Объяснение нового материала

В 552 году предки современных тюркоязычных народов - баш­кир, татар, чувашей, казахов, киргизов, узбеков, алтайцев, хакасов и других на территории реки Орхон (Монголия) и озера Байкал создали своё государство - Тюркский каганат (царство).

В этом государстве появилась и древняя письменность тюрков - так называемое руническое письмо. Руны - вырезанные на дереве, камне буквы алфавита. Ими в далёком прошлом пользовались предки современных скандинавских (шведов, норвежцев) и германских наро­дов. Поскольку тюркские памятники, как и скандинавские, были вы­долблены на каменных плитах, скалах, предметах утвари, их тоже назвали РУНАМИ.

Памятники рунического письма тюрков впервые были обнару­жены в верховьях реки Енисей в 1696-1722 годах С. Ремезовым и Ф. Страленбергом, позже на реке Орхон. Эти памятники назвали Ор- хоно-Енисейскими.

Руническое письмо тюрков состоит из 36 букв, из которых 4 бук­вы (а, ы, о, у) обозначают 8 гласных звуков современного башкирско­го языка (а, э, ы, и, у, у, о, о). Некоторые буквы выражали слитные звуки (лт, нт, нг). Известны несколько групп, или разновидностей, тюркского рунического письма (енисейская, монгольская, алтайская), которыми пользовались разные племенные союзы (хазары, уйгуры, печенеги и т. д).

(Показываю плакат с орхоно-енисейской рунической письмен­ностью.)

992 год считается годом начала принятия башкирами религии ислам. Одновременно с религией башкиры начали пользоваться и арабским письмом. (Показываю плакат с арабским алфавитом.)

А язык священной книги Коран, составленной в 650-656 годах, является классическим образцом арабской письменности. К XIV веку башкиры широко пользовались арабской письменностью. Об этом говорят надгробные камни на арабской графике, сохранившиеся до наших дней. Самыми древними из них считаются надгробный камень на кладбище аула Мавлит Кушнаренковского района и кэшэнэ (мав­золей) Хусейнбека, находящийся в Чишминском районе, относящий­ся к 1342-1343 годам.

Арабское письмо очень своеобразно. Оно пишется и читается справа налево, поэтому и книга начинается как бы с конца.

Арабский алфавит состоит из 28 букв, из них только три буквы являются гласными. В арабском письме каждая буква пишется по- разному в начале, середине и в конце слова. В арабском письме нет заглавных букв. Часто при письме некоторых слов пишутся только согласные буквы. В таких случаях эти слова читаются исходя из со­держания текста по смыслу. Поэтому арабский язык считается одним из трудных языков.

На основе арабского алфавита тюркоязычные народы, в том чис­ле и предки башкир, создали свой письменно-литературный язык, который в народе называется тюрки. ТЮРКИ - это не национальный язык кого-либо, а письменность, которой пользовались почти все со­временные тюркоязычные народы - башкиры, татары, казахи, узбеки, киргизы и т.д.

Письменностью тюрки пользовались, начиная примерно с 12-го века. На этой письменности создана очень богатая башкирская лите­ратура. Классическими образцами этой литературы являются поэма древнебашкирского поэта Кул Гали(1183-1236) «Кисса и Йусуф», многочисленные башкирские шэжэрэ, сказание «Чингизнаме», воз­звания и приказы Салавата Юлаева.

Этой письменностью пользовались в мектебах - на начальной ступени школьного обучения. В мектеб дети поступали с 8-9 лет. Там они осваивали азбуку, заучивали наизусть молитвы, и приступали к чтению Корана. Обучение в мектебе продолжалось около 5 лет. После его успешного окончания ученик мог перейти в медресе - в школу повышенного типа (некоторые из них приравнивались к высшим учебным заведениям). В медресе изучались более сложные предметы: мусульманское законоведение, математика, география, астрономия, арабская философия, языки (в том числе и русский) и литература.

В 18-ом веке количество школ в Башкортостане заметно увели­чилось. В 1720 году было открыто медресе в д. Стерлибашево. К се­редине 1860 года Стерлибашево стало одним из главных центров му­сульманской науки в Европейской России.

Начиная с 1746 года постепенно сформировался комплекс учеб­ных заведений в с. Каргалы близ Оренбурга. В 1870 году в Каргалах действовало 9 медресе, где обучались 500 шакирдов. Здесь учился и башкирский народный сэсэн, собиратель фольклора, драматург Мухаметша Бурангулов.

Хорошей постановкой учебно-воспитательного процесса выде­лялись и медресе в Стерлитамакском, Бирском, Верхнеуральском уездах.

Итак, в Башкортостане сложилась мусульманская система обра­зования, которая обеспечивала потребность края в грамотных людях.

В первой половине 19-го века несколько повысилось школьное об­разование. В начале века существовали Оренбургское главное народное училище с 5-летним курсом обучения и Уфимское, Бирское, Мензелин- ское, Бугурусланское, Бузулукское, Троицкое, Челябинское двухгодич­ные народные училища. Училища в дальнейшем были преобразованы в уездные. В 1828 году в Уфе стала функционировать мужская гимназия с 7-летним курсом обучения, спустя 4 года в Оренбурге - специальное девичье училище для дочерей дворян, купцов, чиновников.

В 1848 году оно было преобразовано в Институт благородных девиц. С 1839 года в Уфе, Бирске, Бузулуке, Мензелинске, Стерлита- маке, Оренбурге, Троицке, Челябинске начали действовать двухго­дичные приходские училища.

Заметную просветительскую роль для башкир сыграли и Неплю- евское народное училище, возникшее в 1825 году в Оренбурге и пе­реименованное в 1844 году в кадетский корпус, и открытый в 1804 году Казанский университет, а также первая Казанская гимназия. В них получали образование в основном дети дворян, офицеров, чинов­ников. Первый учитель Стерлитамакского медресе Кутлубаев тоже закончил Казанский университет. К середине 40-х годов 19-го века в кадетском корпусе обучалось около 60 детей нерусской национально­сти. В том числе 30 детей башкир и мишарей. В 1828-1907 годах его окончили 79 башкир и мишарей. Восточные языки преподавали баш­киры Салихъян Кукляшев и Мирсалих Бикчурин.

Начиная с 1836 года в Казанском университете, а также в Казан­ской гимназии отводилось 20 вакантных мест для башкир.

В крае были известны казённые и частные горно-заводские шко­лы (Миасская, Златоустская - казённые, Верхоторская, Благовещен­ская - частные).

В течение столетий книжная или старотюркская письменность претерпевает изменения. В 19-ом веке предпринимаются настойчи­вые попытки приблизить письменность к разговорному языку баш­кир. Целенаправленно работал в данном направлении преподаватель Неплюевского кадетского корпуса Мирсалих Бикчурин. В 1859 году он публикует пособие, готовит «Азбуку» для детей башкир. Под ру­ководством Катаринского В.В.(1846-1902). В 1892 и 1898 годах выхо­дит «Букварь для башкир». Им пользовались как учебным пособием в русско-башкирских школах.

Заметный след в истории башкирского просвещения оставил Бессонов А.Г. (1848-1917). Его «Букварь для башкир» (1907) сыграл важную роль в обучении детей грамоте на родном языке. Особая страница в истории формирования письменности на основе разговор­ного языка принадлежит Кулаеву М. 0.(1873-1959). Он целеустрем­лённо работал над созданием башкирского алфавита на основе рус­ской графики и в 1912 году опубликовал пособие «Основы звукопроизношения и азбука для башкир» (показываю на плакате).

Примерно с конца 19-го века башкиры пользовались татарским литературным языком также на арабской графике. Произведения многих башкирских писателей (М. Акмулла, М. Уметбаев, С. Якши- гулов, М. Гафури, Ш. Бабич, Д. Юлтый, А. Тагиров и др.) да 1924 года были написаны и печатались на татарском литературном языке. На основе арабского алфавита в 1924 году была создана письмен­ность на национальном башкирском языке, которая просуществовала по 1929 год. В эти годы на башкирском языке арабскими буквами печатались учебники, газеты, журналы, художественная литература. (Показываю алфавит «Искэлеп»)

С 1929 по 1940 год башкирская письменность была на основе латинской графики (показываю алфавит), ас 1941 года башкиры пользовались кириллицей, т. е. современным русским алфавитом (по­казываю алфавит).

- Исходя из всего рассказанного, подумайте и скажите, к чему стремились башкиры с давних времён? (К знаниям, к учению на род­ном языке.)

Об этом писал выдающийся башкирский поэт - просветитель М. Акмулла (он учился в Стерлибашевском медресе):

Башкиры, всем нам нужно просвещение!

Невежд немало, редкость - обученье.

Страшней медведя-шатуна - незнанье –

Усилим, братья, к знанию влеченье!

Сложением шести и единицы

Десятки, как ни бейся, не добиться,

Смещением стрелок время не ускорить,

Без помощи наук мечтам не сбыться.

(Отрывок из стихотворения «Башкиры мои, надо учиться» рас­сказывает ученик)

Наши односельчане тоже не отставали в образовании от своих сверстников из других районов и деревень. В 20 веке двое наших од­носельчан окончили Казанский институт. Один из них - первый учи­тель с высшим образованием в нашем селе Маннанов Абдрахман Сабурович (показываю фотографию).

О необходимости получения знаний народ говорит в своих по­словицах и поговорках.

32) Какие пословицы об учении мы знаем?

Ученье - свет, неученье - тьма.

Ученье - путь к уменью.

Возьми книгу в руки - не будет скуки.

Без букв и грамматики не учатся и математике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: