Религиоведение как наука и учебная дисциплина

Каждый человек в процессе своей жизни стремится к достижению своей главной цели, своего собственного смысла жизни. Теолог и философ средневековья Фома Аквинский утверждал: «В каждой душе живет стремление к счастью и смыслу». Этот его собственный смысл связывается с более глобальными вопросами, с вопросами об общих представлениях о существовании мира и человека.

Многие науки гуманитарного цикла занимаются исследованиями мира, ставя перед собой цель приблизиться к пониманию бытия.

Курс «Религиоведения» представляет собой составную часть цикла гуманитарных общественных дисциплин. Его изучение дает возможность познать и осмыслить такое сложное социальное явление как религия в различных аспектах ее проявления. Раскрыть причины возникновения и существования религии, ее структуры, верований и культов. Курс религиоведения знакомит с основными ранними, национальными, мировыми и нетрадиционными религиями, отдавая преимущество религиозным направлениям, которые, так или иначе, проявили свое влияние на религиозную ситуацию в Украине. Курс направлен на помощь в осмыслении влияния религиозного фактора на процессы культурного развития человечества.

Религиоведение – гуманитарная наука, которая исследует общественно-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с политическими, экономическими, духовными системами общества, особенности их влияния на верующих.

Как самостоятельная отрасль науки религиоведение возникло во второй половине ХІХ столетия. Это было обусловлено тем, что большой объем теоретического и эмпирического материала о разнообразных религиозных направлениях, культах, обрядах, исследование религии как феномена духовной жизни вызывали необходимость более тщательного и внимательного рассмотрения воздействия религиозных компонентов на жизнь человека. Таким образом, на стыках философии и теологии, психологии и социологии, антропологии и этнографии, археологии, языковедения, сравнительной мифологии и фольклористики возникает новое направление в научных исследованиях – религиоведение.

Непредубежденные исследования религии во времена появления религиоведения как науки и учебной дисциплины вызывали отрицательную реакцию со стороны теологов и некоторых ученых, которые опасались, что возникнет угроза для ревизии религиозных ценностей и, прежде всего, христианских. Тем не менее, интерес европейской общественности к религиоведческой проблематике увеличивал желания людей с научных позиций подойти к анализу иррациональных элементов человеческого сознания, что и оказало содействие на дальнейшее развитие религиоведения.

В 70-х годах ХІХ века историю и философию религии стали преподавать в самых известных университетах Англии, Голландии, Германии, Франции и Италии. С начала ХХ века религиоведение сформировало новые, относительно самостоятельные, дисциплины: философию религии, историю религии, психологию религии, социологию религии. В это же время был окончательно сформирован круг исследовательских проблем, как для самого религиоведения, так и для религиоведческих дисциплин.

Сейчас религиоведение существует как самостоятельная научная дисциплина, которая используется не только светскими учеными, но и теологами и религиозными ортодоксами. Религиоведение как самостоятельная дисциплина имеет свой предмет, собственную структуру и собственный круг исследовательских приемов.

Предмет религиоведения. Предметом религиоведения являются объективные закономерности возникновения, становление и развития религий, их функционирования, структуры и разнообразные феномены, взаимосвязь и взаимодействие религии с другими областями знаний.

Согласно представленному определению предметом исследования в религиоведении есть теоретико-научный поиск главных качественных черт, присущих различным религиозным образованиям. Для тщательного, комплексного и более совершенного рассмотрения предмета религиоведения используются два направления исследований:

· теоретическое направление – рассматривает философские, социологические и психологические аспекты религиозного влияния на жизнь как отдельного человека, так и общества в целом;

· историческое направление изучает историю возникновения, эволюцию, взаимовлияние и взаимосвязь отдельных религий, религиозных верований и культов.

Структура религиоведения. Как наука религиоведение включает в себя отдельные области гуманитарного знания, которые объединяются в единую структуру, а именно:

· философия религии – включает основные религиозно-философские идеи, философские понятия и философское толкование религии как явления;

· история религии – представляется как базовая составляющая, которая аккумулирует знания от возникновения религиозных культов вплоть до современных религиозных течений и направлений;

· психология религии – исследует психологические стороны влияния религии на сознание как отдельного человека, так и общества в целом;

· социология религии – рассматривает место религии в системе социальных связей и анализирует ее влияние на различные социальные группы;

· футурология религии – занимается перспективами развития религии в будущем;

· религиозная антропология – изучает человека в религиозном миросозерцании;

· религиозная культурология – стремится понять взаимовлияние религии и искусства;

· география религии – аккумулирует и систематизирует знания о территориальной организации различных религий в их исторической смене.

В отдельности, но в границах единой структуры, мы должны поставить свободомыслие или вольнодумство - как противовес религиозным образованиям в различные времена их существования. Здесь же можно выделить атеизм, как высшую форму проявления вольнодумства и отказ от религиозных воззрений как таковых.

Исследовательские методы в религиоведении. Религиоведение использует самые разнообразные методы познания: общефилософские, общенаучные, социологические, теоретические и эмпирические. Применяются также специальные религиоведческие методы: генетический, исторический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, социологический, типологический, каузальный, философско-логический. Использование этих разнообразных методов имеет смысл только при условиях соблюдения таких методологических принципов: принцип объективности, антропологический принцип, принцип толерантности и терпимости, принцип правового обеспечения свободы совести.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: