Вопрос 3. Человек и общество

В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического (природного) и социального (приобретённого в обществе), а также материального и духовного. При анализе этой проблемы философия пользуется такими категориями как: человек, индивид, личность, индивидуальность.

Человек – индивид в единстве природных и социальных, физических и психических, материальных и духовных признаков, с акцентом на природные, физические его стороны.

Индивид – отдельный представитель человека рода, конкретный носитель биологических и социальных качеств, т. е. это биосоциальное существо, продукт природной эволюции и общественных отношений.

Личность – это человек, у которого выделяются, прежде всего, социальные признаки и роли. Если индивидами рождаются, то личностями становятся в процессе социализации, т.е. индивид, живя в обществе, приобретает социальные качества: знания, умения, навыки, нормы и образцы поведения; личность ориентируется в обществе на его ценности, осуществляет общественно – полезную деятельность, выполняет общественные обязанности. Существенной чертой личности является ее личное достоинство, т.е. самоуважение, в основе которого лежит ценностное осмысление своей неповторимости, значимости, личных качеств и возможностей. Кроме того, личность отличается способностью нести ответственность перед собой и обществом за свои поступки и действия. Основными способами выражения достоинства личности являются совесть, честь, долг.

Индивидуальность – это уникальность личности, её неповторимость, проявляющихся в особенностях, не только биологических качеств (внешность, темперамент, особенности мышления, памяти, наличие способностей и т.п), но и социальных (поведение, стиль и образ жизни, общение, деятельность и т.п). Индивидуальность раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности, способ её бытия как субъекта самостоятельной жизнедеятельности.

Определяя сущность человека, философская антропология делает вывод: сущность человека не дана ему заранее, т.е. до его рождения и существования никакими внешними силами – ни природой, ни богами, ни внеземными цивилизациями, но она обусловлена природными и социальными факторами. Она формируется в процессе его деятельности, а также в ходе поведения и общения, реализуется каждым индивидом в конкретной форме. Одно из противоречий человеческого бытия состоит в том, что его родовая сущность может реализоваться в отрицательных формах, например: созидание и творчество может превратиться в разрушительные виды оружия, а разумность – в фанатизм, универсальность и гармоничность – в крайний бюрократизм и примитивность.

Реальность этого противоречия подводит к необходимости выяснения вопросов этики и смысла жизни человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: