Вопрос 5. Смысл жизни человека

Как писал французский философ – экзистенциалист А. Камю, есть только один фундаментальный философский вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой? Каждая философская система, обосновывая определенные ценности, предлагает свою версию ответа на вопрос о цели и смысле жизни. Проблема смысла жизни возникает из осознания человека своей смертности. Человек – единственное существо, которое знает о границах своего существования. На фоне смерти ценность жизни и ответственность за нее осознаются еще более отчетливо. Философия не занимается подробным конструированием смысла жизни, но она обнаруживает эту проблему и предполагает спектр ее решений.

Всё многообразие ответов на вопрос о смысле жизни можно объединить в две группы: религиозные и светские версии. Религия и религиозная философия связывают смысл бытия человека с Богом, к которому нужно стремиться избавляясь от греховности, преодолевая в себе всё земное, мирское (страсти, желания, греховные помыслы и т.п.). Они рассматривают земную жизнь как этап подготовки к вечной жизни в потустороннем мире. Религиозный смысл жизни заключается в служении Богу, выполнении религиозных заповедей, приготовлении к переходу в вечность. Земная жизнь сама по себе оказывается лишенной смысла. Она дана человеку в качестве испытания. Для того, кто выдержит испытание, изготовлено бессмертие в потустороннем мире. Религиозная цель жизни - спасение бессмертной души.

Светская философия отрицает идею Бога, отказывается от поиска смысла жизни в другом, неземном мире, но при этом:

· либо подчиняет индивидуальную жизнь служению великим, общечеловеческим целям прогресса человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости;

· либо пытается обнаружить смысл в самой жизни, т.к. человек – сам хозяин своей судьбы, его сознание и воля позволяют обрести твердые основы для своей жизни без обращения к потусторонним и надличностным силам. В рамках этой версии можно привести два примера:

а) некоторые современные русские философы, а вслед за ними и многие граждане считают, что смысл жизни состоит в том, чтобы посадить дерево, воспитать ребенка и построить дом. И это не примитивный ответ. Требование посадить дерево означает сохранить единство человека природой, с естественной средой своей жизни, к которой он принадлежит. Высказывание «воспитание ребенка» выражает закономерность продолжения человеческого рода, воспроизводства человека как индивида и личности. Строительство дома символизирует воспроизводство культуры общества – той «второй природы», в которой и осуществляет свою жизнедеятельность человек;

б) экзистенциалисты считают человека временным, конечным существом, предназначенным для смерти. Особенно хорошо это видно в пограничных ситуациях – предельных жизненных обстоятельствах, в которых наиболее ясно проявляется осознание человеком своей конечности. Пограничными ситуациями они называют переживание смерти близких людей, страдания, болезни, конфликты, подвластность слепым случайностям и т.п. Пограничная ситуация показывает границу возможностей человека, ставит его перед необходимостью принять решение о том, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека в нем абсурдно и бессмысленно. Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философии и до экзистенциалистов: еще в древности афоризм царя Соломона «Всё суета сует и вечная суета» подчеркивал бессмысленность существования.

Многообразие вариантов ответов на вопрос о смысле жизни свидетельствует о том, что окончательного ответа на него не существует. Каждая эпоха или культура предполагают собственный идеал человека и совершенной жизни и формулируют свой ответ на вопрос о ее смысле и цели. Как только образец исчерпал себя, он неизбежно заменяется другим, появляется новая версия старой темы. В такие переходные эпохи обостряется сознание того, что никакие культурные образцы сами по себе ничего не гарантируют, не существует никаких вечных, раз и навсегда определенных горизонтов и перспектив. Каждому человеку, несмотря на богатство культурного опыта человечества, приходится самостоятельно искать ответ на вопрос о смысле своей жизни.

Контрольные вопросы

1. Как называется раздел философии, который исследует проблему человека?

2. Какова цель философского исследования человека?

3. Что входит в круг вопросов, изучаемых философской антропологией?

4. Объясните слова: биогенез, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез.

5. В чем состоит главная загадка человека?

6. Что в философии понимается под природой человека?

7. Объясните значение понятий: индивид, личность, индивидуальность.

8. Что такое этика и какие вопросы находятся в центре ее внимания?

9. Что общего между моралью и этикой? Чем они отличаются друг от друга?

10. Что входит в систему нравственных ценностей?

11. Какие существуют теории о видах этики? Дайте им характеристику

12. Что такое свобода личности?

13. Расскажите о разных позициях философов по вопросу о свободе личности

14. Почему понятия «свобода» и «ответственность» всегда находятся рядом? Какова связь между ними?

15. Что включает в себя понятие ответственности?

16. Почему в философии нет окончательного ответа на вопрос: «В чем смысл жизни?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: