Политическое развитие и духовная жизнь советского общества

Война отчасти разрядила удушливую общественную атмосферу

30-х гг., поставила многих людей в условия, когда они должны были самостоятельно мыслить, инициативно действовать, брать на себя от- ветственность. К тому же миллионы советских граждан – участники освободительного похода Красной Армии (до 10 млн чел.) и репатри- анты (5,5 млн чел.) – впервые столкнулись с «капиталистической дей- ствительностью». Разрыв между образом и уровнем жизни в Европе и в СССР оказался настолько разительным, что они испытали нравст- венный и психологический шок. И это поколебало утвердившиеся в сознании людей социальные стереотипы.

На фоне неизбежного в военные годы ослабления надзора в идейно-политической сфере это вызвало «брожение умов» и даже рост числа неконтролируемых идейных движений. Среди крестьянст-

ва появились слухи о предстоящем роспуске колхозов и расширении

свободы хозяйствования. Интеллигенция надеялась на либерализа- цию режима. В ряде городов (Москве, Воронеже, Свердловске, Челя- бинске и др.) возникли молодежные антисталинские группы.

Столкнувшись с подобными явлениями в общественном на- строении, сталинское руководство приняло определенные меры, от- вечавшие в некоторой степени ожиданиям народа.

В сентябре 1945 г. было прекращено чрезвычайное положение и упразднен неконституционный орган власти – Государственный ко-


митет обороны (ГКО). Затем прошли перевыборы Советов всех уров- ней. В соответствии с Конституцией впервые были проведены пря- мые и тайные выборы народных судей и заседателей.

После долгого перерыва возобновились съезды общественных и политических организаций СССР. В 1948 г. прошел Первый Всесоюз- ный съезд композиторов, в следующем году – съезды профсоюзов и комсомола (спустя соответственно 17 и 13 лет после предыдущих). А в

1952 г. состоялся ХIХ съезд компартии, переименовавший ВКП(б) в

КПСС. Из политического лексикона ушли слова «большевик», «боль- шевистская партия», как еще раньше – слова «нарком» и «наркомат». В 1946 г. был принят закон о преобразовании Совета народных комис- саров в Совет министров, а наркоматов – в министерства.

Несмотря на крайнее напряжение госбюджета, значительная часть которого уходила на финансирование военных программ, были

изысканы средства на развитие науки, народного образования, учре-

ждений культуры. В годы четвертой пятилетки создаются Академия художеств СССР, Академия наук в Казахстане, Латвии и Эстонии, почти на треть увеличилось число научно-исследовательских институ- тов. В короткий срок была восстановлена введенная в начале 30-х гг. система всеобщего начального образования, а с 1952 г. обязательным становится семилетнее образование. Уже к 1948 г. превзойдена дово-

енная численность студентов. В 1953 г. в стране насчитывалось свы-

ше 4,5 млн человек с высшим и средним специальным образованием.

Начинает регулярное вещание советское телевидение.

Однако все эти меры вовсе не свидетельствовали о подлинной демократизации режима. Одновременно сталинская администрация ужесточила борьбу с вольномыслием, усилился контроль над духов- ной жизнью общества. Об ужесточении режима говорило обращение с бывшими военнопленными. Большинство из них (около 80% из 2 млн

270 тыс. человек) после возвращения домой были отправлены в лаге-

ря, приговорены к ссылке или принудительным работам по восста- новлению разрушенных войной районов. Советским людям внуша- лось убеждение, что каждый побывавший во вражеском плену либо предатель, либо потенциальный предатель.

Послевоенный период ознаменовался возобновлением репрес-

сивной политики в отношении некоторых национальностей. В 1946 г.

«за коллективное предательство» вновь, как в годы войны, были нака-

заны высылкой из родных мест чеченцы, ингуши, крымские татары.

С 1948 г. возобновляются массовые репрессии. Среди политиче-

ских процессов послевоенного времени наиболее известным было


«ленинградское дело», под которым объединяют целую серию дел, сфабрикованных против ряда видных партийных, советских и хозяй- ственных работников Ленинграда (Д.Д. Кузнецов, М.И. Родионов, С.С. Попков), обвиненных в отходе от линии партии. Главные обви- няемые были приговорены к смертной казни, восстановленной в 1950 г. (была отменена в мае 1947 г.), а всего по делу репрессировали около

2 тыс. человек. Широкий резонанс приобрело «дело врачей» 1952 г. о якобы террористической группе врачей, которая ставила своей целью сокращение жизни руководящим деятелям Советского государства путем вредительского лечения.

Всего жертвами репрессий с 1948 г. считаются от 5,5 млн до

6,5 млн чел. К концу своей жизни И. Сталин «созрел» до мысли сде-

лать казни «врагов народа» публичными.

Развернутая сталинским руководством кампания по восстанов-

лению контроля за интеллектуальной жизнью страны призвана была

«приструнить» интеллигенцию, втиснуть ее творчество в рамки «пар-

тийности» и «социалистического реализма».

В августе 1946 г. в центральной печати было опубликовано по- становление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в ко- торых «прорабатывалось» творчество А. Ахматовой и М. Зощенко с прямым указанием на запрещение печатать их произведения. Позже эта участь постигла Б. Пастернака, Ильфа и Петрова. Последовали также нападки на «формалистов» в музыке, среди которых главными

были названы С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян. Была ре- прессирована исполнительница народных песен Л. Русланова. Гонени- ям подверглись режиссеры С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Г. Козинцев.

Конец 1948 г. ознаменовался открытием «нового вредного укло- на» – «космополитизма». Космополитом мог быть объявлен любой человек, интересующийся западной литературой, музыкой, живопи- сью. Это привело к изоляции от многих достижений культуры наро- дов мира, все международные контакты в области культуры были резко свернуты.

Преследования и «разоблачения», погромные «дискуссии» были

развернуты и среди научной интеллигенции. Ряд перспективных на- правлений попали в разряд «антинаучных и идеологически враждеб- ных марксизму». «Лженаукой» были объявлены генетика, волновая механика. Гонениям и непризнанию подверглась кибернетика, ста- новление которой связано с именем американского учёного Н. Вине- ра, его книга «Кибернетика, или Управление и связь в животном и


в машине» (1948 г.). Научный совет по комплексной проблеме «Ки- бернетика» был создан в СССР лишь в 1959 г. В биологии сложилась монопольная «школа» академика Т. Лысенко. После успеха Лысенко в разгроме «вейсманизма-морганизма-менделизма» на сессии ВАСХ- НИЛ 1948 г. выдвигались идеи разгромить в физике «эйнштейниан- ство». Издан был сборник статей «Против идеализма в современной физике», в котором подверглись критике советские последователи А. Эйнштейна. Когда Берия поинтересовался у Курчатова, правда ли, что теория относительности и квантовая механика – это идеализм и от них надо отказаться, он услышал в ответ: «Если от них отказаться, придётся отказаться и от бомбы». Берия сразу же отреагировал: самое главное – бомба, а всё остальное – ерунда. И все это происходило на пороге вступления мира в эпоху НТР.

В том же стиле проходили дискуссии по вопросам языкознания,

философии, политэкономии. Если в развитии точных и естественных наук вмешательство партийно-государственного аппарата являлось просто тормозящим, то в сфере гуманитарных наук оно стало под-

линной катастрофой. Так, в мае 1947 г. состоялась дискуссия по кни- ге Е.С. Варги «Изменения в экономике капитализма в итоге Второй мировой войны». Критике подверглись места в книге, посвящённые прогрессу производительных сил капитализма: в этом усмотрели «ук-

лон». Результатом «дискуссии» стало решение о закрытии возглав- ляемого Е.С. Варгой с 1927 г. Института мирового хозяйства и миро- вой политики.

Практически оборвались связи с мировой наукой – СССР оказался отгорожен «от тлетворного влияния» Запада «железным занавесом».

Таким образом, послевоенное развитие советского общества ор-

ганически вписывалось в сталинскую антидемократическую модель социализма. Суть планов И.Сталина состояла в том, чтобы во время разрухи, бедственного положения трудящихся, недостаточности ма-

териально-технического обеспечения всей экономической системы начать приказными методами претворять в жизнь утопическую в данных условиях модель общества – коммунизм. Программу, полно- стью оторванную от жизни, без учета объективных закономерностей

развития общества, без учета внешнеполитической ситуации, без уче-

та мнения и желания народа. Причем не только в собственной стране.

Смерть И. Сталина в 1953 г. стала отчетливым рубежом в истории

нашей страны, когда открывалась возможность выхода на гуманные, демократические рубежи развития. Однако, как известно, коренного слома всей системы сталинизма в теории и на практике не произошло.


Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете термин «холодная война»? Каковы ее при-

чины и сущность?

2. Какова роль Советского Союза в становлении социализма в восточно-европейских странах?

3. Что означает понятие «биполярный мировой порядок»?

4. Охарактеризуйте социально-экономическую политику СССР в послевоенное десятилетие.

5. Каким было материальное положение и условия жизни людей в послевоенные годы? Охарактеризуйте политику государства

в этой сфере.

6. Почему политический режим в СССР в конце 40-х – начале

50-х гг. называют репрессивным?

7. Как складывались взаимоотношения власти и творческой ин-

 
теллигенции в конце 40-х гг.?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: