Усачев Ю. А.
Национальный авиационный университет,
Киев, Украина
Актуальность. Опыт работы со студентами Национального авиационного университета (НАУ), изучающими дисциплину «Физическое воспитание», свидетельствует, что наиболее рациональной формой организации учебных и самостоятельных занятий является распределение первокурсников по методическим объединениям с преимущественным использованием избранного вида спорта или оздоровительной двигательной активности (ОДА).
Данный подход соответствует Указу Министерства образования и науки Украины от 27.11.2008 №1078 «Об утверждении мероприятий, направленных на реформирование системы физического воспитания учеников и студенческой молодежи в учебных заведениях Украины», согласно которому руководство ВУЗов призвано обеспечить развитие секционной формы физического воспитания в высших учебных заведениях.
Решение этой задачи позволяет целенаправленно ориентировать студентов к занятиям физической культурой и массовым спортом с использованием личного опыта спортивной деятельности, что обеспечивает должный уровень мотивации, наличие интересов к повышению уровня физической подготовленности, участию в соревнованиях, судейской и инструкторской практике. Как свидетельствуют результаты специальных исследований, студенты, занимающиеся таким образом, имеют, как правило, высокие оценки по зачетным требованиям дисциплины «Физическое воспитание», общей академической успеваемости, легче адаптируются к новым социально-бытовым условиям студенческой жизнедеятельности, что создает реальные предпосылки их профессиональной компетенции [3, 4].
|
|
Целью представленной работы является обобщение научно-методического материала по обеспечению учебного процесса со студентами І курса Аэрокосмического института НАУ в условиях углубленного освоения популярного вида спорта «настольный теннис».
Методы и организация исследований. В работе использовались методы теоретического (анализ и обобщение научно-методической литературы) и эмпирического (наблюдения, беседы, анкетирования). Для обработки полученных данных применялись методы математической статистики.
Всего было охвачено 176 студентов I курса НАУ (96 юношей и 80 девушек), приступивших к регулярным учебным и самостоятельным занятиям физической культурой и массовым спортом. Медианное значение всей выборки – 17,5 лет.
Результаты исследований. Учебные и самостоятельные занятия проводились в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины, сформированным двумя семестровыми модулями: «Физическое образование, общая и специальная подготовка студентов» и «Повышение уровня физического состояния в режиме жизнедеятельности студентов». Их содержание включало теоретический и практический разделы, а также подготовку и написание семестровых контрольных работ.
|
|
В процессе занятий студенты изучали основы теории и методики физического воспитания и спорта, при этом особое внимание уделялось различным аспектам тренировки в настольном теннисе [1, 2, 4].
Практический раздел включал средства общей физической подготовки (ОФП) студентов, методы контроля и самоконтроля при занятиях, сдачу контрольных нормативов, а также специальную физическую и технико-тактическую подготовку теннисистов (хват ракетки, стойка теннисиста, перемещение у стола, выполнение подач, ударов, игры в одиночных и парных разрядах, участие в соревнованиях).
В результате анализа уровня ОФП студентов по результатам педагогического тестирования установлено, что наиболее слабыми ее компонентами являются взрывная мышечная сила и общая (аэробная) выносливость, определяемая нормативами: «прыжок в длину с места» и «бег на длинную дистанцию». Исходя из этого, в учебный процесс были включены специализированные упражнения для развития этих двигательных качеств [2, 5].
Анализ исходных (начальные занятия І семестра) и повторных (окончание ІІ семестра) уровней физической работоспособности (ФР) и ОФП студентов свидетельствуют об отсутствии статистически достоверных различий рассматриваемых показателей. Это объясняется недостаточным количеством учебных и самостоятельных занятий (1-2 раза) в рамках недельного микроцикла, обеспечивающих лишь поддерживающий эффект тренировочных воздействий. Данный факт, в соответствии с базовыми положениями построения кондиционной тренировки, определяет необходимость проведения не менее 3-4 занятий с контингентом, имеющий низкий и средний уровни физического состояния.
Навыки самоконтроля ФР студентов отрабатывались в процессе ознакомления с методикой проведения пробы Руфье. Первый этап охватывал проведение массовых исследований под руководством преподавателей, в процессе которых студенты осваивали методы определения ЧСС порядок выполнения дозированной нагрузки и расчета коэффициента. Эта процедура была повторена студентами самостоятельно на первом и втором этапах в процессе индивидуальных занятий. Статистический анализ результатов исследований свидетельствует об их идентичности на уровне связи Р < 0,05.
Результаты исследований свидетельствуют об удовлетворительном исходном уровне ФР у юношей (К=8.8) и девушек (К=9.1), что определило избирательность и направленность средств общей и специальной физической подготовки в границах І и II семестров учебного года.
Обязательной составной частью учебной рабочей программы по физическому воспитанию для студентов І курса НАУ является теоретико-методический материал, формирующий содержание семестровых контрольных работ (СКР).
В I семестре основной задачей было усвоение материала по теории и методике развития основных физических качеств и двигательных навыков, определяющих уровень общей физической подготовленности [2, 3, 4, 5].
Второй раздел контрольных работ формировали вопросы о базовых положениях настольного тенниса как избранного вида двигательной активности.
Баллы, полученные в результате выполненных семестровых контрольных работ, являлись важным компонентом в общей зачетной оценке студентов и реальным стимулом к самостоятельному изучению этих вопросов в специальной литературе и сети Интернет.