Понятие и виды учетов

TEMP:= FIRST; FIRST:= SECOND; SECOND:= TEMP;

end;

От термина «блок» произошло выражение язык с блочной структурой. Хотя языки Pascal и Modula-2 называются языками с блочной структурой, они не имеют непроцедурных блоков.

В языках C, С++, Java, C# любой составной оператор (последовательность операторов, заключенная в фигурные скобки) может содержать объявления и таким образом опреде­лять новую область видимости. Напри­мер, если list – массив целых чисел, то можно написать следующий код:

if (list [i] < list [j])

{

int temp = list [i];

1ist [j] = temp;

}

Создаваемые блоками области видимости трактуются точно так же, как области ви­димости, создаваемые подпрограммами. Обращения к переменным блока, не объявляе­мым в этом блоке, связываются с их объявлениями путем поиска по возрастающей во внешних областях.

В языках C++, Java, C# определять переменные можно в любом месте блока. Если определение появляется не в начале, то область видимости данной переменной начинается с оператора определения и заканчивается концом блока.

Оператор for языков C++, Java, C# позволяет определять переменные в выражениях, инициализирующих счетчики цикла. Область видимости таких переменных ограничена заголовком и телом цикла for.

Определения класса и метода в объектно-ориентированных языках программирова­ния также порождают вложенные статические области видимости.

Применение статических областей видимости представляет метод нелокаль­ного доступа, хорошо работающий во многих ситуациях. Однако у этого метода есть и недостатки.

Для простоты будем считать, что все области видимости создаются определениями основной программы и процедур. Структуру программы можно представить в виде дерева, каждый узел которого представляет область видимости, а его родительский узел – родительскую область видимости, в которую вложена данная. Исследование такого дерева показывает, что разрешено значительно большее количество вызовов процедур, чем это необходимо для решения задачи. Программист может по ошибке вызвать подпрограмму, вызов которой не должен до­пускаться, причем это действие не будет расценено компилятором как ошибка. В резуль­тате ошибка будет обнаружена только при выполнении программы, что может повысить стоимость ее исправления. Следовательно, доступ к процедурам должен быть ограничен лишь необходимыми процедурами

С этой проблемой связана возможность слишком интенсивного обращения к данным. Например, все переменные, объявленные в основной программе, видимы во всех вложенных процедурах.

Для решения проблем, связанных со статическим обзором данных, во многих новых языках программирования используется концепция инкапсуляции,то есть возможности сокрытия данных и процедур (фактически – сужения областей видимости).

3.8.2. Динамическая область видимости

Область видимости переменных в таких языках как APL, SNOBOL4 и ранние версии языка LISP является динамической. Динамический обзор данных опирается на последовательность вызова подпрограмм, а не на их пространственную взаимосвязь. Следовательно, область видимости можно определить только во время вы­полнения программы.

Рассмотрим повторно процедуру big из п. 3.8.1. Предположим, что правила динамического обзора данных применимы к нелокальным ссылкам. Значение идентификатора x, к которому обращается подпрограмма sub1, – динамическое, оно не может определяться во время компиляции. В зависимости от последовательности вызовов это значение может относиться к переменной из предыдущего объявления переменной х.

Для того чтобы определить корректное значение переменной x во время выполнения программы, можно начать его поиск среди локальных объявлений. Этим же способом начинается поиск и при статическом обзоре данных, правда, на этом их сходство закан­чивается. При неудачном завершении поиска среди локальных объявлений рассматрива­ются объявления динамического родителя, или вызывающей процедуры. Если объявле­ние переменной x не будет найдено и там, то поиск продолжается в динамическом роди­теле этой процедуры, и так далее, пока не будет найдено объявление переменной x. Если оно не будет найдено ни в одном из динамических предков, то это будет ошибкой перио­да выполнения программы.

Рассмотрим две различные последовательности вызовов процедуры sub1 в указанном примере. Предположим, что в первом случае процедура big обращается к процедуре sub2, которая вызывает процедуру subl. При этом поиск перейдет от локальной процедуры subl к вызывающей ее процедуре sub2, в которой находится объявление переменной x. Таким образом, в данном случае обращение к переменной x в процедуре subl будет обращением к переменной x процедуры sub2. Пусть теперь во втором случае про­цедура subl вызывается непосредственно из процедуры big. При этом динамическим родителем процедуры subl является процедура big, и обращение будет направлено к переменной x, объявленной в процедуре big.

Воздействие динамического обзора данных на программирование значительно. Кор­ректные атрибуты нелокальных переменных, видимые операторам программы, невоз­можно определить статически. Опе­ратор подпрограммы, содержащей ссылки на нелокальные переменные, во время раз­личных вызовов этой подпрограммы может обращаться к различным нелокальным переменным. Некоторые проблемы программирования связаны непосредственно с дина­мическим обзором данных.

Во-первых, в период между вызовом подпрограммы и ее завершением в ней видны все локальные переменные вызывающей подпрограммы (и всех ее динамических предков), вне за­висимости от их близости. От такой общедоступности локальных перемен­ных нет защиты. Подпрограммы всегда выполняются в непосредственной среде вызы­вающей программы; следовательно, использование динамического обзора данных поро­ждает менее надежные программы, чем использование статического обзора.

Второй проблемой, связанной с динамическим обзором данных, является невозмож­ность статической проверки типов при обращении к нелокальным переменным. Это про­исходит из-за невозможности статически определить объявление переменной, на кото­рую ссылаются как на нелокальную.

Использование динамического обзора данных также затрудняет чтение программ, по­скольку для определения нелокальных переменных, на которые имеются ссылки, должна быть известна последовательность вызова подпрограмм. Если программу читает человек, то определить последнее практически невозможно.

Также отметим, что обращение к нелокальным переменным в языках с дина­мическим обзором данных происходит значительно медленнее, чем обращение в языках со статическим обзором.

С другой стороны, у динамического обзора данных есть и достоинства. В некоторых случаях параметры, передаваемые от одной подпрограммы к другой, являются простыми переменными, определяемыми в вызывающем модуле. В языках с динамическим обзо­ром данных не требуется передачи ни одной из этих переменных, поскольку все они не­явно видимы в вызываемой подпрограмме.

Причины более широкого распространения статического обзора данных состоят в том, что программы на языках со статическим обзором данных легче чи­тать, они надежнее и выполняются быстрее, чем аналогичные программы на языках, ис­пользующих динамический обзор. Именно поэтому в большинстве современных диалектов языка LISP динамический обзор данных был заменен статическим.

Понятие и виды учетов

Учет - это наблюдение, измерение (подсчет) и регист­рация количественных и качественных параметров социаль­но-экономической стороны жизни общества. Хозяйственный учет представляет собой информационную систему управле­ния хозяйствующим субъектом и является разновидностью хозяйственного контроля.

Основной целью хозяйственного учета является фор­мирование качественной и своевременной информации о финансово-экономической деятельности предприятия, необходимой для управления и становления рыночной эко­номики, подготовки, обоснования и принятия правомерных управленческих решений на различных уровнях.

Для обеспечения контроля деятельности предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности и принятия оптимальных управленческих решений в инте­ресах личности, общества и государства существуют различ­ные виды учета: статистический, оперативно-технический, бухгалтерский, а также сравнительно новые виды: налого­вый, управленческий и страховой учет.

Статистический учет представляет собой целенаправ­ленное наблюдение, подсчет и регистрацию количества однородных массовых явлений и процессов в обществе для раскрытия их качественного состояния. Статистика при­меняется как в экономике, праве, так и в других областях общественной жизни, в частности в сфере борьбы с пре­ступностью (правовая статистика), в демографии (перепись населения), социологии и т.д.

Основу статистического учета в районе, области, респуб­лике составляет статистическая отчетность отдельных пред­приятий и организаций, характеризующая эффективность использования ими материальных ресурсов.

Оперативно-технический учет ведется в организациях и на местах производства с целью наблюдения, подсчета и регистрации отдельных хозяйственных операций (на­пример, наблюдение и подсчет выпущенной продукции в цехах мясоперерабатывающей промышленности, учет диспетчером километража пробега автомашины за рабочий рейс и т.д.). Этот учет осуществляется в различных изме­рителях: в натуральных единицах (километр, метр), каче­ственном (сорт, процент выработки) и денежном выраже­нии. Сведения об операциях отражаются в произвольной форме в различных книгах, журналах регистрации.

Оперативно-технический учет имеет существенное значение при доказывании фиктивности хозяйственной операции, так как зафиксированные в нем данные могут не совпадать с данными бухгалтерского учета. Например, количество товарно-материальных ценностей, отпущенных по накладным, может не соответствовать данным журнала, в котором регистрируются сведения о выпуске с предприя­тия автотранспорта, загруженного товаром.

Бухгалтерский учет (от нем. Buchhaltung — бухгалтерия, счетоводство) отличается от других видов учета своими обязательными, нормативно-определенными признаками и характеристиками: это непрерывное, сплошное, доку­ментальное отражение хозяйственных средств, их источни­ков и хозяйственных процессов в денежном выражении.

Бухгалтерский учет (п. 1 ст. 1 Закона № 129) представ­ляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об иму­ществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Рассмотрим более детально элементы определения бух­галтерского учета.

Упорядоченная система в бухгалтерском учете означает применение ряда специфических методологических прие­мов, образующих целостность и единство. Данная система основана на Плане счетов, который является систематизи­рующим перечнем счетов бухгалтерского учета, позволя­ющих осуществлять учетные процессы.

Сбор, регистрация и обобщение информации предпо­лагают составление первичных документов и фиксацию хозяйственных операций, отраженных в них, для последу­ющей ее группировки на счетах бухгалтерского учета, а за­тем в бухгалтерской отчетности.

Для обобщения разнообразной информации использует­ся денежное выражение. Оно является основным измерите­лем в бухгалтерском учете. Любая хозяйственная операция имеет денежное выражение в рублях и копейках. Кроме того, в бухгалтерском учете применяются натуральные (килограмм, метр, штук и т.д.) и трудовые, или условно - натуральные (час, рабочий день, месяц, год), измерители. С помощью натуральных измерителей осуществляется кон­троль сохранности материальных ценностей, определяются объемы производства, реализации продукции, количество полученных или отпущенных материальных ценностей. Трудовые измерители позволяют определить затраченные время и труд. На их основе формируются задания, рассчи­тывается производительность труда, начисляется зарплата и иные выплаты, контролируется норма выработки рабо­чими. Трудовые и натуральные измерители тесно связаны с денежным измерителем.

К имуществу организаций относятся материальные цен­ности и денежные средства, которые находятся в их соб­ственности.

Бухгалтерскому учету подлежат также и обязатель­ства, лежащие на организации, относительно полученных от других организаций ценностей. Законодательное поня­тие обязательства содержится в п. 1 ст. 307 ГК РФ. Однако определение обязательства в бухгалтерском учете значи­тельно уже, чем в гражданском законодательстве, и включа­ет в себя средства, которые вложены собственниками в свое предприятие, и то увеличение суммы этих средств, которое могло произойти в результате хозяйственной деятельно­сти, долги организации другим хозяйствующим субъектам, займы, кредиты, обязательства по выданным векселям, вну­тренние расчеты.

Под сплошным учетом всех хозяйственных операций понимается обязательный учет всего имущества, продук­ции, денежных средств, задолженностей и т.д.

Под непрерывным учетом всех хозяйственных операций следует понимать постоянную, без пропусков, фиксацию всех совершаемых хозяйственных операций в документах установленной формы. Хозяйственные операции опреде­ляются как факты предпринимательской и иной деятель­ности, оказывающие влияние на имущественное и финан­совое положение организации, т.е. на состояние имущества, обязательств и величины финансовых результатов.

К основным функциям бухгалтерского учета относятся:

1) контрольная - позволяет определить достижение организацией целей бухгалтерского учета и выполнение его задач. Функция контроля финансовых отношений проявляется в деятельности работников учетного аппара­та, контрольно-ревизионных служб, банков, аудиторских фирм, налоговых инспекций;

2) информационно-аналитическая - предусматривает своевременное поступление экономической информации и ее обработку для обеспечения результативности управ­ления хозяйствующим субъектом. Кроме того, для реаль­ной оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия, а также выявления доступных источников и средств для их мобилизации персоналом осуществляет­ся анализ экономической информации. Анализ позволяет изучить перспективы развития организации, вскрыть недо­статки, наметить пути совершенствования хозяйственной деятельности;

3) обеспечение сохранности собственности - предусмат­ривает технические и организационные мероприятия, на­правленные на предотвращение хищений, растрат, халат­ности, совершаемых работниками организации.

Эффективное выполнение данной функции зависит:

— от наличия специализированных складских помеще­ний, оснащенных средствами охраны;

— совершенствования самой системы учета, применения обоснованных методов выявления недостач, растрат, хище­ний, порчи имущества;

— использования автоматизированных средств для сбо­ра, обработки и передачи информации;

— правильной организации проведения инвентаризации;

— своевременных проверок весоизмерительного обору­дования.

Контрольная функция бухгалтерского учета не реали­зуется в случаях искажения данных бухгалтерского учета. Это может произойти умышленно путем внесения подлогов в учетные документы или из-за случайных ошибок.

Наряду с перечисленными видами учета в настоящее время выделяют налоговый учет. Теоретически его можно определить как систему сбора, фиксации и обработки хо­зяйственной и финансовой информации, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств платель­щика и контроля за выполнением этих обязательств.

В ряде зарубежных стран существуют две модели вза­имодействия систем бухгалтерского и налогового учета. В первой модели бухгалтерский учет и налоговый факти­чески совпадают (Бельгия, Испания, Швеция). Во второй предполагается параллельное функционирование бухгал­терского и налогового учетов как двух самостоятельных видов деятельности (Англия, США, Канада и др.).

В России обязанность ведения налогового учета закреп­лена в гл. 25 НК РФ. Однако, в отличие от бухгалтерского учета, он не имеет жесткой законодательной регламента­ции. В соответствии со ст. 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, налоговые и иные органы не вправе устанавливать для на­логоплательщиков обязательные формы налогового учета.

Управленческий учет получил интенсивное развитие в последние годы. Однако его применение существенно ограничивается масштабами и спецификой осуществления хозяйственной деятельности. Данный вид учета регламен­тируется локальными подзаконными актами отдельных предприятий. Основными потребителями информации управленческого учета являются представители различных уровней внутреннего управления (руководители, менедже­ры организации). Его специфика проявляется в отсутствии ограничений в выборе системы измерителей, произвольном составлении отчетности и сильной зависимости от целей управления предприятием. Этот вид учета наиболее часто используется для планирования, прогнозирования и кон­троля за деятельностью организации.

Страховой учет предусматривает регистрацию отно­шений хозяйствующего субъекта с органами социального, имущественного и других видов страхования. По своему содержанию он представляет конгломерат оперативного и бухгалтерского учетов с определенной спецификой учета выплат по страховым случаям отчислений на государствен­ное и негосударственное страхование, расчеты оптималь­ных схем страхования и т.п.


2. Организация бухгалтерского учета и контроля на предприятии

Организация бухгалтерского учета - это научно обос­нованная система выполнения условий и элементов по­строения учетного процесса в целях получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельно­сти организации и осуществления контроля за рациональ­ным использованием трудовых, производственных и фи­нансовых ресурсов.

Организация учета на предприятии является важнейшей частью ее учетной политики, организационной основой ко­торой выступает комплекс мер и мероприятий по построе­нию всей структуры бухгалтерской службы и определению ее места в системе управления предприятием.

Бухгалтерский учет своей хозяйственной деятельности должны вести все юридические лица (организации, пред­приятия, учреждения) независимо от организационно- правовой формы. Физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, ведут учет своих доходов и расходов в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Основными предпосылками рациональной организации ведения бухгалтерского учета являются:

— изучение положений, указаний, инструкций и других документов, регламентирующих ведение учета, отчетность, а также организационные и производственные особенности предприятия;

— определение объема и характера учетной работы;

— установление структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями (структурными подразде­лениями) предприятия.

В соответствии с законодательством о бухгалтерском учете ответственность за организацию бухгалтерского уче­та и соблюдение законодательства при выполнении хо­зяйственных операций несут руководители организации. Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить не­укоснительное выполнение всеми структурными подразде­лениями и службами, работниками организации, имеющи­ми отношение к учету, требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета докумен­тов и сведений.

Руководители организаций могут в зависимости от объ­ема учетной работы (п. 2 ст. 6 Закона № 129):

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное под­разделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтер­ского учета централизованной бухгалтерии, специализиро­ванной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением хозяйствующего субъекта. Ее возглавляет главный бухгалтер (старший бухгалтер), имеющий в под­чинении бухгалтерских и счетных работников, которые мо­гут специализироваться на отдельных направлениях учет­ной работы.

Штатная численность бухгалтерии зависит от размеров предприятия, объемов выпускаемой продукции, объемов учетно-отчетных работ и их сложности, численности рабо­тающих и уровня автоматизации учета.

Наиболее простая структура бухгалтерии в небольших организациях. Здесь работа распределяется между испол­нителями, как правило, без учета специализации по кон­кретным участкам деятельности.

На крупных и средних предприятиях возникает необхо­димость деления бухгалтерии на определенные части (от­делы, секторы, группы):

1) расчетный отдел (группа), в котором на основании первичных документов выполняются все расчеты по зара­ботной плате, осуществляется контроль за использованием фонда оплаты труда и фонда потребления, ведется учет рас­четов по отчислениям на социальное страхование и обеспе­чение, в Пенсионный фонд РФ, фонд занятости и др.;

2) материальный отдел (группа), который ведет учет по­ступления материальных ценностей, расчетов с поставщи­ками материалов, поступления и расходования материалов по местам их хранения и использования и т.д.; учет основ­ных средств, малоценных и быстроизнашивающихся пред­метов и готовой продукции;

3) производственный отдел (группа), работники кото­рого ведут учет затрат на все виды производств, калькули­руют фактическую себестоимость выпускаемой продукции, определяют состав затрат на незавершенное производство;

4) общий отдел (группа), работники которого осущест­вляют учет остальных операций, ведут Главную книгу и со­ставляют бухгалтерскую отчетность.

Кроме того, в бухгалтерии могут, в зависимости от специ­фики производства, выделяться дополнительные подраз­деления. Например, если организация осуществляет капи­тальные вложения, вводится подразделение, занимающееся учетом затрат на строительство и приобретение основных средств и составлением отчетности по капитальным вло­жениям. На крупных предприятиях и в производственных объединениях в центральной бухгалтерии выделяются самостоятельные структурные подразделения по отдель­ным производствам, выполняющие полный цикл учетных работ на правах самостоятельной бухгалтерии. При такой комбинированной организации структуры бухгалтерии права главного бухгалтера передаются руководителям под­разделений бухгалтерий, которые самостоятельно органи­зуют и осуществляют бухгалтерский учет в пределах уста­новленной компетентности.

Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объе­ма учетной работы и наличия технических средств учета. В настоящее время сложились четыре основных типа ор­ганизации структуры бухгалтерий: линейная (иерархиче­ская), по вертикали (линейно-штабная), функциональная и комбинированная.

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. При­менение такой структуры оправдано в небольших органи­зациях с численностью аппарата до 5-9 человек.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (группы, от­делы, секторы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Распоряжения главного бухгалтера в этом случае передают­ся старшим бухгалтерам соответствующих отделов, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют вы­полнение работ. Данная структура бухгалтерии применяет­ся в средних и некоторых крупных организациях.

Функциональная организация структуры бухгалтерии предусматривает распределение труда между работниками и выполнение каждым из них однородных операций. При подобной организации один работник может выполнять ра­боту с первичными документами, второй ведет учетные ре­гистры на основании обработанных документов и т.д. Это способствует сокращению затрат и рабочего времени, а так­же усилению контроля за деятельностью бухгалтерского аппарата.

Комбинированная организация структуры бухгалтерии применяется на крупных предприятиях и в производствен­ных объединениях. В данных хозяйственных структурах по отдельным производствам, циклам и цехам могут вы­деляться самостоятельные бухгалтерии. При такой орга­низации учета правами главного бухгалтера наделяются руководители подразделений бухгалтерий, которые сами осуществляют бухгалтерский учет в пределах установлен­ной компетенции.

На крупных предприятиях может иметься должность бухгалтера-ревизора. В соответствии со своими должност­ными обязанностями он осуществляет на основании дей­ствующего законодательства, инструкций и положений плановые, а по специальным заданиям документальные ревизии хозяйственно-финансовой деятельности пред­приятий, а также подразделений, находящихся на само­стоятельном балансе, своевременно оформляет результаты ревизии и представляет их в соответствующие инстанции для принятия мер.

В состав бухгалтерии входит кассир, который в соот­ветствии с должностными обязанностями: осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением пра­вил, обеспечивающих их сохранность; получает по оформ­ленным в соответствии с установленным порядком доку­ментам денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов; ве­дет на основе приходных и расходных документов кассо­вую книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком, составляет кассовую отчетность. В части учета материальных ценностей в тесном контак­те с бухгалтерией работают заведующие складами. Несмо­тря на то что складское хозяйство предприятия не входит в структуру бухгалтерии, склады подчиняются отделу снаб­жения или отделу сбыта. Заведующий складом обязан вы­полнять все требования бухгалтерии, касающиеся ведения учета складских операций, соблюдения правил оформле­ния и сдачи приходно-расходных документов, составления установленной отчетности.

С кассирами, кладовщиками и иными материально от­ветственными лицами администрация организации в целях обеспечения сохранности вверенных материальных ценно­стей заключает договор о полной индивидуальной матери­альной ответственности.

В договоре прямо записано, что в случае необеспечения по вине работника сохранности вверенных ему материаль­ных ценностей определение размера ущерба, причиненного предприятию, и его возмещение производятся в соответ­ствии с действующим законодательством.

Бухгалтерия (на крупных предприятиях — финансовый отдел) организует экономическую деятельность предприя­тия, направленную на обеспечение финансовыми ресурса­ми, сохранности и эффективного использования основных фондов и оборотных средств, своевременности платежей в федеральный и местные бюджеты, поставщикам и учреж­дениям банков. Отдел также разрабатывает проекты пер­спективных и годовых финансовых и кассовых планов, кредитных заявок, участвует в подготовке проектов планов реализации продукции, плановых заданий по прибыли и на­логу с оборота, повышению рентабельности производства.

Особое значение в организации контроля на предприя­тии отводится внутреннему контролю, который обеспечи­вает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. Среди многочислен­ных субъектов внутреннего контроля (административно- управленческий персонал, ревизионные комиссии, службы экономической безопасности, внутренние аудиторы и др.) особая роль отводится главным бухгалтерам.

В соответствии с п. 11, 12 Положения о главных бухгал­терах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 г. № 59 (с учетом решения Вер­ховного Суда РФ от 17 апреля 2002 г.), главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих подразделе­ний и служб обязан контролировать:

а) соблюдение установленных правил оформления при­емки и отпуска товарно-материальных ценностей;

б) правильность расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;

в) соблюдение установленных правил проведения ин­вентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обяза­тельств;

г) взыскание в установленные сроки дебиторской и по­гашение кредиторской задолженностей, соблюдение пла­тежной дисциплины;

д) законность списания с бухгалтерских балансов не­достач, дебиторской задолженности и других потерь.

При наличии в составе объединения, предприятия, орга­низации, учреждения самостоятельной финансовой службы на главного бухгалтера возлагаются обязанности по учету финансовых, расчетных и кредитных операций и контролю законности, своевременности и правильности оформления этих операций.

В случае обнаружения незаконных действий должност­ных лиц (приписки, использование средств не по назначе­нию и другие нарушения и злоупотребления) главный бух­галтер докладывает об этом руководителю объединения, предприятия, организации, учреждения для принятия мер (п. 13 Положения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: