Методология, научно-категориальный аппарат и модель процесса исследования, ключевые гипотезы и аксиомы управления

Исследования – это работа ума, владеющего системой знаний и способного использовать эти знания для удовлетворения потребностей общества. Исследования в представлении их объектом управления идентифицируются как сложная (по разнообразию множества элементов), вероятностная (по неоднозначности поведения), открытая (по проницаемости информации) система, обладающая высокой динамичностью.

Понятие «работа» соответствует совокупности действий, направленных на достижение событий (результатов). Научно-исследовательские работы (НИР), проводимые в рамках научных учреждений и коллективов, объединяют в научное направление. По каждому научному направлению определяются проблемы и формулируются темы исследований. Последовательность их выполнения выстраивается в соответствии с научной логикой и актуальностью.

На «вход» НИР поступают:

а) проблема, как правило «зловредная», не вписывающаяся в сложившиеся стандарты и стереотипы, особенно в части методологии и методов решения;

б) накопленные знания в виде законов и закономерностей, принципов, моделей и методов и т.д.;

в) новейшие результаты в исследуемой области;

г) научная информация, обеспечивающая процесс предвидения и преобразования «входов» в «выходы».

К научной информации относят информацию, полученную в процессе познания объективного мира и адекватно отображающую его закономерности, т.е. наиболее существенные, повторяющиеся связи и отношения. Источником научной информации служит не только исследовательская деятельность ученых, но и хозяйственно-экономическая деятельность специалистов, их изобретения, патенты, усовершенствования и т.д.

Управляющими факторами НИР выступают: господствующая парадигма, концепция и методология (системный, ситуационный, процессный подходы и др.) исследования, мировой уровень достигнутых результатов в решении подобного класса проблем, а также план НИР.

Механизм исполнения НИР образуется из научных коллективов, команд, групп, обеспеченных необходимыми инструментарием, техническими средствами и финансированием.

«Выходы» НИР представляются научными результатами по разрешению проблемы, определяющими модель будущего состояния объекта исследования, новыми знаниями (закономерности, принципы, модели, методы и т.д.) и новой научной информацией, оформленными в виде научных отчетов и статей, монографий, патентов, диссертаций, научных докладов и отчетов.

К основным характеристикам НИР относятся: тема и объект исследования, предмет исследования, цель, научная идея или концепция, задачи исследования, теоретическая ценность и практическая значимость, заключение, представленное выводами и рекомендациями.

Тема исследований вводит исполнителя НИР в круг проблем, очерчивает контуры того, что будет ставиться в качестве цели исследования, содержит в себе направленность на принятие решения. Тема исследований может отражать содержание нескольких проблем или совпадать с содержанием единственной проблемы и несет в себе первоначальное толкование поставленной цели. Ее определение проводится по инициативе как ученых, профессиональных исследователей, так и «заказчика». Первая позиция характерна при постановке фундаментальных, вторая – прикладных исследований.

Объект исследования – это носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Предмет исследований – свойство, поведение, функционирование объекта, подлежащие непосредственному изучению. Он ориентирует на выделение системы, состоящей из элементов различной природы и связей между ними и очерчивающей границу поиска решений. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Цель исследования определяет результаты, которые надо получить в процессе исследования, и последствия реализации полученных результатов. Например, цель – разработать методы рационального использования материальных (энергетических и др.) ресурсов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции и снижение ее себестоимости. В формулировке цели научного исследования конкретизируется, раскрывается суть тематики и ее результатов.

Рассмотрим понятие научной идеи. Исследование является творческим процессом – результатом человеческого мышления – и начинается с отдельной идеи либо гипотезы, которая затем трансформируется в последовательный ряд результатов, направленных на создание новой или более совершенной интеллектуальной или материальной продукции. Согласно словарному определению, идея – это замысел, ясно сформулированная мысль, то, что существует в голове потенциально или фактически как результат мышления.

Первоначально идея может выражать незавершенную мысль или принять форму гипотезы, а в последующем – концепции. Но главное, чтобы об идее можно было сказать: «Если бы только это было осуществимо, мы могли бы сделать так-то и так-то...». Такими могут быть идеи о создании новых видов продукции или услуг, потребности которых очевидны или формируют новые потребности новых технологий и моделей управления, структур организаций и др. Идея, выдвинутая для исследования, должна быть новой и отвечать двум основным требованиям:

1) удовлетворять каким-то реально существующим или воображаемым потребностям или желаниям;

2) содержать способы достижения поставленных целей, которые могут быть еще неявно выраженными, но должны, по крайней мере, представляться реализуемыми.

Научная концепция – руководящая научная идея (научный замысел) или совокупность идей, предлагающих новую теоретическую базу для понимания и исследования явлений и процессов, происходящих в при-роде и обществе. Разработка концепции требует больших творческих усилий и фундаментальных знаний об исследуемой области деятельности. В зависимости от масштаба и уровня исследования концепция может оставаться на уровне руководящей идеи, определяющей идеологию целого направления исследований, или представлять собой фундаментальный научный результат. Например, концепция жизненного цикла организации, построенная на теории процессов насыщения, и концепция энергетической политики Российской Федерации – это обоснование основных направлений и теоретических основ их достижения. Следует отметить, что концепция в ряде случаев предопределяет закономерность, а также подтверждается ею.

Задачи исследования формулируются как конкретные целевые установки (подцели) этапов решения поставленной проблемы и выступают содержательной детализацией поставленной цели. Каждому виду исследовательских задач соответствует определенный состав познавательных действий (теоретических или экспериментальных исследований), методов (формальных и неформальных) и средств (вычислительных технологий, информационных систем).

Оценка теоретической ценности носит предварительный характер. Ее основными составляющими являются оригинальность и новизна идеи, открывающие новые горизонты науки, особенно в части создания новых способов, методов, законов, закономерностей и других форм знаний.

Практическая значимость исследований зависит от области масштаба приложения научных результатов и проявляется в научно обоснованных и экспериментально доказанных методах и средствах, направленных на техническое, экономическое или социальное развитие общества.

Заключение – это часть работы, в которой формулируется «выводное» знание, результаты исследований, выносимые на обсуждение. Заключение состоит из констатации (поставленные задачи полностью решены), затем по каждой задаче дается результат ее решения и отмечаются оригинальность рабочей идеи или гипотезы, новизна методов решения, область практического использования и перспективы.

Гипотеза – выдвигаемое для объяснения какого-либо явления или процесса научно обоснованное предположение, которое после проверки может оказаться истинным или ложным. Гипотеза выступает как первоначальная формулировка, черновой вариант принципа или открываемого закона. С момента выдвижения гипотезы начинает формировать подход к решению проблемы, выстраивается логика и алгоритм исследования, а также принимается решение о выборе модели объекта. Гипотеза служит промежуточным звеном между теоретической частью и эмпирическими действиями, направленными на достижение истинного результата.

Источником гипотезы выступают новые факты и предшествующие знания о предмете изучения. Гипотеза выдвигается, когда для объяснения новых фактов недостаточно имеющихся теоретических знаний или их нет вовсе. Цель выдвижения гипотезы состоит в том, чтобы, во-первых, сузить массу возможных предположений и догадок при решении поставленной проблемы; во-вторых, обеспечить ориентацию исследовательского поиска на ожидаемый результат

Процесс выдвижения гипотезы не поддается алгоритмическому описанию. В то же время выработаны определенные правила ее формулирования:

1) гипотеза представляется в виде обобщающих и утверждающих суждений;

2) если гипотеза выступает как предварительный проект решения проблемы, то связка «проблема – цель – гипотеза» должна иметь общие понятия, подлежащие объяснению;

3) разработка альтернатив решения проблемы – это противопоставление конкурирующих гипотез.

Доказательство (верификация) достоверности гипотезы становится главной задачей последующего исследования. Оно проводится с использованием экспериментов, предполагает изучение и обработку их результатов теоретическими методами. Правильность гипотезы проверяется систематическим и многократным изучением соответствующих фактов путем тестирования. Подтвердившиеся гипотезы становятся новыми знаниями, которые могут быть возведены в принцип, научный закон, закономерность, зависимость или способ, метод, модель и т.д. Неподтвержденные гипотезы либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.

Одним из основных источников информации в управлении для выдвижения гипотезы служит прогнозирование. Как отмечает И. Ансофф, «мы описываем действительность и даем прогноз на будущее исходя из определенных предположений. Такие предположения называют ключевыми гипотезами или аксиомами».

Ключевые гипотезы И. Ансоффа представлены как аксиомы, т.е. утверждения, не требующие доказательства. Они, подобно закономерностям, выступают как фундаментальная основа исследования, как отражение объективной сущности явления. Содержание основных аксиом, сформулированных И. Ансоффом, - исключительный пример в теории управления, поэтому в кратком изложении приведем те из них, которые наиболее интересны с позиции исследования в области управления персоналом.

1. Аксиома случайности: единого рецепта оптимального управления не существует.

2. Аксиома зависимости от внешней среды: проблемы, которые перед компанией ставит внешняя среда, определяют оптимальную модель поведения компании.

3. Аксиома соответствия: для достижения успеха уровень агрессивности стратегии компании должен соответствовать уровню турбулентности среды.

4. Аксиома стратегии, способности и деятельности: деятельность компании оптимальна, когда ее стратегическое поведение соответствует уровню турбулентности среды, а деловые способности соответствуют стратегическому поведению.

5. Аксиома сбалансированности: для каждого уровня турбулентности среды можно подобрать комбинацию (вектор) элементов, оптимизирующих успех компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: