Внутренняя политика государства

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. произошёл очередной дворцовый переворот. Павел был убит, и российским императором стал его стар- ший сын 23-летний Александр I (годы царствования 1801–1825). Со- временники отмечали «неопределённость и раздвоенность его харак- тера». В этом сыграли свою роль прежде всего воспитание, а затем образование. «Судьба поставила его между бабкой и отцом как пред- мет ревности и спора. Отсюда родилась «неизбежная привычка к дву- личию и притворству». Обучение своего любимца Екатерина II вве- рила передовому воспитателю, швейцарцу Лагарпу, поклоннику рес- публиканских идей и политической свободы. Оказавшись под влия- нием двух противоположных по сути мировоззрений – традиционных


монархистских и передовых республиканских, Александр I не успел

(образование и воспитание было прервано ранней его женитьбой в

1793 г.) и не смог приобрести твёрдых убеждений. Вероятно, потому личность Александра I была лишена цельности и определённости, и он легко приспосабливался к совершенно различным идеям и чувствам. От-

сюда становятся понятными его «переходы от религиозного равнодушия

почти к религиозному экстазу, от освободительных стремлений – к ре-

акции, от Сперанского – к Аракчееву». (С.Ф. Платонов).

Реформы Александра I. Александр вступил на престол как изба- витель Отечества от порядков Павла, как продолжатель традиций ве- ликих предков, прежде всего Екатерины II. Действительно, царь от- менил наиболее ненавистные для дворянства распоряжения Павла. Он удалил его любимцев, объявил широкую амнистию осуждённым, возвратил к прежним служебным занятиям остальных вельмож и чи- новников. Разрешил ввоз иностранных книг, снял запрет на выезд за границу, издал указ об уничтожении Тайной экспедиции и восстано- вил Жалованную грамоту дворянству, поменял и военную форму, уничтожив ненавистные прусские мундиры.

В марте 1801 г. при императоре создаётся Непременный совет – совещательный орган из 12 человек для обсуждения государственных вопросов. В него вошли вельможи екатерининской поры, взгляды ко- торых были весьма консервативны, чем тяготился молодой импера- тор. Гораздо ближе ему стал так называемый Негласный комитет, ко- торый высшая знать окрестила «якобинской шайкой». В него вошли граф В. Кочубей, П. Строганов, польский князь А. Чарторыйский и Н. Новосильцев – довольно узкий круг молодых приятелей Алексан- дра I, мечтательных либералов. И Александр I, воспитанный, как мы помним, в либеральном духе, мечтал «обуздать деспотизм нашего правительства», как сам он выражался.

Из проблем, которые пытался решить Александр I в первые го- ды царствования, можно выделить следующие: реформирование ад- министративного аппарата, крестьянский вопрос и создание системы образования.

Уже в царствование Павла I всем причастным к управлению

страной лицам было очевидно, что в таком виде государственный ап- парат существовать не может. В системе центральной администрации наблюдался явный беспорядок. Всё управление империей распреде- лялось между Сенатом, который являлся и исполнительным, и судеб- ным органом, и коллегиями. При этом функции коллегий не были


точно определены. Области, завоёванные при Екатерине II, управля- лись почти бесконтрольно отдельными лицами. В стране процветали казнокрадство, заметно снизились авторитет и роль Сената. Всё это требовало реформ государственного управления.

В сентябре 1802 г. был издан Указ о правах Сената и учрежде- нии министерств. Сенат признавался верховным органом власти, об- ладающим административной, судебной и контролирующей властью. К 1825 г. в составе Сената числилось 102 сенатора, 90% из них при- надлежали к дворянству. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, однако эту должность стал занимать министр юстиции. Таким обра- зом, высшее судебное учреждение империи оказалось подчинённым одному из министерств.

Одновременно, как уже говорилось, произошла замена коллегий министерствами. Было образовано восемь министерств: военное, мор- ское, иностранных дел, финансов, народного просвещения, юстиции и коммерции – они становились центральными органами исполни- тельной власти. Во главе каждого из них стоял министр и его това- рищ. Министры назначались императором и фактически были ответ- ственны только перед ним. Таким образом, они получали практиче- ски неограниченную власть в своей отрасли управления. Учреждался также Комитет министров, который фактически стал высшим адми- нистративным органом страны и обязан был объединять и направлять деятельность различных министерств. Однако на практике он стал местом совещания императора с наиболее доверенными высшими чиновниками и зачастую занимался не свойственными ему делами, к примеру судебными разбирательствами.

На местах вся полнота власти принадлежала губернаторам. Од- нако министерская реформа поставила их в двойное положение. С од- ной стороны, они назначались царём и ему подчинялись, с другой – являлись чиновниками Министерства внутренних дел и тем самым за- висели от министра. А исполнительный орган при губернаторе остался подчинённым Сенату. Эта неясность, кто кому подчинён, вносила пу- таницу и произвол.

Таким образом, после всех осуществленных преобразований го- сударственного аппарата функции отдельных органов власти не были чётко определены, отсутствовал контроль за исполнением правитель-

ственных решений, царила неразбериха, процветала бюрократия, каз-

нокрадство и произвол, выросли штаты чиновников (численный со-


став российского чиновничества возрос с 16 тыс. человек в начале ве- ка до 61 тыс. к 1847 г.) – это стало отличительной чертой правитель- ственной власти того времени.

Во главе всей этой пирамиды власти стоял, как и прежде, импе- ратор, который единолично издавал законы и сам же следил за их ис- полнением, был верховным судьёй, бесконтрольно распоряжался фи- нансами, т. е. обладал абсолютной самодержавной властью.

Войны с Ираном (1805–1813 гг.), Турцией (18061812 гг.), с Францией (1805, 1806–1807 гг.) потребовали больших материальных ресурсов. А война с Францией, закончившаяся к тому же поражением

и подписанием невыгодного для страны мира, вызвала возмущение в России. Этот договор ударил не только по национальному самолю- бию – 100 лет Россия не знала поражений, но и по материальному благосостоянию дворянства, всему хозяйству страны. В стране зрело недовольство, направленное лично против Александра I. Опасаясь возможного дворцового переворота, Александр I стремился продол- жить начатые реформы с тем, чтобы укрепить власть. С этой целью в

1808 г. император поручает подготовить проект государственных преобразований в России своему советнику М.М. Сперанскому, челове- ку талантливому и блестяще образованному. К концу 1809 г. М.М. Спе- ранский представил документ, названный им «Введение к уложению государственных законов». В нём М. Сперанский отмечал, что суще-

ствующее общественное устройство «несвойственно уже более со- стоянию общественного духа». В целях предотвращения революции он предлагал Александру I дать стране конституцию, которая должна будет «только облечь правление самодержавное всеми внешними формами закона, оставив, в сущности, ту же силу и то же пространст- во самодержавия».

Согласно проекту во главе государства должен стоять монарх, облечённый всей полнотой власти, а при нём – Государственный со- вет, представляющий совещательный орган из назначаемых царём сановников. В Совете обсуждаются все крупные государственные мероприятия, через него к государю поступают все дела от ниже- стоящих органов – таким путём осуществляется единство всей дея-

тельности правительства.

Кроме того, должны быть сформированы выборные Государст- венная Дума и местные думы (волостные, окружные и губернские). Государственная Дума обсуждает предложенные ей законопроекты и через Государственный совет передаёт на утверждение императору.


М. Сперанский предлагал принцип выборности и при создании судебной власти. Волостные, окружные и губернские суды должны быть выборными и с участием присяжных. Однако высшая судебная инстанция – Сенат – должен назначаться государем пожизненно из числа представителей, избранных в губернские думы. Исполнитель- ной властью на местах являлись правления – волостные, окружные и губернские, избираемые местными думами. А высшей исполнитель- ной властью становились министерства.

Избирательная система имела в основе не сословный – феодаль- ный принцип, а буржуазный – учитывался имущественный ценз. Всё население России делилось на три категории: дворянство, люди

«среднего состояния» и народ рабочий. Первые две категории населе- ния обладали гражданскими и политическими правами, последние – только общими гражданскими правами.

Объективно этот проект был направлен на некоторое ограниче- ние самодержавия путём расширения прав дворян и других сословий, на более быструю эволюцию абсолютной монархии в сторону буржу- азной монархии.

Однако этот проект не нашёл поддержки среди высших государ- ственных сановников и осуществлён не был. Вместо этого в 1810 г. был учреждён лишь Государственный совет. Предполагалось, что он будет высшим законосовещательным органом империи. Члены Совета назначались императором только из одного сословия - дворянства. Его решение принимались большинством голосов и представлялись царю. В соответствии с этим все законы должны были содержать формулу:

«Вняв мнению Государственного совета», однако она очень быстро исчезла из употребления. С течением незначительного времени Госу- дарственный совет потерял статус законосовещательного органа, и по- степенно его наделили финансовыми, судебными и другими, совсем не свойственными его первоначальному назначению функциями.

В марте 1812 г. М.М. Сперанский был отстранён от государст- венной деятельности и отправлен в ссылку. Столь скорая расправа над ним связывается не только с непопулярностью его проекта среди высшей знати и чиновничества, но и с переменой во внешней поли- тике Александра I. М.М. Сперанский был ближайшим советником Александра I в пору его сближения с Францией в 1807–1811 гг., был как бы символом этого сближения, а потому должен был сойти со сцены при обострении отношений между Россией и Францией.


Таким образом, ни одна из проведённых в этот период реформ государственного аппарата ни в коей степени не изменила основ фео- дально-абсолютистского строя.

Крестьянский вопрос. В назревшей необходимости его решения шли разговоры на заседаниях Негласного комитета. Одни стояли за радикальные меры, например П. Кочубей, другие предлагали дейст-

вовать постепенно, не раздражая помещиков.

Но Александр I занимал нерешительную позицию. И вместо крестьянской реформы последовали указы, которые практически ни- чего не решили в крестьянском вопросе.

Указ в 1801 г. запрещал печатать в «Санкт-Петербургских ведо- мостях» объявления о продаже крестьян без земли и с раздроблением семьи. Однако находчивые помещики стали заменять слово «прода- жа» фразой «отдача в услужение», и, таким образом, закон был обой- дён. В том же году последовал указ о праве купцов, мещан и казён- ных крестьян покупать свободные земли без крестьян и владеть всем,

«что на поверхности и в недрах их находится». Тем самым указ давал начало буржуазному землепользованию в России, разрушал одновре-

менно многовековую монополию дворянства, которое одно могло приобретать землю в личную собственность.

Но наибольшее значение из всех законов по крестьянскому во- просу имел Указ о свободных хлебопашцах 1803 г. Он давал право помещикам по своему усмотрению отпускать своих крестьян едино- лично или целым селением с земли на волю по собственному догово- ру. Отпущенные по этому указу крестьяне становились свободными хлебопашцами и составляли особую категорию населения, занимая промежуточное положение между государственными и помещичьи- ми. Но этот документ носил характер частного разрешения и не мог решить острой проблемы наделения крестьян землёй и их освобож- дения. За 25 лет в разряд свободных хлебопашцев перешло всего око-

ло 50 тыс. крестьян.

В начале ХIХ в. правительство сократило раздачу казённых кре- стьян в частные руки, однако практически ничего не сделало для ре- шения крестьянского вопроса.

Просвещение. Население страны было практически неграмот-

ным. Правительственный аппарат был заполнен в основном малогра- мотными служащими. Порой с большим трудом можно было подыс- кать образованного человека даже на должность губернатора. От по- добного положения страдало управление государством, сдерживалось


развитие торговли и промышленности, ощущалась нехватка образо-

ванных технических, военных кадров, чиновников различного ранга.

Учитывая это, правительство приняло решение о создании еди- ной системы просвещения. Новая структура образования имела четы- ре ступени: приходские школы для низших слоев населения (одно-

классные), где обучали чтению, письму, закону божьему; уездные училища для горожан, купцов и мещан (двухклассные); губернские (четырёхклассные) гимназии для дворян и университеты. Предпола- галась преемственность в программах между этими учебными заве- дениями, что открывало возможность получения полного образова- ния для всех слоёв населения.

В России появились новые университеты: Дерптский (немецкий) в 1802 г., Виленский – (польский) в 1803 г., Харьковский – в 1804 г., Петербургский – в 1819 г. На правах университетов исключительно для дворян были открыты: Царскосельский лицей в 1811 г., Демидов- ский лицей в Ярославле, лицей Безбородко в Нежине.

В 1804 г. был принят указ, который предусматривал автономию

университетской жизни: выборность ректора и профессуры, собст- венный суд и невмешательство администрации в дела университетов. В уставе не устанавливалась привилегия дворян на поступление в университет. Выпускники гимназий зачислялись без экзаменов.

Эти мероприятия, бесспорно, имели свой результат, однако для низших слоев образование оставалось практически недоступным.

Деятельность Александра I в первое десятилетие его царствова- ния носила, бесспорно, преобразовательный характер. Однако ре- формы его, как отмечал В.О. Ключевский, «недостаточно обдумыва- лись и страдали важными недостатками: недостаточно соглашались одни с другим, велись чрезвычайно торопливо...». А в целом это была политика, направленная на защиту интересов дворянства и объектив-

но вела к усилению верховной власти. Эти преобразования в стране были прерваны наполеоновским нашествием.

Дорогой ценой заплатила страна за победу в Отечественной войне 1812 г. В ходе её погибло около 2 млн человек. Расходы на

войну превысили 200 млн руб., более 1 млрд составила общая сумма материальных потерь. Война затронула все слои русского общества,

однако основная её тяжесть пала на плечи крестьянства. Крестьянст-

во, ожидавшее в награду за победу над врагом получить освобожде- ние от крепостной зависимости, по-прежнему оставалось в кабале у крепостников. И проблема крепостного права оставалась острейшей в


государстве. С одной стороны, нараставший протест крестьян против крепостничества вызывал тревогу царского двора. С другой – низкая производительность крепостного труда, а отсюда нищета деревни от- рицательно сказывались на доходах государства.

Правительству был представлен целый ряд проектов освобож- дения крестьян. Однако ни один из них не получил практического воплощения. Лишь в прибалтийских губерниях была проведена кре- стьянская реформа, и в 1816 г. эстляндские, а в 1819 г. лифляндские крестьяне получили личную свободу, но без земли, которая провоз- глашалась собственностью помещика. Таким образом, юридическая форма зависимости крестьян от помещика заменялась не менее тяжё- лой – экономической, поземельной. Реформа эта не сыграла заметной роли в России, так как регион этот отличался специфическими усло- виями развития, а кроме того, существовал языковой барьер.

На волне преобразований Александр I подписал в ноябре 1815 г.

Конституцию образованного в составе Российской империи Царства

Польского. Высшую законодательную власть осуществляли сейм, со- биравшийся раз в два года, и постоянно действующий Государствен- ный совет. Провозглашались свобода печати и личности. Все акты должны были совершаться на польском языке. Королём провозгла- шался император, представленный в Варшаве наместником либо из лиц царской фамилии, либо из поляков.

Открывая весной 1818 г. Варшавский сейм, Александр I заявил, что намерен ограничить самодержавие и в самой России. В этом же го- ду он поручил министру юстиции Н. Новосельцеву подготовить план конституционного устройства России. Однако настроения российского дворянства были таковы, что внедрять в жизнь этот проект Александр

не решился. Таким образом, наметившееся к концу царствования Алек- сандра I угасание реформ и нарастание консервативных тенденций объясняется не только изменениями в настроении царя, но и отсутстви- ем поддержки его реформаторской деятельности в обществе.

Одним из наиболее уродливых проявлений аракчеевщины в Рос-

сии стали военные поселения. Эта идея принадлежала Александру I, который надеялся таким путём значительно увеличить действующую армию. Осенью 1816 г. Аракчеев приступил к выполнению царского поручения. За 10 лет в разряд военных поселений было переведено

375 тыс. государственных крестьян, что составило 1/3 русской армии. Жизнь поселенцев была поистине рабской, что вызвало крупные вы- ступления протеста в 1818–1819 гг., которые были жестоко подавле-


ны регулярными войсками. Об усмирении восставших Аракчеев до- ложил личным рапортом государю, на котором царь написал: «Благо- дарю тебя искренне, от чистого сердца за все твои труды».

Начавшаяся реакция в стране затронула просвещение и культу- ру. В 1816 г. Александр I назначил на пост министра просвещения обер-прокурора Святейшего Синода князя А.Н. Голицына, и в 1817 г. Министерство просвещения было преобразовано в Министерство ду- ховных дел и народного просвещения. Теперь борьба с революцион- ными идеями, распространившимися в стране, велась посредством расширения религиозной пропаганды. Была создана новая, более строгая организация надзора за печатью. Начались гонения на выс- шую школу. В Петербургском университете лучших профессоров философии, всеобщей истории, статистики обвинили в неблагонаме- ренности, уволили с работы и отдали под суд.

Таким образом, политика самодержавия после войны 1812 г. сводилась главным образом к усилению централизации власти, её бюрократизации, к стремлению регламентировать и поставить под контроль все стороны общественной жизни. И носила, таким обра- зом, консервативный характер.

Преобразования Николая I. 18 ноября 1825 г. на 48-м году жизни Александр I скоропостижно скончался от болезни. Его преемником на престоле стал брат, третий сын Павла I, Николай I, родившийся 25

июня 1796 г. «Воспитан он был кое-как, так как готовился к военной карьере. Его не посвящали в вопросы внешней политики, не давали ему участия в серьёзных государственных делах» (В. Ключевский). По свидетельству современников, он был солдат по призванию, по образованию, по наружности и по внутренности.

Его царствование началось с расправы над декабристами, с ви- селиц и ссылок в Сибирь. На восстание самодержавие ответило уже- сточением военно-крепостнической власти, созданием внутренних звеньев управления без каких-либо их коренных перемен.

Дела, представлявшие особую важность, Николай I стремился подчинить своему личному контролю. Для этой цели была создана Собственная его императорского величества канцелярия, состоявшая

из шести отделений.

Николай I попытался упорядочить русское законодательство (о не-

обходимости этого говорили на следствии декабристы). Эта работа осу- ществлялась во II Отделении канцелярии под руководством М.М. Спе- ранского, который из разных канцелярий и архивов собрал все указы,


начиная с Уложения 1649 г. и до последнего указа Александра I, и рас- положил их в хронологическом порядке. Составленный сборник на- зывался «Полное собрание законов Российской империи», насчиты- вал 45 томов и был опубликован в 1830 г. М.М. Сперанский сделал также отбор и произвёл классификацию действующих законов. Полу- чился «Свод законов Российской империи» в 15 томах, он стал офи- циальным руководством в практике царского суда и управления.

Политика правительства, как уже говорилось, приняла с самого начала царствования Николая I репрессивный характер. Особое вни- мание было обращено на расширение полицейского аппарата. Особую роль в этом сыграло III Отделение канцелярии, которое возглавлял А.Х. Бенкендорф. Служебные функции III Отделения были достаточно широкими: ведение дел высшей политической полиции, осуществле- ние высылки подозрительных лиц, заведование местами заключения, осуществление контроля за театральной деятельностью в стране и т.д.

III Отделению был придан корпус жандармов, а вся страна по-

делена на восемь жандармских округов. Целью этих мероприятий яв- лялось осуществление слежки и наблюдения за частной жизнью на- селения. Сосредоточив в своих руках огромную власть, осуществляя шпионаж и подкуп, действуя с помощью тайных агентов, III Отделе- ние, по словам современников, стало «государством в государстве». Многие передовые люди России стали его жертвами.

В экономическом и политическом отношении помещики остава-

лись основной опорой самодержавия. Ряд мероприятий правительства был направлен на поддержку этого сословия, ибо процесс обеднения и разорения дворянских имений продолжался. В 1845 г. были повы- шены чины, дававшие дворянское звание. Теперь звание потомствен- ного дворянина могли получить чиновники не восьмого, а пятого класса; звание личного дворянина получали чиновники не двенадца-

того, а девятого класса. Это ограничило доступ в дворянское сосло-

вие. В этом же году был принят закон, разрешавший крупным поме- щикам объявлять свои имения заповедными с целью предотвращения дальнейшего дробления дворянских имений.

Дворянам также выдавались денежные ссуды, дворянские дети бесплатно принимались в специальные военные и гражданские учре- ждения, были приняты и другие меры. Однако это не принесло ожи- даемого результата – крепостное помещичье хозяйство переживало

стадию разложения.

Новый император был вынужден также приступить и к решению крестьянского вопроса, который крайне обострился к этому времени.


Правительством Николая I было издано более 100 указов по ограни- чению власти помещиков над крестьянами. Законом 1827 г. запреща- лось отдавать крестьян на заводы. Закон 1833 г. запретил продавать крестьян с публичного торга с раздроблением их семей, дарить их или платить ими частные долги. По закону 1848 г. крестьяне получи- ли право с согласия помещиков приобретать недвижимую собствен- ность. Наконец, в 1845–1846 гг. юридически были определены нормы наказаний крестьян помещиками. Однако все эти меры лишь регла- ментировали крепостное право, которое оставалось незыблемым. Наиболее значительным мероприятием правительства можно считать реформу второй половины 30-х годов, которая касалась государст- венных крестьян. Было организовано частичное переселение крестьян из густонаселённых районов, увеличены земельные наделы, умень- шены подати, создана сеть медицинских и учебных учреждений в де- ревнях и сёлах.

Однако в целом ни Александру I, ни Николаю I не удалось унич- тожить главный узел противоречий в деревне - покончить с системой крепостнических отношений. В своих попытках смягчить крепостное право самодержавие следовало главному принципу: не ущемить инте- ресы помещиков. И этим самым власть обрекала себя на неудачу, а Россия стремительно приближалась к глубочайшему кризису.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: