты в Филадельфии в 1844 г.,
явившиеся следствием острой вражды между местными протестантами
и иммигрантами-католиками из Ирландии121.
|
|
Все эти мятежи, по мнению специалистов, не были случайными или
нетипичными, а порождались тенденциями и противоречиями внутри аме-
риканского общества.
В целом американская действительность в 1830—1840 гг. мало соот-
ветствовала идиллическим представлениям о существовании в период
«джексоновской демократии» равенства и согласия. Приведенные факты
свидетельствуют, что в действительности американское общество в пе-
риод «джексоновской демократии» было обществом классовым со всеми
присущими ему чертами и противоречиями. Ключом к пониманию харак-
тера и движущих сил «джексоновской демократии» является в первую
очередь развитие американского капитализма, и в частности успехи про-
мышленного переворота на Северо-Востоке. Новые слои буржуазии,
и прежде всего молодая промышленная буржуазия, вступили в эти годы
в соперничество со старой «финансовой аристократией», олицетворявшей-
ся банком США в Филадельфии, и стали важной составной частью коа-
лиции, на которую опирался президент Джексон. В основе же этой коа-
лиции лежал союз плантаторов Юга и фермеров Запада. И те и другие
были заинтересованы в экспансии на Запад. И те и другие были недо-
вольны деятельностью национального банка, который ограничивал спеку-
ляцию и выпуск новых банкнот.
Эта коалиция, однако, могла существовать лишь до тех пор, пока
центральной проблемой политической борьбы не стал вопрос о рабстве.
Все более жесткая позиция южан в этом вопросе вела к тому, что поли-
тика демократической партии оказалась в итоге в явном противоречии с
ее социальной базой. «Начавшийся с середины 40-х годов XIX в. кризис
двухпартийной системы демократы - виги проявился в создании целого
ряда третьих партий: партии свободы, фрисойлеров, партии „ничего не
знающих"» 122. Однако только после образования республиканской пар-
тии в 1854 г. крах старой политической системы стал уже очевидным фак-
том. Что же касается 40-х годов, то в это время основное внимание ока-
залось прикованным к проблемам экспансии, присоединению Техаса, Оре-
гона и к войне с Мексикой.
118 Pessen E. The Workingmen's Movement..., p. 435—436, 442.
119 Chevalier M. Society, Manners and Politics in the United States: Being a Series of
Letters on North America. Boston, 1839, p. 385—395.
120 American Historical Review, 1972, Apr., vol. 77, N 2, p. 362.
121 Feldberg M. The Philadelphia Riots of 1844. Westport, 1975; Idem. The Turbulent
Era. N. Y., 1980, p. 9—32.
122 Дементьев И. П., Маныkин А. С., Сивачев Я. В. и др. К вопросу о пeриодизации истории двухпартийной системы США.- В кн.: Вопросы методологии и истoрии исторической науки. М., 1978, вып. 2, с. 174.
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.
Глава девятая
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ США
В СЕРЕДИНЕ XIX В.
1. СОГЛАШЕНИЯ С АНГЛИЕЙ И ИСПАНИЕЙ
В планах территориальной экспансии США в Северной Америке наряду
с Флоридой важное место занимала северо-восточная часть Новой Испа-
нии, в первую очередь обширный, но пустынный и малонаселенный Те-
xас1. Еще в 1803 г. президент Джефферсон заявил, что западная грани-
ца Луизианы проходит по Рио-Гранде-дель-Норте, тем самым предъявив
по существу претензию на Техас. Но Испания отвергла эти притязания.
К сентябрю 1806 г. в Луизиане восточнее р. Сабин, признанной обеими
сторонами в качестве временной демаркационной линии, были сосредото-
чены крупные силы под командованием генерала Уилкинсона. Отсюда в
1806—1807 гг. по заданию Джефферсона направлялись на территорию
Новой Испании разведывательные отряды Фримэна, Пайка и др.
И в дальнейшем вашингтонское правительство негласно поощряло дея-
тельность групп и организаций, пытавшихся подготовить вторжение в Те-
хас («Мексиканская революционная хунта» во главе с Альваресом де То-
ледо и Пикорнелем в Филадельфии, группа отставного наполеоновского
генерала Юмбера в Новом Орлеане и др.). В августе 1812 г. отряд, сфор-
мированный с ведома властей Луизианы бывшим офицером армии США
Огастесом Мэйджи и мексиканцем Гутьерресом де Лара, переправился че-
рез р. Сабин и вскоре овладел испанским опорным пунктом Накогдочес.
За несколько месяцев он пересек почти весь Техас и в марте 1813 г.
занял его столицу Сан-Антонио-де-Бехар.
Однако согласно испано-американскому Трансконтинентальному до-
говору 1819 г. граница между владениями Испании и Соединенными
Штатами устанавливалась по рекам Сабин, Ред-Ривер, Арканзас и далее
к западу от Скалистых гор — по 42-й параллели. Таким образом, юриди-
чески оформив захват Флориды, США вынуждены были официально при-
знать Техас составной частью Новой Испании, следовательно, формаль-
но отказаться от всяких притязаний на него.
За несколько месяцев до заключения упомянутого договора админист-
рации Монро удалось частично урегулировать споры с Англией по поводу
границы на севере и северо-западе. Сравнительно просто был решен воп-
рос о демаркационной линии между США и британскими владениями от
оз. Лесное до Скалистых гор. В соответствии с англо-американской кон-
венцией, подписанной в Лондоне 20 октября 1818 г.2, она стала проходить
1 В начале XIX в. эта провинция, помимо индейских племен, насчитывала всего
около 7 тыс. жителей, сконцентрированных в трех более или менее крупных селе-
ниях, четырех миссиях и примерно полутора десятках ранчо. См.: Yoakum H. К.
History of Texas: Vol. 1, 2. N. Y., 1855, vol. 1, p. 138 (repr.: Austin, 1935).
2 Treaties and other International Acts of the United States of America, 1776—1863:
Vol. 1—8/Ed. by H. Miller. Wash., 1931—1948, vol. 2, p. 658—661.
по 49-й параллели. Гораздо сложнее обстояло дело с Орегоном — обширной
областью, простиравшейся от побережья Тихого океана до Скалистых гор
и от Аляски до Калифорнии. В связи с отсутствием четко обозначенных
границ между владениями США, Англии, Испании и России на Северо-
Западе Америки этот регион являлся ареной столкновения интересов на-
званных держав.
Территориальные претензии первоначально основывались на исследо-
ваниях английских, испанских, русских, американских мореплавателей,
путешественников, торговцев пушниной конца XVIII в. Среди сухопутных
экспедиций начала XIX в. особое значение имела та, которую по распо-
ряжению Джефферсона предпринял в 1803—1806 гг. отряд М. Льюиса
и У. Кларка3. Поднявшись по р. Миссури до ее истоков, он через гор-
ные перевалы вышел к одному из притоков р. Снейк, впадающей в Ко-
лумбию, и спустился по реке к Тихому океану. За этой экспедицией по-
следовали другие, организованные федеральным правительством, но
большинство из них доходило лишь до Скалистых гор. Открытия же, важ-
ные для изучения и освоения Дальнего Запада, были связаны преимуще-
ственно с деятельностью торговых компаний, скупщиков мехов и охотни-
ков. В 1805 г. англичанин С. Фрейзер основал первую факторию британ-
ской «Северо-Западной компании» к западу от Скалистых гор, а в 1808 г.
исследовал бурную р. Фрейзер. Другой служащий той же компании,
Д, Томпсон, в 1807—1811 гг. продолжил обследование бассейна Ко-
лумбии.
В 1811 г. глава американской «Тихоокеанской меховой компании»
Джон Дж. Астор заложил в устье р. Колумбия форт Асторию, а выше
по течению реки — несколько торговых факторий. По следам экспедиции
Льюиса и Кларка в верховья Миссури и дальше на запад в поисках
бобров и иного пушного зверя направлялись многочисленные трапперы.
Они отыскивали неизвестные ранее реки и ущелья, нехоженые горные
перевалы, прокладывали тропы, а иногда служили проводниками партий
переселенцев и обозов с товарами, двигавшихся к побережью.
Естественно, что в ходе англо-американских переговоров, предшест-
вовавших лондонской конвенции 1818 г., проблема Орегона занимала зна-
чительное место. После ожесточенных споров было принято компромис-
сное решение: все земли к западу от Скалистых гор, на которые претен-
дуют Англия или США, должны быть в течение 10 лет открыты для
доступа подданных обеих держав вне зависимости от притязаний какого-ли-
бо государства на ту или иную часть этой территории4. Границы ее как
на севере, так и на юге конвенцией не фиксировались. Но уже через
4 месяца выяснилось что, согласившись на установление испано-амери-
канской границы по 42-й параллели, Испания отказалась от всяких пре-
тензий на области, расположенные к северу от этой линии, в пользу
США. Таким образом, открытым остался лишь вопрос о северной грани-
це спорной территории.
Несмотря на недовольство плантаторов-рабовладельцев Юго-Запада
признанием юридических прав Испании на Техас и критику Трансконти-
3 Новейшее издание материалов экспедиции см.: Letters of the Lewis and Clark Ex-
pedition with Related Documents, 1783—1854. 2nd ed., with additional documents
and notes: Vol. 1, 2. Urbana, Chicago, London, 1978.
4 Т. е., строго говоря, не предусматривалось «совместное» владение.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.
нентального договора в конгрессе (в частности, со стороны спикера пала-
ты представителей Г. Клея, сенатора Т. Бентона и др.), он был ратифи-
цирован и ровно через два года после подписания вступил в силу. Однако
заключение и ратификация испано-американского договора на самом де-
ле вовсе не означали отказа влиятельных кругов США от экспансионист-
ских намерений. Напротив, именно в 20-е годы приняла систематический
характер и приобрела широкий размах американская колонизация Те-
хаса.
2. АННЕКСИЯ ТЕХАСА
Наибольший интерес эта пограничная мексиканская провинция вы-
зывала в юго-западных штатах. Южан привлекали ее богатые природные
ресурсы, плодородные почвы и климат, благоприятствовавшие разведению
хлопка, табака и других сельскохозяйственных культур. Вместе с тем
экстенсивное по своим методам плантационное рабовладельческое хозяй-
ство Юго-Запада непрерывно требовало захвата и освоения новых земель,
а чтобы обеспечить политическое преобладание в Союзе, господствующим
классам Юга необходимо было образование новых рабовладельческих шта-
тов к западу от Миссисипи. «Вооруженное распространение рабства во-
вне сделалось признанной целью национальной политики» 5.
Миссурийский компромисс 1820 г. способствовал усилению территори-
альной экспансии рабовладельцев в южном направлении. К тому же в
1819 г. в США разразился экономический кризис, воздействие которого
усугублялось предшествовавшими земельными спекуляциями. У многих
плантаторов и фермеров накопилась большая задолженность государству.
Резко сократилась продажа «общественных земель».
В этих условиях разорившиеся землевладельцы Юго-Запада, дельцы,
спекулянты, авантюристы устремились в Техас. Последней попыткой его
захвата силой оружия явился безуспешный рейд отряда некоего Джейм-
са Лонга, который в июне 1819 г. переправился через р. Сабин и занял
Накогдочес, но к концу года был вытеснен испанцами. После провала этой
затеи метод вооруженного вторжения сменился «мирным» проникнове-
нием.
В ноябре 1820 г. в Сан-Антонио прибыл уроженец Коннектикута ком-
мерсант и горнопромышленник Мозес Остин, обратившийся к губернато-
ру Мартинесу с просьбой о предоставлении ему земли для основания ко-
лонии. В январе 1821 г. 300 американских семей получили разрешение
поселиться в Техасе при условии, если они исповедуют католическую
религию (практически это требование соблюдалось не слишком строго)
и согласны присягнуть на верность испанской монархии.
После провозглашения независимости Мексики (28 сентября 1821 г.)
сын Остина Стивен стал добиваться от ее правительства подтверждения
контракта и расширения прав, предоставленных колониальной админист-
рацией. Предприимчивый делец просил разрешить въезд в Техас еще
200 семьям сверх установленной ранее квоты, настаивал на предоставле-
нии колонистам права на организацию милиции и создание собственного
органа власти. Привлеченные неслыханной дешевизной земли (12,5 цен-
5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 15, с. 342.
та за акр, т. е. 10% стоимости акра «общественных земель» в США) и
большими размерами наделов, в Техас вслед за Остином ринулись дру-
гие предприниматели и множество переселенцев.
Тем временем правительство Монро, выражая интересы американской
буржуазии, добивавшейся доступа на рынки Латинской Америки,
пришло к выводу о необходимости установить официальные отношения
с молодыми испаноамериканскими государствами. 28 марта 1822 г. кон-
гресс принял решение о признании их независимости. Но вместо назна-
чения дипломатического представителя в Мексику туда в неофициаль-
ном порядке был направлен конгрессмен от штата Южная Каролина
Джоэл Робертc Пойнсетт.
Пойнсетт встречался с императором Агустином I, министром иност-
ранных дел, членами мексиканского конгресса и другими политическими
деятелями. В беседе с полковником Аскарате он заявил, что установлен-
ная американо-испанским договором 1819 г. граница не устраивает США,
и провел на карте другую линию таким образом, что Техас, Новая Мек-
сика, Верхняя Калифорния, а также часть Нижней Калифорнии, Соноры,
Коауилы и Нуэво-Леона отходили к Соединенным Штатам6. Хотя Пойн-
сетт оговорился, что выражает только личное мнение, предпринятый
им зондаж, несомненно, отражал намерения экспансионистов США и под-
линную цель его миссии. Несмотря на приезд в декабре 1822 г. мексикан-
ского посланника и его аккредитование в Вашингтоне, администрация
Монро продолжала уклоняться от установления нормальных двусторон-
них отношений со своим южным соседом, что было связано с отсутствием
политической стабильности в Мексике и экспансионистскими планами в
отношении Техаса.
Под давлением американских предпринимателей правительство Агу-
стина I издало 4 января 1823 г. закон о колонизации, который предусмат-
ривал раздачу земли наряду с мексиканскими гражданами иностранцам-
католикам, гарантировал охрану их прав, предоставлял им существенные
льготы и привилегии. Минимальный размер надела для переселенцев
составлял 1 лабор пахотной или 1 кв. лигу7 пастбищной земли на каж-
дую семью. Земли, полученные иностранцами ранее, сохранялись за их
владельцами. В частности, специальными декретами трижды (в связи со
сменой правительства) был подтвержден контракт Остина. В результа-
те американская колонизация Техаса заметно активизировалась. Начал-
ся массовый наплыв иммигрантов из США, особенно из южных и юго-
западных районов. Некоторые, чтобы облегчить получение земельных на-
делов, принимали (обычно фиктивно) мексиканское подданство и
католичество.
Под нажимом американцев Учредительный конгресс Мексики принял
18 августа 1824 г. постановление, гарантировавшее неприкосновенность
имущества иностранных колонистов. Повторяя в основном общие поло-
жения, сформулированные в законе о колонизации 1823 г., оно предо-
ставляло их развитие и конкретизацию властям отдельных штатов мек-
сиканской федерации. В соответствии с этим законодательное собрание
штата Коауила и Техас издало 24 марта 1825 г. местный колонизацион-
6 Manning W. R. Early Diplomatic Relations between the United States and Mexico.
Baltimore, 1916, p. 289—290.
7 Labor (ucn.) — мексиканская земельная мера = 177 акрам. Кв. лига = 4428 акрам.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.
ный закон, в принятии которого важную, если не решающую роль сыграл
член легислатуры, международный авантюрист Бастроп, являвшийся
близким другом Остина. Сохраняя нормы земельных наделов, предусмат-
ривавшиеся прежним законодательством, акт 1825 г. обеспечивал посе-
ленцам еще более выгодные условия получения их. За каждую квадрат-
ную лигу пастбища надо было уплатить государству всего 30 долл., за
минимальный участок орошаемой земли — 3,5, неорошаемой — 2,5 долл.,
причем первый взнос полагалось внести только через 6 лет, а остальные
деньги в рассрочку на 15 лет. В течение первого десятилетия колонисты
полностью освобождались от налогов и пошлин.
Всего к 1835 г. с американскими компаниями8 и отдельными лицами
был заключен 41 контракт. По официальным данным, с 1824 по 1835 г.
около 5 тыс. иностранцев получили в Техасе 26 280 тыс. акров земли9.
Но практически масштабы колонизации не определялись этими цифрами,
поскольку в Техас с севера прибывали партии переселенцев и многочи-
сленные искатели приключений и помимо всяких контрактов. Переселя-
лись из США, спасаясь от преследований и истребления, также многие
индейские племена: чироки, делавары, кикапу, крики, семинолы и др.
Их приток особенно усилился после принятия конгрессом 28 мая 1830 г.
акта о «перемещении» индейцев из восточных штатов в резервации, со-
зданные западнее Миссури и Арканзаса на так называемой «Индейской
территории», обманным путем отнятой у индейцев прерий.
Техасские плантаторы-рабовладельцы (хотя крупных плантаций с
большим числом рабов в то время насчитывалось мало, многие англо-
американские колонисты были так или иначе связаны с рабовладением)
испытывали крайнее недовольство мерами мексиканских властей, направ-
ленными против рабства. Еще закон 1823 г. запрещал куплю-продажу
рабов в Мексике и предписывал освободить их детей, родившихся на мек-
сиканской территории, по достижении 14 лет. В 1824—1825 гг. правитель-
ство Гуадалупе Виктории запретило работорговлю и ввоз в страну рабов,
а также декретировало освобождение последних. Легислатура штата
Коауила и Техас в 1825 г. специально предупредила новых колонистов,
что они обязаны неукоснительно соблюдать мексиканское законодательст-
во касавшееся ввоза рабов.
Правда, вскоре удалось найти лазейку: в 1828 г. Остин и его влиятель-
ные покровители сумели добиться принятия поправки к конституции шта-
та, дававшей возможность ввозить рабов под видом «наемных слуг», кото-
рых нанимали на 70—99 лет, т. е. фактически пожизненно. Но в 1829 г.
президент Мексики Висенте Герреро в подтверждение декрета своего
предшественника обнародовал указ о полной отмене рабства. Хотя под-
разумевалось, что действие указа не распространяется на Техас, он вы-
звал там сильное волнение среди колонистов-американцев.
Деятельность Остина и других «пионеров» американской колонизации
нельзя рассматривать только как их частное предприятие и проявление
личной инициативы. Она была тесно связана с позицией таких видных
представителей правящих кругов США, как Генри Клей, Эндрю Джек-
сон, Дж. Р. Пойнсетт. Не следует забывать, что доктрина Монро, направ-
8 Наиболее крупной из них была нью-йоркская «Галвестон бэй энд Тексас лэнд ком-
пани», основанная в 1830 г.
9 Taylor V. H. The Spanish Archives of the General Land Office of Texas. Austin,
1955, p. 4—5, 43—44; The Handbook of Texas: Vol. 1, 2. Austin, 1952, vol. 1, p. 20.
ленная против вмешательства европейских держав в дела Американского
континента, была прежде всего продиктована и обусловлена экспансио-
нистскими намерениями США по отношению к молодым государствам
Испанской Америки. Непосредственно для Мексики она означала вполне
реальную угрозу территориальной экспансии. «Рабовладельцы Юга ви-
дели в доктрине Монро санкцию на захват мексиканской территории с
целью распространения там рабовладельческого хозяйства» 10. Заселение
Техаса американцами являлось не просто стихийным процессом, а в
значительной мере продуманной политикой влиятельных сил Соединен-
ных Штатов.
Планы правящих кругов США и опасность, грозившая Мексике, ко-
нечно, не были секретом для мексиканского правительства. Встревоженное
растущей угрозой с севера, оно неоднократно предлагало приступить к
уточнению и демаркации границы в соответствии с линией, установлен-
ной американо-испанским договором 1819 г. Но эти предложения остава-
лись без ответа. Вместе с тем США пытались дипломатическим путем
добиться уступки всего или части Техаса. По инструкции президента
Дж. К. Адамса и государственного секретаря Г. Клея Пойнсетт, заняв-
ший в 1825 г. пост американского посланника в Мехико, в неофициаль-
ном порядке настойчиво предлагал правительству Мексики продать Со-
единенным Штатам территорию до Рио-Гранде или хотя бы до р. Коло-
радо. Однако эти попытки успеха не имели. В 1828 г. США вынуждены
были заключить с Мексикой договор о границе (ратифицированный ими
лишь в 1832 г.), подтверждавший положения Трансконтинентального до-
говора 1819 г., а в конце 1829 г. Пойнсетт по требованию мексиканских
властей был отозван. Столь же безуспешными оказались усилия его пре-
емника А. Батлера.
Между тем численность американских колонистов в Техасе быстро
росла, «пока их не стало больше, чем мексиканцев, населявших прежде
эту страну», указывал американский автор середины XIX в.11 К концу
1829 г. были заключены контракты на наделение землей около 7 тыс.
семей12. Многие привозили с собой негров-рабов. Хотя иммигранты вели
е основном плантационное хозяйство, большинство из них, чтобы полу-
чить более крупные участки, заявляло о намерении заняться скотовод-
ством. Их владения, как правило, во много раз превышали минимальную
норму, благо максимум, предусмотренный колонизационным законом
1824 г., достигал почти 49 тыс. акров. Вскоре американцы фактически ус-
тановили полный контроль над Техасом. Считая мексиканцев низшей ра-
сой, подобно неграм и индейцам, они относились к ним с нескрываемым
презрением, игнорировали законы Мексики.
В декабре 1826 г. группа колонистов подняла мятеж в районе Hаког-
дочес, привлекла на свою сторону часть племени чироки и провозгласила
создание «Республики Фредонии» 13. Правда, уже в январе следующего
года мексиканские войска разгромили мятежников, но в прессе США им
10 ПотоковаН. В. Агрессия США против Мексики, 1846—1848. М., 1962, с. 33.
11 Mansfield Е. D. The Mexican War. N. Y., 1848, p. 10.
12 Barker E. С Mexico and Texas, 1821—1835. Dallas, 1928, p. 13.
13 Подробнее см.: Alessio Robles V. Coahuila у Texas desde la consumacion de la in-
dependencia hasta el tratado de paz de Guadalupe Hidalgo: T. 1, 2. Mexico, 1945—
1946, t. 1, p. 221—225. Текст союзного договора между колонистами и индейцами,
включавшего декларацию о независимости от Мексики, см.: The Laws of Texas,
1822—1897: Vol. 1—10. Austin, 1898—1902, vol. 1, p. 109—110.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.
открыто выражались сочувствие и симпатии, что весьма беспокоило пра-
вительство Мексики. В том же году для ознакомления с положением в
Техас был направлен генерал Мьер-и-Теран, который в отчете, представ-
ленном в середине 1828 г., нарисовал крайне тревожную картину и на-
стойчиво рекомендовал президенту Гуадалупе Виктории принять срочные
меры.
В связи с обострением внутриполитической борьбы в Мексике дело не-
сколько затянулось, но 6 апреля 1830 г. по инициативе министра иност-
ранных дел Аламана, озабоченного проникновением североамериканцев в
Техас, мексиканский конгресс запретил дальнейшую иммиграцию из со-
седних государств в пограничные с ними штаты Мексики (т. е. из США
в Техас). Новый закон предписывал также поощрять переселение в не-
освоенные районы мексиканцев и европейцев, строить на колонизуемых
территориях укрепления и размещать там воинские гарнизоны, не до-
пускать ввоза рабов 14.
Несмотря на запрет, американская иммиграция в Техас продолжалась.
Но действия мексиканских властей (увеличение численности войск на
техасской территории, подготовка к сбору налогов и платы за землю в
связи с истечением в 1830 г. предоставленной отсрочки, ограничение в
1832 г. продолжительности контрактов с ввозимыми в Техас «наемными
слугами» 10 годами и т. д.) вызывали раздражение колонистов. В июне
1832 г. оно вылилось в вооруженное столкновение с правительственными
силами в селении Анауак, на побережье залива Галвестон. Вслед за тем,
чтобы разрядить обстановку, мексиканские гарнизоны были выведены
из восточной части Техаса.
Собравшиеся в октябре 1832 г. в Сан-Фелипе 58 представителей техас-
ских колонистов потребовали отмены закона 1830 г. и отделения Техаса
от Коауилы с преобразованием его в самостоятельный штат. Чтобы обес-
печить удовлетворение этих требований, в апреле 1833 г. в Мехико от-
правился С. Остин. Ему удалось добиться аннулирования запрета на им-
миграцию в Техас из США и некоторых других уступок (гарантия веро-
терпимости, разрешение употреблять английский язык в официальных
документах и т. д.), но правительство республики категорически отка-
залось предоставить Техасу статус штата. Когда же из перехваченного
письма стало известно, что Остин посоветовал техасцам действовать в
этом вопросе самим, не считаясь с позицией федеральных властей, вице-
президент В. Гомес Фариас (в руках которого находились тогда бразды
правления) распорядился арестовать его.
При диктатуре Санта-Анны (1834—1835) федералистская конститу-
ция 1824 г. была отменена и установлена централистская форма прав-
ления. Прежние штаты, пользовавшиеся широкой автономией, преврати-
лись в департаменты, губернаторы которых назначались президентом.
В начале 1835 г. в Техас были посланы дополнительные воинские контин-
генты с целью обеспечить взимание таможенных пошлин. Под воздейст-
вием этих перемен обстановка еще больше накалилась. Все громче зву-
чали голоса тех, кто призывал взяться за оружие, чтобы осуществить от-
деление от Мексики. Это были главным образом вновь прибывшие
иммигранты (приток которых с 1834 г. заметно увеличился), еще не ус-
певшие получить землю или найти себе занятие. Общая численность
14 Alessio Robles V. Op. cit., t. 1, p. 362—364.
техасских колонистов к середине 30-х годов достигла 30 тыс. (не считая
5 тыс. негров-рабов), тогда как мексиканское население составляло все-
го около 3,5 тыс.15
В июне 1835 г. отряд американцев под командованием У. Трейвиса
занял Анауак, гарнизон которого капитулировал. Вскоре крупные мекси-
канские силы, переправившись через Рио-Гранде, приблизились к Сан-
Антонио. Однако их дальнейшее продвижение на восток 2 октября было
приостановлено у селения Гонсалес. Заставив мексиканцев повернуть об-
ратно, техасские волонтеры, в свою очередь, стали продвигаться в запад-
ном направлении.
Между тем в Сап-Фелипе собрался конвент представителей муници-
палитетов Техаса, который 7 ноября принял декларацию о создании
временного правительства, основанного на «принципах федеральной кон-
ституции Мексики 1824 г.». Заявляя на словах о полной лояльности «на-
рода Техаса» по отношению к мексиканской федерации, конвент подчер-
кивал его решимость вести вооруженную борьбу против находящихся в
Техасе войск незаконного режима Санта-Анны16. С этой целью преду-
сматривалось сформировать армию17, а командующим был назначен лич-
ный друг и протеже президента Джексона, бывший член конгресса и
губернатор Теннесси Сэм Хьюстон. Многоопытный Остин и два других
депутата направились за помощью в США, откуда немедленно стали по-
ступать деньги, оружие и боеприпасы. Границу переходили многочислен-
ные добровольцы. В США было закуплено несколько военных кораблей,
препятствовавших подходу мексиканских судов к побережью Техаса. Од-
нако техасские уполномоченные быстро обнаружили, что необходимым
условием широкой и эффективной поддержки Техаса с севера является
полный разрыв всяких связей с Мексикой.
Подобное решение было ускорено ходом событий. После почти 1,5-ме-
сячной осады мятежники 9 декабря овладели Сан-Антонио, и мексикан-
ским войскам пришлось покинуть Техас. Но уже через два месяца там
появилась 6-тысячная армия под командованием самого Санта-Анны.
Совершив длительный переход по пустынной местности, она 23 февраля
1936 г. подошла к Сан-Антонио и, блокировав миссию Аламо, где укры-
лись мятежники, 6 марта захватила ее. Все находившиеся там были пе-
ребиты.
За несколько дней до этого в Вашингтоне-на-Бразос открылся кон-
вент «представителей народа Техаса», среди которых преобладали выход-
цы с юга США. Ссылаясь на то, что в результате политики Санта-Ан-
ны «англо-американское население Техаса» оказалось под гнетом «самой
пестерпимой тирании», посягающей на его свободу, права, интересы и
имущество, конвент 2 марта провозгласил отделение от Мексики и обра-
зование независимой республики18. Конституция «Республики Техас»,
составленная по образцу североамериканской, узаконила рабство и ввоз
рабов. Был принят техасский флаг с изображением пятиугольной золо-
той звезды на голубом поле. Все здоровые мужчины в возрасте от 17 до
50 лет призывались под ружье. Конвент обратился к правительству США
15 Кроме того, в Техасе насчитывалось тогда примерно 14 тыс. индейцев. См.: Yoa-
кит.Н. К. Op. cit., vol. 2, p. 197.
16 The Laws of Texas, vol. 1, p. 522.
17 К тому времени под ружьем находились уже 6 тыс. колонистов.
18 The Laws of Texas, vol. 1, p. 1063—1067.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.
с просьбой помочь людьми, деньгами и снаряжением. Президентом рес-
публики стал Дэвид Бэрнет, а вице-президентом — один из немногих
мексиканцев, поддержавших мятеж, крупный техасский землевладелец
Лоренсо де Савала, считавшийся в Мексике изменником.
На протяжении марта 1836 г. мексиканские войска очистили от мятеж-
ников побережье Мексиканского залива до р. Колорадо и, тесня их, вы-
нудили отходить дальше на восток. Охваченные паникой, жители с семья-
ми бежали к границе. Встревоженный этим отступлением, командую-
щий вооруженными силами США в Луизиане генерал Гэйнс по указа-
нию военного министра приказал занять позиции вдоль пограничной реки
Сабин, мотивируя этот шаг мнимой опасностью вторжения техасских ин-
дейцев. Преследуя мятежников, Санта-Анна с авангардом своей армии
достиг устья р. Сан-Хасинто, где беспечно расположился на отдых, не
приняв элементарных мер предосторожности. Воспользовавшись этим,
колонисты во главе с Хьюстоном, ободренные тем, что в тылу у них на-
ходятся регулярные американские части, 21 апреля внезапно атаковали
мексиканцев и полностью разгромили их. Санта-Анна, оставив поле боя,
пытался спастись бегством, однако попал в руки победителей.
Находясь в плену, он, не имея на то никаких полномочий, 14 мая
1836 г. заключил с президентом «Республики Техас» Бэрнетом капиту-
лянтское соглашение о прекращении военных действий и выводе мекси-
канских войск с техасской территории, а также обязался обеспечить при-
знание Мексикой независимости Техаса и установление границы между
ними по Рио-Гранде. Это означало по существу согласие отдать не только
Техас, южной границей которого издавна считалась р. Нуэсес, но и часть
Коауилы и Тамаулипаса, расположенную в междуречье Рио-Гранде и
Нуэсес. В дальнейшем Санта-Анна, доставленный в Вашингтон, вел пе-
реговоры по этому вопросу с президентом Джексоном (январь 1837 г.),
но они ни к чему не привели.
Дело в том, что правительство А. Бустаманте, пришедшее к власти
после поражения при Сан-Хасинто, поспешило дезавуировать действия
Санта-Анны. Мексиканский конгресс 20 мая, а затем 29 июля объявил,
что все соглашения, заключенные Санта-Анной во время пребывания в
плену, и данные при этом обязательства не имеют законной силы. Это
не помешало, правда, конгрессу «Республики Техас» 19 декабря 1836 г.
заявить, что ее южная и западная границы проходят по Рио-Гранде19.
Однако правительство США, учитывая, что бывший диктатор Мексики не
имеет никаких официальных полномочий и никого не представляет, не
могло заключать с ним соглашений. Его вскоре освободили и на амери-
канском корвете препроводили на родину.
Осторожность, проявленная администрацией Джексона, вытекала из
ее противоречивой и сложной позиции в отношении Техаса. Вспыхнув-
ший там мятеж американских колонистов, провозглашение независимо-
сти, победа над мексиканскими войсками и их изгнание вызвали в США
бурную реакцию. По всей стране, особенно к югу от р. Огайо, обществен-
ное* мнение и пресса выступали с нападками на правительство Мексики,
открыто выражали сочувствие и симпатии мятежникам. В городах и се-
лениях для них собирали деньги, банки предоставляли займы, в Новом
Орлеане, Луисвилле, Цинциннати, Нью-Йорке шла вербовка добровольцев.
19 Ibid., p. 1193—1194.
Тысячи людей в Алабаме, Теннесси, Кентукки, Огайо и других шта-
тах, привлеченные перспективой получения земли, вступали в формиро-
вавшиеся подразделения, которые двигались к переправам через р. Са-
бин или в Новый Орлеан, откуда морем перевозились в Техас. Спустя
несколько месяцев после Сан-Хасинто, по неполным данным, 39 рот те-
хасской армии были укомплектованы теми, кто прибыл уже после этого
сражения, и лишь 14 рот — коренными техасцами20. Из США поступа-
ли, главным образом через Новый Орлеан, вооружение, боеприпасы, сна-
ряжение.
Летом 1836 г. регулярные войска генерала Гэйнса с ведома прави-
тельства перешли границу и заняли Накогдочес, в 50 милях от нее. Мек-
сиканский посланник в Вашингтоне М. де Горостиса заявил решитель-
ный протест, но не получил от государственного департамента удовлет-
ворительного ответа. Нейтралитет США «существует лишь на словах и
причиняет нам в тысячу раз больший вред, чем явная враждебность»,
доносил он 4 октября своему правительству21. В том же месяце Горо-
стиса выехал из Вашингтона.
На протяжении всего 1836 г. нарастал поток петиций о признании
независимости «Республики Техас», адресованных президенту и конгрессу
США. Этого усиленно добивались через своих эмиссаров и сами руко-
водители мятежа. Более того, их целью являлось немедленное включение
Техаса в состав США. В ходе плебисцита, проведенного 5 сентября
1836 г., за присоединение высказалось подавляющее большинство голо-
совавших.
Но президент Джексон не спешил с формальным признанием техас-
ской «республики». Прекрасно понимая фиктивный характер ее незави-
симости, он не сомневался в том, что стоит только вашингтонскому пра-
вительству признать «Республику Техас», как перед ним неминуемо вста-
нет вопрос об ее аннексии. В принципе это было как раз то, о чем мечта-
ли предшественники Джексона, чего желали он сам и его окружение.
Но в Вашингтоне не без оснований опасались, что такой шаг может
вызвать серьезные международные осложнения: вооруженный конфликт
с Мексикой, противодействие европейских держав, прежде всего Англии,
имевшей свои виды на Техас. К тому же нельзя было не считаться с
позицией влиятельных кругов Северо-Востока, решительно возражавших
против возможного присоединения рабовладельческого Техаса к США.
Исходя из указанных соображений, Белый дом оттягивал решение,
последствия которого могли создать значительные трудности. В июне
1836 г. Джексон поручил чиновнику госдепартамента Морфиту ознако-
миться с положением в Техасе. Получив его доклад, он 21 декабря напра-
вил конгрессу послание, в котором, по совету государственного секрета-
ря Форсита и вновь избранного президента Ван-Бюрена, рекомендовал
отложить дипломатическое признание «Республики Техас», ссылаясь,
в частности, на неясность намерений Мексики22. Однако под усилившим-
ся давлением конгрессменов-экспансионистов, земельных спекулянтов и
других вдохновителей техасского «лобби» 3 марта 1837 г., в последний
20 Nance J. M. After San Jacinto. Austin, 1963, p. 18.
21 Bosch Garcia C. Historia de las relaciones entre Mexico у los Estados Unidos, 1819—
1848. Mexico, 1961. p. 193.
22 A Compilation of the Messages and Papers of the Presidents, 1789—1902; Vol. 1—10/
Ed. by J. D. Richardson. Wash., 1903, vol. 3, p. 265—269.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.
день пребывания на президентском посту, Джексон подписал, наконец,
принятые несколько раньше резолюции сената и палаты представителей
о признании независимости Техаса23 и назначил поверенного в делах
при техасском правительстве.
Между тем влиятельные силы в США, рассматривая отделение Теха-
са от Мексики всего лишь как промежуточный рубеж на пути к его пол-
ному поглощению Соединенными Штатами, настойчиво действовали в
этом направлении. Их позиция диктовалась не только давними экспан-
сионистскими тенденциями политики Вашингтона и специфическими
интересами рабовладельцев Юга, но и конкретными материальными мо-
тивами. Приток в Техас людей, капиталов и товаров с севера усиливался
с каждым годом. За счет наплыва иммигрантов из США численность аме-
риканского населения «республики» в течение второй половины 30-х годов
почти удвоилась. Североамериканские дельцы охотно приобретали акции
подвизавшихся в Техасе компаний24, вкладывали деньги в облигации»
выпускавшиеся техасским правительством, участвовали в земельных спе-
куляциях. В 1839 г. «Банк Соединенных Штатов» (Пенсильвания) пре-
доставил Техасу заем на сумму 400 тыс. долл.
Быстро развивалась торговля, важнейшим центром которой стал Но-
вый Орлеан. За 1837—1839 гг. стоимость американского экспорта в Те-
хас возросла с 1007 928 до 1687 086 долл., а импорта — с
163 284 до 318116 долл.25 В 1838-1840 гг. из портов США прибыли во-
семь боевых кораблей, которые под командованием кадровых офицеров
американского военно-морского флота курсировали вдоль побережья Мек-
сиканского залива и доходили даже до Юкатана, нападая на прибрежные
селения мексиканцев и захватывая их суда.
Выражая настроения кругов, по разным причинам заинтересованных
в присоединении Техаса, такие люди, как Джон Кэлхун, президент упо-
мянутого банка Никлас Биддл, сенатор Роберт Уокер, бывший губернатор
Виргинии Томас Гилмер, видный издатель Дафф Грин и другие, реши-
тельно требовали в печати и с трибуны конгресса немедленных действий»
Весьма расположенное внять этим настояниям правительство Ван-Бюре-
на вынуждено было, однако, прислушиваться и к голосам противников
аннексии. Их рупором в числе других являлись престарелый
Дж. К. Адамc и известный теолог и проповедник У. Э. Чаннинг. Послед-
ний в открытом письме Г. Клею (1837 г.) заявлял, что отделение Теха-
са обусловлено не притеснениями со стороны мексиканцев, а земельными-
спекуляциями и стремлением к экспансии с целью распространения раб-
ства. Аннексия же, писал он, неминуемо вовлечет США в войну с Мекси-
кой и Англией, приведет к подрыву американских институтов и распаду
Союза26. В сложившейся ситуации государственный секретарь Форсит
25 августа 1837 г. отклонил официальное обращение «Республики Техас»
о ее присоединении к Соединенным Штатам.
В 1839—1840 гг. независимость Техаса признали Англия, Франция,
Нидерланды, Бельгия, полагавшие, что новая «республика» станет барье-
ром на пути дальнейшей экспансии США на юг. Европейские державы
23 Ibid., p. 281—282.
24 Уже к январю 1837 г. они имели акций более чем на 1 млн акров земли.
25 Pletcher D. M. The Diplomacy of Annexation. Columbia, 1973, p. 74—75, 85—86.
26 The Works of William E. Channing: Vol. 1—6. Glasgow, 1840—1844, vol. 2, p. 183—
254.
были заинтересованы в этом, так как сами преследовали корыстные цели
в данном регионе. Однако мексиканское правительство категорически от-
казывалось признать «Республику Техас», и все усилия техасских эмис-
саров, в 1839—1841 гг. неоднократно посещавших Мехико и предлагавших
компенсацию в размере 5 млн. долл., были тщетны.
Правда, в связи с неустойчивостью политического положения, обост-
рением социальных противоречий, непрерывной борьбой за власть,
с французской агрессией Мексика была тогда не в состоянии направить
крупные силы для восстановления своего суверенитета над Техасом. Но
в 1842 г. ее войска дважды демонстративно переходили Рио-Гранде и на
несколько дней занимали Сан-Антонио. Техасцы, предпринявшие в декаб-
ре того же года ответные рейды через реку, были немедленно отброшены
обратно на левый берег.
После временного затишья, вызванного в значительной мере аболи-
ционистской пропагандой и внутриполитической борьбой, с начала 40-х
годов и особенно с приходом в Белый дом Дж. Тайлера, который откры-
то симпатизировал планам аннексии, США были охвачены новым при-
ступом «техасской лихорадки». Формулируя официальную позицию, го-
сударственный секретарь Д. Уэбстер 8 июля 1842 г. писал американско-
му посланнику в Мехико: «Со времени сражения при Сан-Хасинто в ап-
реле 1836 г. до настоящего момента Техас обладает теми же внешними
признаками национальной независимости, что и сама Мексика, и его
правительство столь же стабильно. Практически он свободен и независим,
«го политический суверенитет признан главными державами мира, на его
территорию в течение шести или семи лет не ступала нога неприятеля,
и сама Мексика на протяжении всего этого периода воздерживается от
всяких дальнейших попыток восстановить свою власть над этой террито-
;рией» 27. Очередному оживлению аннексионистских тенденций способст-
вовали распространившиеся в 1843 г. слухи об усилиях британской дип-
ломатии добиться урегулирования конфликта между Мексикой и Техасом
и намерении Англии подчинить последний своему влиянию.
Встревоженное возобновлением пропагандистской кампании в поль-
зу аннексии и сообщениями о предстоящих шагах в этом направлении,
мексиканское правительство энергично протестовало. 23 августа 1843 г.
устами министра иностранных дел Боканегры оно заявило, что «приня-
тие акта о присоединении Техаса к территории Соединенных Штатов
будет считать равносильным объявлению войны Мексиканской республи-
ке» 28. 3 ноября о том же предупредил государственного секретаря Ап-
шера посланник Мексики в Вашингтоне Альмоыте. Тем не менее полити-
ческая и дипломатическая подготовка аннексии продолжалась. В ответ
на заявления мексиканского правительства президент Тайлер в годичном
послании конгрессу в декабре 1843 г., оперируя теми же доводами, что
тголтора года назад Уэбстер, публично подтвердил решимость Белого
дома рассматривать Техас как суверенное государство29.
12 апреля 1844 г. государственный секретарь Кэлхун и уполномочен-
ные «Республики Техас» подписали в Вашингтоне договор о присоедине-
нии последней к США. Выразив протест по этому поводу, правительство
27 Diplomatic Correspondence of the United States. Inter-American Affairs, 1831—1860:
Vol. 1—12 /Ed. by W. R. Manning. Wash., 1932—1939, vol. 8, p. 113.
28 Ibid., p. 557.
29 A Compilation of the Messages and Papers of the Presidents, vol. 4, p. 261—262.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.
Мексики 30 мая вновь выступило против посягательств на свою тер-
риторию и повторило прежние предостережения. Между тем вследствие
сопротивления аболиционистски настроенных буржуазных кругов Севера,
считавших аннексионистские планы затеей южан с цельи распростране-
ния рабства, сенат отказался ратифицировать договор30.
Однако экспансионисты не оставили своих намерений, и в ходе пред-
выборной кампании проблема аннексии заняла центральное место. Еще
27 апреля 1844 г. наиболее вероятные кандидаты на пост президента
Клей и Ван-Бюрен одновременно заявили в печати, что, хотя в принципе
не возражают против присоединения Техаса, считают такую акцию
невозможной без согласия Мексики. После этого собравшийся в мае съезд
вигов единодушно выдвинул кандидатуру Клея, тогда как Ван-Бюрену,
оттолкнувшему своим заявлением многих представителей Юга и Запада,
не удалось собрать требуемых 2/з голосов участников съезда демократи-
ческой партии. В результате кандидатом демократов неожиданно стал
относительно малоизвестный человек, бывший спикер палаты представи-
телей и губернатор Теннесси Джеймс Полк — ярый сторонник экспансио-
нистской политики, пользовавшийся поддержкой президента Тайлера и
экс-президента Джексона.
Хотя в ходе политической борьбы, развернувшейся во время подго-
товки к президентским выборам 1844 г., Орегону уделялось меньшее по
сравнению с Техасом внимание, англо-американское соперничество в этом
регионе к середине 40-х годов крайне обострилось. Согласно договорам,
заключенным Россией с США (1824 г.) и Англией (1825 г.), граница рос-
сийских владений на Тихоокеанском побережье устанавливалась по
54°40/ с. ш. Таким образом, спорной оставалась территория между этой
линией и 42-й параллелью, на которую претендовали США и Англия. Все
попытки договориться об ее разделе оказались безуспешными, так как
США добивались признания своей северной границей 49-й параллели,
Англия же требовала провести границу по р. Колумбия. Статус, преду-
смотренный лондонской конвенцией 1818 г., 6 августа 1827 г. был прод-
лен на неопределенный срок с правом денонсирования соглашения при
условии уведомления за один год.
В 30-х годах перевес в борьбе за Орегон явно стал склоняться в сто-
рону Англии. «Компания Гудзонова залива», слившаяся в 1821 г. с «Се-
веро-Западной компанией», постепенно вытеснила американских скуп-
щиков пушнины и фактически монополизировала меховую торговлю к се-
веру от р. Колумбия. На всем протяжении от этой реки до Аляски она
строила торговые фактории и укрепления. Активность англичан вызвала
тревогу в США и стимулировала колонизацию Орегона американцами.
В авангарде их движения к Тихому океану, носившего первоначально
индивидуальный характер, шли миссионеры, еще в 30-х годах обосновав-
шиеся в долине р. Уилламетт — южного притока Колумбии. Сообще-
ния о плодородных, орошаемых землях Орегона в условиях экономической
депрессии, охватившей с 1839 г. Средний Запад, привлекали колонистов,
числo которых быстро росло. К началу 40-х годов они проложили так
называемую Орегонскую тропу от устья Миссури на запад, вдоль ее пра-
30 Текст договора и обстоятельный анализ всех перипетий его подготовки, подписа-
ния и отклонения см.: Меrk F. Slavery and the Annexation of Texas. N. Y., 1972,
p. 3—82, 271—275.
вого притока р. Платт, через Южный перевал Скалистых гор, долину
р. Снейк (левый приток Колумбии) и далее вниз по р. Колумбия. Летом
1842 г. этот долгий и тяжелый путь проделала первая крупная партия
переселенцев — более сотни людей и около 18 крытых фургонов, сопро-
вождаемые стадами скота. Колонисты предпочитали селиться, как прави-
ло, к югу от Колумбии, особенно вдоль притока Уилламетт. Вследствие
ваплыва американцев в Орегон на рубеже 30—40-х годов в конгрессе
США неоднократно выдвигались требования присоединить эту террито-
рию, ибо иначе, как утверждал сепатор Линн, ее захватит Англия. Такое
же мнение высказал в своем отчете Чарлз Уилкс, исследовавший по по-
ручению правительства Ван-Бюрена орегонское побережье.
Однако никакой реальной британской угрозы Орегону в то время не
существовало. Напротив, интерес к нему с английской стороны заметно
ослаб, так как в связи с первой «опиумной» войной 1840—1842 гг. и от-
крытием китайских портов (согласно Нанкинскому договору 1842 г.) мно-
гие купцы и предприниматели, занимавшиеся скупкой пушнины в Оре-
гоне, переключились на торговлю с Дальним Востоком. Поэтому админи-
страция Тайлера, прежде всего озабоченная Техасом, не очень спешила
с решением орегонской проблемы, полагая, что время работает на США.
Правда, подписание 9 августа 1842 г. договора Уэбстера — Ашбертона, уре-
гулировавшего спор о северо-восточной границе США с Канадой31, спо-
собствовало возобновлению переговоров об Орегоне. Но поиски взаимо-
приемлемого компромисса осложнились вследствие резкого усиления экс-
пансионистских настроений, вызванного ростом американской ршмигра-
ции на Запад. Весной 1843 г. началось «великое переселение»: около
1 тыс. человек и 5 тыс. голов скота покинули берега Миссури, держа путь
на Орегон. За ними последовали другие. В итоге американское население
этой территории, составлявшее в 1841 г. примерно 400 человек, в 1845 г.
превысило 5 тыс.32 Они создали свои местные органы самоуправления.
В этих условиях на протяжении 1843—1844 гг. в конгрессе и на стра-
ницах печати велась интенсивная кампания за захват всего Орегона до
54°40' с. ш. Этого требовали, особенно в ходе избирательной кампании,
многие деятели демократической партии, в том числе сенатор Дж. Бью-
кенен. Даже президент Тайлер в послании 5 декабря 1843 г. упомянул о
правах США «на всю территорию страны, расположенной на побережье
Тихого океана между 42°и54°40' с. ш.»33. Но в процессе официальных
переговоров, происходивших в Лондоне и Вашингтоне, американская сто-
рона ограничивалась прежним предложением об установлении границы по
49-й параллели. Подобная сдержанность в значительной мере обусловли-
валась.состоянием техасской проблемы.
Победа Полка на выборах в ноябре 1844 г. была воспринята прави-
тельством как мандат на немедленную аннексию Техаса. По рекомендации
Тайлера палата представителей и сенат приняли соответственно 25 янва-
ря и 27 февраля 1845 г. совместную резолюцию, предлагавшую Техасу
31 Англо-американский конфликт обострился в связи с поддержкой населением
Нью-Йорка, Вермонта, Огайо и других пограничных штатов вооруженных восста-
ний, вспыхнувших в конце 1837 г. в Нижней и Верхней Канаде. Согласно договору
США получили более половины спорной территории, составлявшей свыше
12 тыс. кв. миль. См.: Treaties, vol. 4, p. 363—370.
32 Fuller G. W. A History of the Pacific Northwest. 2nd ed. N. Y., 1941, p. 190.
33 A Compilation of the Messages and Papers of the Presidents, vol. 4, p. 258.
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
ТЕРРИТОР