Содержание занятий избирательной направленности в физическом воспитании студентов

Усачев Ю. А.

Национальный авиационный университет,

Киев, Украина

Актуальность. Опыт работы со студентами Национального авиационного университета (НАУ), изучающими дисциплину «Физическое воспитание», свидетельствует, что наиболее рациональной формой организации учебных и самостоятельных занятий является распределение первокурсников по методическим объединениям с преимущественным использованием избранного вида спорта или оздоровительной двигательной активности (ОДА).

Данный подход соответствует Указу Министерства образования и науки Украины от 27.11.2008 №1078 «Об утверждении мероприятий, направленных на реформирование системы физического воспитания учеников и студенческой молодежи в учебных заведениях Украины», согласно которому руководство ВУЗов призвано обеспечить развитие секционной формы физического воспитания в высших учебных заведениях.

Решение этой задачи позволяет целенаправленно ориентировать студентов к занятиям физической культурой и массовым спортом с использованием личного опыта спортивной деятельности, что обеспечивает должный уровень мотивации, наличие интересов к повышению уровня физической подготовленности, участию в соревнованиях, судейской и инструкторской практике. Как свидетельствуют результаты специальных исследований, студенты, занимающиеся таким образом, имеют, как правило, высокие оценки по зачетным требованиям дисциплины «Физическое воспитание», общей академической успеваемости, легче адаптируются к новым социально-бытовым условиям студенческой жизнедеятельности, что создает реальные предпосылки их профессиональной компетенции [3, 4].

Целью представленной работы является обобщение научно-методического материала по обеспечению учебного процесса со студентами І курса Аэрокосмического института НАУ в условиях углубленного освоения популярного вида спорта «настольный теннис».

Методы и организация исследований. В работе использовались методы теоретического (анализ и обобщение научно-методической литературы) и эмпирического (наблюдения, беседы, анкетирования). Для обработки полученных данных применялись методы математической статистики.

Всего было охвачено 176 студентов I курса НАУ (96 юношей и 80 девушек), приступивших к регулярным учебным и самостоятельным занятиям физической культурой и массовым спортом. Медианное значение всей выборки – 17,5 лет.

Результаты исследований. Учебные и самостоятельные занятия проводились в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины, сформированным двумя семестровыми модулями: «Физическое образование, общая и специальная подготовка студентов» и «Повышение уровня физического состояния в режиме жизнедеятельности студентов». Их содержание включало теоретический и практический разделы, а также подготовку и написание семестровых контрольных работ.

В процессе занятий студенты изучали основы теории и методики физического воспитания и спорта, при этом особое внимание уделялось различным аспектам тренировки в настольном теннисе [1, 2, 4].

Практический раздел включал средства общей физической подготовки (ОФП) студентов, методы контроля и самоконтроля при занятиях, сдачу контрольных нормативов, а также специальную физическую и технико-тактическую подготовку теннисистов (хват ракетки, стойка теннисиста, перемещение у стола, выполнение подач, ударов, игры в одиночных и парных разрядах, участие в соревнованиях).

В результате анализа уровня ОФП студентов по результатам педагогического тестирования установлено, что наиболее слабыми ее компонентами являются взрывная мышечная сила и общая (аэробная) выносливость, определяемая нормативами: «прыжок в длину с места» и «бег на длинную дистанцию». Исходя из этого, в учебный процесс были включены специализированные упражнения для развития этих двигательных качеств [2, 5].

Анализ исходных (начальные занятия І семестра) и повторных (окончание ІІ семестра) уровней физической работоспособности (ФР) и ОФП студентов свидетельствуют об отсутствии статистически достоверных различий рассматриваемых показателей. Это объясняется недостаточным количеством учебных и самостоятельных занятий (1-2 раза) в рамках недельного микроцикла, обеспечивающих лишь поддерживающий эффект тренировочных воздействий. Данный факт, в соответствии с базовыми положениями построения кондиционной тренировки, определяет необходимость проведения не менее 3-4 занятий с контингентом, имеющий низкий и средний уровни физического состояния.

Навыки самоконтроля ФР студентов отрабатывались в процессе ознакомления с методикой проведения пробы Руфье. Первый этап охватывал проведение массовых исследований под руководством преподавателей, в процессе которых студенты осваивали методы определения ЧСС порядок выполнения дозированной нагрузки и расчета коэффициента. Эта процедура была повторена студентами самостоятельно на первом и втором этапах в процессе индивидуальных занятий. Статистический анализ результатов исследований свидетельствует об их идентичности на уровне связи Р < 0,05.

Результаты исследований свидетельствуют об удовлетворительном исходном уровне ФР у юношей (К=8.8) и девушек (К=9.1), что определило избирательность и направленность средств общей и специальной физической подготовки в границах І и II семестров учебного года.

Обязательной составной частью учебной рабочей программы по физическому воспитанию для студентов І курса НАУ является теоретико-методический материал, формирующий содержание семестровых контрольных работ (СКР).

В I семестре основной задачей было усвоение материала по теории и методике развития основных физических качеств и двигательных навыков, определяющих уровень общей физической подготовленности [2, 3, 4, 5].

Второй раздел контрольных работ формировали вопросы о базовых положениях настольного тенниса как избранного вида двигательной активности.

Баллы, полученные в результате выполненных семестровых контрольных работ, являлись важным компонентом в общей зачетной оценке студентов и реальным стимулом к самостоятельному изучению этих вопросов в специальной литературе и сети Интернет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: