История лизинговых сделок

Сущность ли­зинговой сделки была известна и во времена Аристотеля. Так, именно у него один из трактатов назван: «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». Другими словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое-либо имущество, достаточно иметь право пользоваться каким-либо имуществом, чтобы получать доход. Арендные же сделки (лизинговые) были известны и до Ари­стотеля.

В книге «Школа европейского лизинга», например, отмеча­ется, что лизинговые сделки заключались еще в древнем госу­дарстве Шумер и датируются примерно 2000 г. до н. э., о чем свидетельствуют глиняные таблички, найденные в 1984 г. в шу­мерском городе Ур, содержащие сведения об аренде сельхозорудий, земли, водных источников, волов и т. д.

Английский историк Т. Кларк обнаружил несколько поло­жений о лизинге в Законах Хаммурапи, принятых между 1775— 1750 гг. до н. э., статьи которых обстоятельно и скрупулезно рассматривали все случаи аренды и нормы арендной платы, ус­ловия залога имущества. Римскому праву также был известен комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без права собственности. Эти отношения отражались как в договорном, так и в вещном праве. Лизинг в древности не был ограничен арендой каких-либо конкретных типов собственно­сти, арендовалась не только сельскохозяйственная техника и ремесленное оборудование, но даже военная техника.

Первое документальное упоминание о практически прове­денной лизинговой сделке относится к 1066 г., когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова.

В Англии на протяжении столетий аренда движимого иму­щества согласно Английскому поземельному закону признава­лась неправомочной. Одним из первых нормативных актов, ре­гулирующих отношения, схожие с лизинговыми, в Великобри­тании был Закон (Устав) Уэльса 1284 г. (Statute of Wales). В 1572 г. в Великобритании был принят законодательный акт, раз­решающий использовать действительный, а не мнимый лизинг, т.е. законными признавались арендные договоры, предписывае­мые на разумных основаниях.

В начале XX в. в Великобритании в связи с развитием про­мышленности, увеличением производства различных видов обо­рудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транс­порта и каменноугольной промышленности.

В США первый зарегистрированный арендный договор пер­сональной собственности появился в начале XIII в., когда члены гильдии получили по нему в аренду лошадей, фургоны и коля­ски. В дальнейшем рост лизинговой активности здесь опреде­лялся, как и в Великобритании, развитием железнодорожного транспорта.

Первое известное упоминание термина «лизинг», как пишет австрийский исследователь В. Хойер в своей книге «Как делать бизнес в Европе», относится к 1877 г., когда в США телефонная компания «Белл» приняла решение не продавать свои телефон­ные аппараты, а сдавать их в аренду, т.е. устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы.

Во время Второй мировой войны правительство США ак­тивно использовало так называемые контракты с фиксирован­ной рентабельностью (cost — plus contracts). Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам.

В это же время стал быстро расти лизинговый бизнес, свя­занный с транспортными средствами. В 30-е гг. Г. Форд эффек­тивно использовал аренду для расширения сбыта своих автомо­билей. Однако «законным отцом» автомобильного лизингового бизнеса считается 3. Фрэнк — торговый агент из Чикаго, кото­рый в начале 40-х гг. первым предложил долгосрочную аренду автомобилей.

В Россию понятие «лизинг» пришло во время Второй миро­вой войны, когда в 1941—1945 гг. по leand-lease осуществлялись поставки американской техники.

Однако настоящая революция в арендных отношениях про­изошла в Америке в начале 50-х гг. В аренду стали массово сда­ваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т. д. Правительство США, по достоинству оценив это явление, оперативно разрабо­тало и реализовало государственную программу его стимулиро­вания. И первым акционерным обществом, для которого ли­зинговые операции стали основным видом деятельности, стала созданная в 1952 г. в Сан-Франциско американская компания «United States Leasing Corporation», основанная Г. Шонфельдом. Коммерческие банки США начали принимать участие в лизин­говых операциях в начале 60-х гг.

Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить серединой 1989 г., что бы­ло связано с переводом предприятий на арендные формы хозяй­ствования. Первым шагом в формировании правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных рес­публик об аренде от 23 ноября 1989 г. № 810-1 и письмо Гос­банка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270 «О плане счетов бух­галтерского учета», в котором был представлен порядок отраже­ния лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих

банков способствовало внедрению лизинговых операций в бан­ковскую практику.

Российские лизинговые компании начали образовываться с середины 1990 г. В октябре 1994 г. была создана Российская ас­социация лизинговых компаний «Рослизинг». А в 1<?94 г. «Рослизинг» стал корреспондентским членом Европейской фе­дерации ассоциаций лизинговых компаний «LEASEUROPE».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: