Уточнение целей и задач исследования и выдвижение гипотезы

Уточняя цель и задачи исследования, необходимо определить ди­апазон подлежащих исследованию характеристик объекта и тех ас­пектов, в которых эти характеристики будут изучаться. Например, в теме, посвященной исследованию структуры объекта (явления, про­цесса), можно выделить несколько аспектов: изучение генезиса дан­ной структуры, связанное с анализом действия внутренних и вне­шних факторов; изучение его нынешних структурных особенностей в сравнении с однотипными объектами; исследование факторов, оп­ределяющих эволюцию структуры, с одной стороны, и факторов обес­печивающих ее стабильность — с другой; уточнение диапазона струк­турных изменений, не понижающих способность данного объекта выполнить определенный набор функций в более широкой системе, и др. То же самое можно отнести к исследованию функций и меха­низмов эволюции данного объекта. Несмотря на органическую взаи­мосвязь выделенных аспектов и как бы само собой разумеющуюся необходимость охватить их все в одном исследовании, более рацио­нальным будет детализировать подход, особенно, если объект пред­ставляет собой большую, открытую, динамическую систему типа экос­феры или различных сфер человеческой жизнедеятельности.

Детализация общей цели (в данном примере исследование законо­мерностей структуры, функционирования или развития объекта) это и есть формулировка конкретных задач исследования (например, вы­явление факторов, обеспечивающих стабильность структуры объекта, уточнение диапазона его структурных изменений, при которых со­храняется способность функционировать в прежнем режиме или пе­рейти в новый более оптимальный режим функционирования и т.д.).

Особая корректность необходима в тех случаях, когда намечае­мые для исследования характеристики объекта традиционно входят в предмет другой научной дисциплины, т.е. когда создается вариант междисциплинарного исследования. Например, при исследовании характера воздействия на экономические процессы внеэкономичес­ких факторов (событий в политической сфере, национально-куль­турных традиций и менталитета, изменений в демографической струк­туре и т.д.) необходимо уточнить, какие экономические процессы и какие внеэкономические факторы подлежат исследованию.

Уточнение целей и задач исследования также должно быть на­правлено на устранение возможных ошибок, содержащихся в их пер­воначальных формулировках. Наиболее типичные из них: неполный охват содержанием цели исследования его задач и как разновидность данной ошибки отождествление цели исследования с содержанием одной из его задач (как правило, доминирующей, наиболее полно и интересно прописанной в изученной литературе, практически наибо­лее значимой); недостаточно четкая экспликация понятий и терми­нов, посредством которых выражено содержание целей и задач ис­следования и как ее разновидности — выражение содержания задач в понятиях и терминах, не сопряженных с понятиями и терминами, в которых выражено содержание целей, а также чрезмерно абстрак­тная формулировка цели исследования, неадекватно выражающая его общую направленность, конкретизируемую в задачах. Последняя ошибка нередко оказывается наиболее коварной (конкретные задачи прописать значительно проще, чем определить форму интеграции их содержания: в первом случае подсказку дает инерция изучен­ных литературных источников, запросы практической сферы, во вто­ром доминирует роль личных творческих качеств исследователя).

Выше отмечалось, что проблема, как форма научного мышления и организации творческого поиска, предполагает возможность даль­нейшего исследования по нескольким направлениям. Эта возмож­ность сохраняется и после уточнения целей и задач исследования. Поэтому предстоит сделать выбор направления, сулящего наиболее полное решение проблемы и достижение связанных с нею целей и задач исследования. Он осуществляется путем выдвижения идей и гипотез.

Идея в научном исследовании — это форма творческого поиска, определяющая основной принцип дальнейшего исследования, его наиболее продуктивное направление. Чаще всего в каком-то одном аспекте. Например, идея дополнительности свойств дискретного об­разования и волны в физике микромира, идея обусловленности раз­вития духовной сферы событиями в сфере материального производ­ства, зависимости экономического поведения людей от особенностей их менталитета.

Гипотеза — это научное предположение, вероятность которого обоснована не получившими приемлемого объяснения фактическими данными с учетом уже известных закономерностей, присущих ис­следуемому объекту. Не только научная гипотеза, но и всякое пред­положение (догадка) основываются либо на каком-то предшествую­щем знании, либо на новых фактах. Научная гипотеза должна быть основана и на том, и на другом. В этой связи кажется некорректным, говорить о выдвижении гипотезы на данном этапе исследования, когда еще не получены новые научные факты. На самом деле определенное количество требующих объяснения новых научных фак­тов явно или неявно зафиксировано в содержании проблемы. Поэтому общее требование к выдвижению гипотезы не нарушается, а для от­ражения специфики гипотез, выдвигаемых на данном этапе иссле­дования, их часто называют рабочими гипотезами, т.е. гипотезами, служащими, прежде всего, ориентиром для накопления новых фак­тов. Тем не менее значительная часть рабочих гипотез сохраняется и на последующих этапах исследования, где они выполняют концеп­туализирующую, объяснительную и предсказательную функции. Например, рабочая гипотеза о влиянии возрастной структуры насе­ления в трансформационном обществе на образ экономического по­ведения людей не только ориентирует на получение большой массы ценного фактического материала, но и во многом объясняет темпы экономической эволюции социума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: