Институт Омбудсмана получил во Франции распространение также на

Цвет – это жизнь, он придаёт нам сил, оживляет, лечит; он формирует эмоционально-психическое состояние. По цветовому колориту, предпочтение которому отдаёт человек, можно определить его эмоциональное состояние в данный момент, а если эти предпочтения достаточно постоянны, то и характер человека, уровень его интеллекта. Чем выше интеллект, тем более сложные, утончённые оттенки предпочитает человек. Если человек активен, способен лидировать в коллективе, энергичен и решителен, то чаще всего он выбирает различные тона красного, жёлтого и оранжевого – яркие и энергичные цвета. Если характер человека уравновешенный, спокойный и в достаточной степени хладнокровный, то предпочтение им отдаётся цветам спокойной, пассивной гаммы: зелёному, фиолетовому, синему. Человек неуверенный в себе, мнительный и замкнутый чаще предпочитает серую и коричневую гамму.

Цветовое окружение способно формировать у человека определённое эмоциональное и психическое состояние. Цвет не только обнаруживает скрытые импульсы характера и темперамента человека, но и во многом управляет его эмоциональными состояниями. Однако бывает так, что воздействие насыщенных цветов становится настолько сильным, что глаз, утомившись от переизбытка впечатлений, перестаёт объективно воспринимать обстановку, его чувствительность снижается.

Перегружать помещение цветовой гаммой не стоит. Желательно выбрать не более пяти цветов, а ещё лучше два-три, плюс их оттенки. Сначала подбирается доминирующий цвет, а затем – подчёркивающие его, вспомогательные. Каждый цвет имеет свою особенность и, соответственно, своё применение в интерьере.

Красный цвет. Этот яркий, насыщенный, порою даже воинственный цвет первый в спектре и, наверное, поэтому самый активный. Не стоит перенасыщать красным оформление спальни и будуара: атмосфера постоянного возбуждения не всегда бывает уместна. Бывает достаточно ввести красный цвет в качестве акцентного цвета, выбрав для него композиционно значимое место. В интерьере он зачастую является доминирующим, а также красным цветом часто «отмечаются» акценты в обстановке (подушки, посуда, узор на тканях и т. п.)

Чего стоит бояться при использовании красного цвета в интерьере: нельзя использовать этот цвет в большом количестве. Помните, в больших дозах красный цвет вреден: он может негативно повлиять на психику и создать гнетущую атмосферу в комнате. Но и не пугайтесь: при умелом использовании этот активный цвет не только радует глаз, но и поднимает настроение. На большой же плоскости этот цвет можно ослабить за счёт добавок серого. Красный цвет создаёт ощущение тепла и эффектного интерьера. В то же время помещение, решенное в красных тонах, будет выглядеть меньше и ниже. Этот цвет подходит для помещений, где проходит наиболее активная жизнь семьи (гостиной, кабинета, холла, кухни и т. д.).

Оранжевый цвет годится для тех, кто хочет еще больше усилить в интерьере ощущение «теплоты» и жизнерадостности. Он используется для декорирования больших плоскостей, в основном его применяют в качестве акцентного цвета. В сочетании с белым он дает ощущение солнечного света. Этот цвет усиливает и очищает воздействие холодных цветов. Его используют в цвете абажура, диванных подушек, штор. Как теплый оттенок оранжевый усиливает аппетит, повышает тонус и поэтому полезно использовать его в оформлении кухни, столовой и других помещений для приема пищи. В оранжевой спальне надо быть осторожным: приглушить энергичный оранжевый помогут темные прозрачные драпировки в тон.

Светлые оттенки, такие как бледно-желтый, кремовый, розовый (теплые), делают оранжевый цвет доминирующим, ярким, играющим. Оранжевый плохо сочетается с черным «в чистом виде».

Желтый цвет. Он создает оптимистическое и бодрящее настроение и прекрасно сочетается с остальными цветами. Теплые «солнечные» оттенки практически никогда не несут в себе отрицательного заряда. Он может быть внесен в интерьер искусственными материалами - цветоносителями, способными ввести открытый и сильный цвет, и природными материалами (дерево, тростник, соломка в традиционных украшениях или декоративных панно). Утонченные, сложные и мягкие оттенки желтого цвета могут создавать камерную, спокойную, уютную атмосферу. Желтый цвет является очень насыщенным и интенсивным. Поэтому в чистом виде практически не применяется. Этот цвет лучше несколько приглушить белилами или добавив немного фиолетового тона. Любые сочетания желтого цвета хорошо подходят для детских комнат. Желтый цвет является самым светлым в спектральном круге и его использование дает, как правило, очень легкий, насыщенный светом интерьер.

Зеленый цвет представляет собой сочетание синего и желтого, традиционно считается цветом покоя и гармонии. Особенно благотворен он для холериков, на которых оказывает успокаивающее воздействие. Зеленый цвет имеет несколько оттенков, самостоятельных по звучанию. Цветовая композиция диктует свои рекомендации по использованию каждого из этих оттенков. Так, например, ярко-зеленый, как правило, не рекомендуется для декорирования больших поверхностей, зато часто используется как акцент на бело-бежевом фоне; темно-зеленый хорошо смотрится на достаточно большой поверхности, но предполагает размещение на его фоне элементов белых или из светлой древесины и т.п.

Синий цвет – самый популярный среди цветов «холодной» гаммы. Оттенки синего тоже создают ощущение покоя, умиротворенности, расслабленности, но в тоже время обладают и «освежающим» эффектом. Оттенки синего особенно хороши для небольших помещений. Присутствие синего цвета в интерьере всегда придает комнате изысканность и благородство. Голубой цвет в интерьере рекомендуют как расширяющий в маленьких помещениях, как цвет рабочей зоны, как цвет для помещений, ориентированных на юг. Плохой эффект дает голубой оттенок в комнате с окнами на восток или запад, поскольку попадающие в помещение солнечные лучи имеют теплый спектральный состав и не отражаются от холодных по цвету поверхностей, делая помещение сумрачным и темным. Применение светло-голубого цвета на потолках визуально сделает помещение выше и просторнее. Бледно-голубые оттенки символизируют молодость, морские – совершенство и бесконечность, а иссиня-черные – авторитет и власть.

Фиолетовый цвет – это сочетание красного и синего имеет оригинальное психологическое воздействие. «Теплый» красноватый оттенок приносит в фиолетовый эффект неожиданности и одновременно сдерживается «холодным» синим. Контрастные цвета следует совмещать с особой осторожностью. Если вы выбираете фиолетово-желтое сочетание, то первый цвет должен быть темным и насыщенным, а второй, наоборот, - чистым (без примесей других цветов).

Черный цвет у многих создает неприятные ассоциации. И, возможно, поэтому редко в чистом виде используется в интерьере. Однако, и черный умеет быть интересным. Он изменчивый, разный, никогда не бывает одним и тем же. Черный цвет хорош для контрастного подчеркивания и выделения других цветов. На черном фоне они «звучат» особенно ярко и выразительно. Однако выбирать черный превалирующим цветом могут только отъявленные оригиналы, ибо в больших количествах он навевает мрачное и подавленное настроение.

Серый – неприметный цвет, но обладает богатыми возможностями. Он ни к чему не обязывает, соблюдает полный нейтралитет, всегда готов подыграть другому цвету, приняв его отблеск, мягко и тактично подчеркнув его достоинства.

Белый – наряду с черным составляет особую, отдельную от спектральных группу цветов. Белый цвет – самый чистый. Он несет в себе благодушный настрой и нежные оттенки наступившего лета, прохладу и свет. В интерьере в чистом виде используется редко, но чаще на больших плоскостях. В силу своей нейтральности служит прекрасным фоном для любых цветовых акцентов, увеличивая их яркость и чистоту, выявляя их сложность. Когда же белый цвет используется как линейный контур, он обеспечивает соседство любых цветов. Белая разграничительная линия снимает пограничный контраст, неизбежный при непосредственном соприкосновении чистых цветов, смягчает пестроту.

С помощью белого (а также светлых пастельных тонов) удается визуально расширить помещение. К тому же белые стены и потолок создают эффект воздушности, невесомости.

Вообще, с этим цветом почти всегда возникают «естественные» ассоциации: экология, живые растения, натуральное дерево, натуральный хлопок и лен. В такой спокойный интерьер хорошо вписывается тонкий растительный орнамент светлых обоев и штор. Более спокойные оттенки белого, такие как кремовый, прекрасно сочетаются с другими мягкими тонами (песочный, терракотовый, серо-голубой и т.д.) и образуют гармоничный ансамбль в интерьере. Белый цвет в интерьере воплощает доведенную до последнего предела идею минимализма.

Не думайте, что белый цвет прост. Его природную сложность скрывает его нейтральность. А чтобы подчеркнуть неповторимость этого цвета, в белой комнате следует продумать систему освещения. Белый прекрасно вписывается в различные интерьерные стили – от классических до постминимализма.

Институт Омбудсмана получил во Франции распространение также на

региональном (Иль-де-Франс) и местном уровне (Париж).

В ФРГ в отличие то Франции должность гражданского Омбудсмана отсутствует, однако с 1957 года существует уполномоченный Бундестага по обороне[7]. Он назначается «для охраны основных прав»[8] военнослужащих и является «вспомогательным органом бундестага при осуществлении парламентского контроля».

Институт был введён в правовую систему Германии 19 марта 1956 г. в результате второго изменения Конституция ФРГ по настоянию Аденауэра (в то время канцлера ФРГ). Статья 45 «б» была призвана обеспечить действенный парламентский контроль над вооружёнными силами. Это было вызвано настоятельным стремлением бундестага при создании нового военного законодательства поставить бундесвер в рамки демократического парламентаризма на основе идеи «гражданина в военной форме». Указанное стремление было непосредственно связано с проблемой демилитаризации ФРГ в 1955 - 1956 г.г. После краха гитлеровской диктатуры в Германии многие боялись политического фактора вооружённых сил как прямой угрозы восстановленным в то время правам человека и гражданина. По этой причине были предусмотрены такие институты парламентского контроля над бундесвером как комитет по делам обороны и уполномоченный бундестага по обороне (военный Омбудсман). Парламент мог использовать образцы предшествующего немецкого законодательства только в самом ограниченном объёме. Комиссия депутатов бундестага и представителей правительства ФРГ в 1954 году работала над изучением опыта работы военного Омбудсмана в других государствах, таких как Швеция, Финляндия, Норвегия и Дания. В своей работе комиссия учитывала тот факт, что правовую защиту военнослужащих должно было гарантировать обширное, препятствующее злоупотреблениям властью военное законодательство. А уполномоченный по обороне должен представлять собой мост между парламентским контролем и правовой защитой личности. Он, наряду с выполнением контрольной функции, обязан выступать в качестве инстанции по приему петиций (жалоб) от военнослужащих.[9]

К июню 1957 года анализ результатов работы комиссии был доложен бундестагу, и 26 июня 1957 г. парламент ФРГ принял Закон ФРГ «Об уполномоченном бундестага по обороне (о представителе вооружённых сил в бундестаге)». Данный закон и определяет конкретный порядок деятельности военного Омбудсмана Германии.

Уполномоченный по обороне избирается бундестагом при тайном голосовании большинством депутатов. По поводу того, каким должно быть большинство, простым или квалифицированным, разгорелся спор, в результате которого бундесрат обратился к согласительному комитету с предложением предусмотреть для выборов уполномоченного по обороне 2/3 большинства голосов. Выдвигать кандидатов вправе комитет по вопросам обороны, фракции, группа депутатов от малочисленных фракций и такое количество депутатов, которое по установленному порядку (в соответствии с регламентом) по своей численности равносильно фракции. Обсуждение кандидатур не проводится.

Регламент бундестага от 28 января 1952 г. предусматривает следующую процедуру выборов уполномоченного по обороне. Выборы проводятся посредством закрытых бюллетеней для тайного голосования, которые должны вручаться непосредственно перед входом в избирательную кабину (при поимённом вызове депутатов). Бюллетени с необходимыми пометками опускаются в предусмотренные для этого избирательные урны[10].

Избранным может быть каждый немец, обладающий правом избрания в бундестаг, достигший 35-летнего возраста и отслуживший действительную службу в армии не менее одного года. Уполномоченного выбирают на пять лет, допускается переизбрание на новый срок. Отзыв военного Омбудсмана возможен по предложению комитета по вопросам обороны и с одобрения большинства членов бундестага31. Он не имеет права заниматься никакой другой оплачиваемой службой, ремеслом или профессией, а также принадлежать к руководству, к попечительскому совету коммерческой организации или иного учреждения для извлечения прибыли, входить в правительство или законодательный орган федерации либо земли. На время своих полномочий Омбудсман освобождается от военной службы.

Так же как федеральный президент, канцлер и федеральный министр обороны, уполномоченный бундестага по обороне принимает присягу перед бундестагом согласно ст. 56 Конституции ФРГ, которая гласит: «Я клянусь посвятить свои силы благу немецкого народа, умножать его достояние, оберегать его от ущерба, блюсти и охранять Основной закон и законы Федерации, добросовестно выполнять свои обязанности и соблюдать справедливость по отношению к каждому. Да поможет мне Бог».[11]

В соответствии с Законом ФРГ «Об уполномоченном бундестага по обороне» данное должностное лицо находится на государственно-правовой службе и утверждается Председателем бундестага. Вступление в должность считается осуществленным с вручением грамоты о назначении (если присяга была принесена до вручения грамоты, то — с момента принятия присяги). Служба в качестве уполномоченного бундестага по обороне заканчивается в трёх случаях (не считая смерти):

• с момента назначения преемника;

• в связи с отзывом;

• в связи с отставкой по требованию.

Бундестаг вправе, по ходатайству комитета по обороне, поручить своему председателю отозвать Омбудсмана. Для принятия такого решения необходимо простое большинство голосов депутатов бундестага. С другой стороны, уполномоченный бундестага по обороне в любое время может потребовать своей отставки, после чего председатель бундестага обязан её принять и объявить об этом парламенту. Если военный Омбудсман в течение более четырех недель не исполняет свои служебные обязанности, то комитет по обороне вправе поручить исполнение его полномочий председателю одного из высших военно-дисциплинарных судов. В случае временной (менее четырёх недель) неспособности уполномоченного по обороне исполнять служебные обязанности эти обязанности исполняет главный чиновник его ведомства. При этом он получает все права Омбудсмана, за исключением права в любое время без предварительного уведомления посещать все части, штабы, управления и учреждения бундесвера.

Местом пребывания уполномоченного по обороне является бундестаг. Он подлежит служебному надзору со стороны председателя бундестага.

Законодатели не предусмотрели создания особого учреждения уполномоченного по обороне, оговорив при этом выделение ему вспомогательных сил для выполнения своих задач Они подчиняются непосредственно Омбудсману, хотя назначает и увольняет их председатель бундестага по представлению уполномоченного по обороне.

Бюджет уполномоченного бундестага по обороне составляется при обсуждении бюджета бундестага и включается в его структуру. Сам уполномоченный получает жалование федерального министра, включая все гарантированные надбавки к основному окладу. К нему применяются параграфы 13-20 Закона ФРГ «О федеральных министрах» от 17 июня 1953 г. в части правовых отношений членов федерального правительства с учетом того, что вместо четырёхлетнего периода службы имеет место пятилетний период.

Не являясь депутатом бундестага, уполномоченный по обороне не вписывается в его структуру, однако, выполняя задачи, он действует в русле функций немецкого парламента.[12] В качестве вспомогательного органа бундестага он должен подчиняться указаниям парламента ФРГ и его комитета по обороне и на основе этих указаний расследовать определённые происшествия. При этом комитет бундестага по обороне может давать подобные указания только в том случае, когда он сам не занимается расследованием данного происшествия. Уполномоченный по обороне обязан по требованию комитета по обороне представить отдельное донесение о результатах расследования.

Согласно регламенту высшим должностным лицом по отношению к служащим, работающим с уполномоченным по обороне, является председатель парламента. Несмотря на то, что уполномоченный по обороне подчиняется бундестагу и его комитету по обороне, Омбудсман является независимым лицом. Никто не может оказывать влияние на его деятельность (за исключением случаев, изложенных в пункте 1 параграфа 2 Закона), тем более органы исполнительной власти. Только бундестаг и его комитет по обороне могут устанавливать общие направления работы военного Омбудсмана, требовать его присутствия на своих заседаниях для выступления с отчётом и ответов на запросы.

Омбудсман осуществляет расследование в соответствии со своими должностными обязанностями, когда ему, в результате сообщения депутатов бундестага, жалоб военнослужащих или иным способом становятся известны обстоятельства, нарушения основных прав военнослужащих или же принципов внутреннего руководства (идеологического воспитания).[13] В данном случае уполномоченный по обороне независим от каких бы то ни было указаний. Он самостоятельно принимает решение о начале производства по делу. Предметом деятельности уполномоченного бундестага по обороне должны быть обязательно конкретное происшествие или же конкретное нарушение. Постоянный контроль служебной деятельности бундесвера, за исключением права осмотра, ему запрещён. Исходя из этого, деятельность военного Омбудсмана в ФРГ ограничивается проверкой происшествий. С другой стороны, сам по себе факт направления жалобы к уполномоченному по обороне ещё не означает обязанности для него проверить эту жалобу.

Вся деятельность военного Омбудсмана отображается в сообщениях бундестагу. О результатах проверки по каждому конкретному случаю он докладывает парламенту путём отдельного отчёта, либо в рамках ежегодного доклада бундестагу. Кроме того, уполномоченный по обороне в конце календарного года представляет письменное сообщение парламенту о происшествиях в бундесвере за год,

Таким образом, уполномоченный бундестага ФРГ по обороне является реально действующим органом защиты прав и свобод военнослужащих бундесвера.

В Англии парламент оставался важнейшим каналом, по которому поступали представления в связи с жалобами на действия исполнительной власти. В то же время в 1967 г. принят Закон о парламентском уполномоченном. Закон установил компетенцию Омбудсмана и порядок его деятельности, наделил его статусом, эквивалентным статусу судьи Высокого суда. Парламентский Омбудсман назначается Королевой и имеет право занимать этот пост до 65-летнего возраста; до достижения этого возраста он может быть смещен только решением обеих палат парламента по предложению Королевы. В соответствии с Законом парламентский Омбудсман в пределах своей компетенции рассматривает жалобы граждан на любые действия министерств и ведомств, если эти действия не могут быть обжалованы в суде или трибунале. Особенность английского варианта Омбудсмана состоит в том, что он не может начинать расследования, по собственной инициативе. Гражданин, желающий обратиться к Омбудсману, подает жалобу через одного из членов парламента, который официально обращается к Омбудсману с просьбой провести расследование по жалобе. Решение о том, начинать ли расследования, находится в полной компетенции Омбудсмана. Норма о непрямой подаче жалобы была введена в закон в качестве своеобразного «фильтра», что объясняется стремлением оградить Омбудсмана от жалоб, не подпадающих под его юрисдикцию или подаваемых по незначительным поводам.

Жалобы принимаются только в письменном виде и только, от граждан Великобритании, постоянно проживающих в стране, не позднее 12 месяцев со времени совершения обжалуемых действий или со времени, когда об этих действиях стало известно гражданину. Однако и после истечения этого срока, если Омбудсман сочтет, что имеются особые обстоятельства, он может принять жалобу к рассмотрению. По установившейся практике Омбудсман, прежде чем начать расследование, предпринимает попытку склонить конфликтующие стороны к достижению приемлемого компромисса.

Парламентский Омбудсман проводит расследование, избирая его методы, но своему усмотрению: он может проводить открытые слушания с правом сторон иметь законных представителей или неформальные беседы. Статья 8 Закона о парламентском комиссаре наделяет Омбудсмана правом требовать от любого министра, должностного лица и гражданина предоставления всей информации и документов, относящихся к делу.

Завершив расследование, Омбудсман должен составить отчет о его результатах, в котором содержатся рекомендации по существу дела. Отчет направляется члену парламента, по просьбе которого проводилось

расследование; гражданину, обратившемуся с жалобой; должностному лицу, действия которого обжалуются; руководителю соответствующего ведомства. Законом предусмотрена обязанность последнего проинформировать Омбудсмана о том, какие меры он намерен предпринять для устранения допущенной несправедливости. Ежегодно Омбудсман направляет отчет о своей деятельности в специальный парламентский комитет (по делам парламентского Омбудсмана), который на основе этого отчета оценивает его деятельность и информирует об этом парламент. К сказанному следует добавить, что для выполнения своих функций Омбудсман располагает аппаратом сотрудников в количестве около 80 человек, занимающихся сбором и истребованием документов и информации, опросом имеющих отношение к делу должностных лиц и свидетелей.

Долгое время ни в одной из стран Восточной Европы не было должности Омбудсмана. Только в 1988 г. в Польше начал свою деятельность Уполномоченный по правам граждан. Соответствующее решение было принято X съездом ПОРП по предложению Патриотического движения национального возрождения (ПДНВ) на первом конгрессе этой массовой общественной организации. В принятой конгрессом программной декларации в разделе «Защита законности и прав граждан» в качестве одной из задач выдвигалось создание при сейме органа, который охранял бы права граждан от бюрократических извращений. Этот орган, не вступая в противоречие с существующей системой надзора за законностью (суд, прокуратура и т.д.) должен был служить целям эффективного развития страны, дальнейшей демократизации, установлению деловых и конструктивных отношений граждан с органами власти и администрацией, борьбе с отрицательными явлениями.

В этот период почти во всех странах Восточной Европы наблюдается стремление к совершенствованию государственного аппарата, а во всем мире прослеживаются тенденции к улучшению структуры и способов функционирования администрации. В Польше, однако, не обошлось без дискуссии, высказывались сомнения, не приведет ли учреждение Омбудсмана к излишнему нагромождению органов по охране законности. Ведь уже с 1980 г. в стране действует Высший административный суд, с 1982 г. — Государственный трибунал, а с 1985 г. — Конституционный трибунал.

Одновременно оно было призвано продемонстрировать ширящийся процесс демократизации жизни в стране, обеспечения прав граждан не на словах, а на деле[14].

В Польше уполномоченный по правам граждан назначается Сеймом с согласия Сената на четырехлетний срок. При этом кандидатура Упол­номоченного может выдвигаться маршалом Сейма либо группой из 35 де­путатов Сейма. Одно и то же лицо не может быть уполномоченным в течение двух очередных сроков полномочий. Отличительной особенностью польского института является то, что задачи и организационная структура рабочего аппарата Уполномоченного определяются в специальном распоряжением Маршала Сейма55.

Уполномоченный не связан с конкретным составом парламента, что обеспечивает его автономию по отношению к высшему органу законодательной власти. Половину срока своей службы польский Омбудсман сотрудничает с одним составом парламента, половину — с новым составом. Уполномоченный несет ответственность исключительно перед парламентом, представляя ему ежегодные доклады о своей деятельности. Правовой статус уполномоченного во многом совпадает с правовым статусом депутата парламента. С его обязанностями недопустимо соединять иные профессиональные и социальные функции, в том числе депутатские.

Основной задачей деятельности польского уполномоченного по гражданским правам является защита граждан в их отношениях с государственными органами и общественными организациями, включая суд, прокуратуру и любые органы внутренних дел.

Расследование в Польше проводится по обращению или по инициативе Омбудсмана. Срок давности не установлен. Жалобы принимаются от граждан иностранцев и органов самоуправления, политических, профессиональных и иных общественных организаций (в устном и письменном виде).

Омбудсман Польши при рассмотрении дела имеет доступ ко всем документам, кроме секретных. Он вправе принять участие в любом уже ведущемся производстве с правами прокурора. У него есть право приносить протест в порядке чрезвычайной ревизии на вступившие в законную силу приговоры и решения судов по делам. Уполномоченный ходатайствует перед Конституционным судом о проверке конституционности нормативных актов. Он может сделать представление о наложении взыскания, давать соответствующим органам представления об использовании ими своего права на законодательную инициативу либо об издании или изменении других нормативных актов, касающихся гражданских прав и свобод. Польский Омбудсман представляет ежегодные отчеты обеим палатам парламента с подробной характеристикой состояния гражданских прав и свобод в стране, который доводится до общего сведения. Тесная связь уполномоченного со СМИ помогает ознакомлению граждан с его работой и способствует повышению грамотности в правовых вопросах.

30 июня 1995 года парламент Венгерской Республики назначил четырех Омбудсманов на шестилетний срок (парламентского уполномоченного по правам человека, его главного помощника, парламентского уполномоченного по правам национальных и этнических меньшинств и парламентского уполномоченного по защите данных и свободе информации). Деятельность Омбудсманов регулируется законом от 22 июня 1993 года.

В Венгрии уполномоченный избирается Государственным собранием по представлению Президента двумя третями голосов депутатов сроком на шесть лет. В компетенцию Уполномоченного по гражданским правам Венгрии входят министерства, правительственные службы, вооруженные силы, полиция, органы госбезопасности, органы местного самоуправления и компании, обеспечивающие муниципальные службы. Компетенция уполномоченного не затрагивает судебную систему. Существуют ограничения по знакомству с секретными документами в случае рассмотрения жалоб на силовые министерства.

В Венгрии наряду с рассмотрением дела по жалобам граждан Омбудсман может сам начать расследование, если есть угроза конституционным правам. Право обращения к Омбудсману предоставлено каждому венгерскому гражданину. Венгерский Омбудсман может запрашивать документы, данные и информацию у любого органа государственной власти относительно деятельности правительства; возбуждать расследование, которое будет проводиться соответствующими властями. Кроме того, Омбудсман вправе запрашивать письменные объяснения, мнения или заявления у любого органа власти в связи с рассматриваемым делом.


[1] Хаманева Н.Ю. Омбудсман в охране прав граждан в сфере государственного управления //Советское государство и право. 1990. № 9. С. 138 - 140.

[2] Автономов А.С. Рецензия на книгу В,В. Бойцовой Служба защиты прав человека и гражданина.
Мировой опыт. // Государство и право. 1998. № 1. С. 142 - 149.

[3] Хиль-Роблес А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана) - М. 1997. С. 39.

[4] Аметистов Э. Защита прав и свобод человека внесудебными органами // Обеспечение прав и свобод человека в национальном праве. Сборник обзоров. М., 1989. С. 61 - 62.

[5] Хиль-Роблес А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана) - М. 1997. С. 69.

[6] Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт, — М: Издательство БЕК,
1996. С 74 - 76.

[7] Трумпель К. Уполномоченный Бундестага ФРГ по обороне как пример деятельности военного омбудсмана // Правоведение, 1998, № 4. С. 36 - 42.

[8] Основной закон Федеративной республики Германии от 23 мая 1949 г., ст.45 Б // Федеративная республика Германия: Конституция и законодательные акты / Под ред. Ю.П.Урьяса. - М.: Прогресс, 1991.

[9]Основной закон Федеративной республики Германии от 23 мая 1949 г., ст.45 Б // Федеративная республика Германия: Конституция и законодательные акты / Под ред. Ю.П.Урьяса. - М.: Прогресс, 1991.

[10] Федеративная республика Германии // Конституция и законодательные акты / Под ред. Ю.П.Урьяса. -
М.: Прогресс, 1999, C. 24.

[11] Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих в зарубежных государствах: правовое
регулирование. - М.: Изд-во АО «РАУ-Унивсрситет», 1997. с.34

[12] Федеративная республика Германии // Конституция и законодательные акты / Под ред. Ю.П.Урьяса. -М.: Прогресс, 1991. С. 39.

[13] Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих в зарубежных государствах: правовое регулирование. - М.: Изд-во АО «РАУ-Унивсрситет», 1997.с.76

[14] Лентовска Е. Как начиналась работа уполномоченного по гражданским правам, Т, 1. М., 1997; Т. 2. М., 1998, С.32


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: