Предмет, основной вопрос и социальные функции философии

Главное свойство гормонов заключается в том, что они действуют на определенные органы или клетки в ничтожно малых количествах. Органы, на которые действуют гормоны, называют органами-адресатами данного гормона или органами-мишенями.

Другое свойство гормонов заключается в том, что после своего действия гормон разрушается. Благодаря этому создается возможность для следующих гормональных воздействий. Если бы предшествующие порции гормонов не разрушались, последующие не могли бы действовать. Но если гормоны непрерывно разрушаются, то они должны непрерывно вырабатываться в течение всей жизни, что и происходит в здоровом организме. Изменение активности желез внутренней секреции и нарушение их функций приводит к серьезным расстройствам.
Эндокринная система, железы внутренней секреции: эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники; железы смешанной секреции: поджелудочная железа, половые железы; железы внешней секреции; нейрогормоны.

1. Из заданного списка выпишите в левый столбик названия желез внешней секреции, в средний — названия желез смешанной секреции, в правый — названия желез внутренней секреции. Сальные железы, железы желудка, поджелудочная железа, гипофиз, половые железы, щитовидная железа, надпочечники, молочные железы.
2. Известно, что ферменты, гормоны и витамины являются биологически активными веществами. В чем же разница между ними?

Предмет, основной вопрос и социальные функции философии

Слово философия древнегреческого происхождения. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» - люблю и «софия» - мудрость, и означает «любовь к мудрости», введено Платоном.

Виды Любви:

-агапа - (дружеская)

-эрос - (сексуальная любовь)

-энтузиазм - (одержимость человека)

-филео (сверх чувственная, отстранённая от земных проблем)

Философия – обожение, воплощение божественного в человеке.

В начале ф-фия была нерасчлененная система знаний. Ф. учение не дифференцировалось на отдельные отрасли знания, включала в себя всю совокупность знаний о мире (математических, географических, исторических, медицинских и др.). Ф. являла собой натурфилософию – Ф. природы. По мере накопленbя знаний о мире происходил процесс их дифференциации, т.е.разделение целого на различные части, формы..

В процессе дифференциации наук сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.

Каков же предмет философии? Трактовки предмета философии. Ф. Шлегель дает следующую трактовку философии: «...познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней...». Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе».

Предмет По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: или его место в мире, или способ освоения мира и т.п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как отношение «мир-человек» или как отношение человека к миру, или мира к чел-ку. Определяя предмет философии как «мир-человек». Т.о. возникает формы взаимодействия чел-ка с миром: 1) практическое 2) позновательное 3) духовно-практическое. Т.о., философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире и уяснение различных форм отношения человека к миру. Ф-фия - стремление думать рационально, критически о наиболее важных вопросах.

Ф. вопросы. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? В каком состоянии он находится? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Необходимость и свобода человека (что мир диктует чел-ку и что чел-к диктует себе сам?) Смысл жизни чел-ка. Жизнь и смерть.

Ф-фия выполняет 2 основных функции: мировоззренческую и методологическую. 1) мировоззр. ф-ция - ф-фия в качестве науки выступает как основа сознательного формирования мировоззрения. Она дает целостное представление о мире и выступает как знание мировоззренческое. Мировоззрение - это система наиболее общих взглядов, представлений на мир, чел-ка, на его место в мире. Мир, место чел-ка в мире - предмет ф-фии. В процессе реализации мировоззренческой функции ф-фии у чел-ка складывается концепция бытия, человека, общества. 2) Методологическая ф-я показывает возможности ф-фии д/получения нового знания и достижения практических целей. Ф.разрабатывает общеметодологические идеи, которые конкретизируются в различных сферах деятельности чел-ка. Также выделяются: 3) Аксиологическая функция связана с формированием у человека ценностных ориентаций, идеалов убеждений. 4) гносеологическая – познавательная 5) эвристическая – поиск нового знания 5) прагматическая – достижению, осуществлению «полезных» целей (душевная гармония, эффективность личности)

Основной вопрос ф-фии: это вопрос об отношении мышления к бытию; духа к природе; сознания к материи (т.е.материального и духовного). О.В.Ф. имеет две стороны: Первая (онтологическая) ставит вопрос, что является первичным - материя или сознание, дух или природа, материальное или духовное иначе говоря, каков мир в своей сущности. Существуют следующие ответы на вопрос о первичности (сущности мира) и соответственно им основные философские течения: 1) материализм: материя, природа- первичны; сознание, дух- вторичны, производны от материи, природы. Сущ-ют исторические формы материализма: а)наивный материализм древних греков (Демокрит, Эпикур); б)механистический, метафизический материализм (Бэкон, Ломоносов, Фейербах); в)материализм русских ревлюционеров-демократов (Герцен, Добролюбов, Белинский); г)Диалектический материализм (Маркс, Энгельс). 2) идеализм: а)объективный: первичен мировой дух, мировой разум, мировая идея; материя, природа- порождение духа (Платон, Аквинский, Гегель); б)субъективный: первично сознание субъекта (Фихте, Авенариус, Рассел, Ясперс, Сартр). 3) дуализм: материя и сознание, дух и природа – признает параллельное существование двух равноправных, не сводимых друг к другу начал. Мир в своей сущности противоречив, двойственен. Декарт. 4) пантеизм: материя и дух - равноправные, взаимопроникающие стороны единого бытия. Мир целостен, он есть духо-материя (материально- духовное явление). Вторая (гносеологическая) определяет, соответствует ли сознание бытию, природе, материи, способно ли оно верно отражать мир, т.е. познаваем ли мир? На вопрос о позноваемости мира сущ-ют ответы: 1)Мир в принципе познаваем - утверждают гносеологические оптимисты; 2)Мир в принципе непозноваем, т.е. отрицает возможность познания - говорят агностики (Кант); 3) сомнение в возможности познания мира высказывают скептики. Скептицизм выражает гносеологическое сомнение (Пиррон).

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ это вопрос об отношении материального и идеального. В разные эпохи, в различных философских учениях О.В.Ф. приобретал различные формулировки: об отношении души и тела, бога и мира, сознания и бытия, мышления и природы, мысли к предмету мысли, практики и теории, реальности и идеала, свободы и необ­ходимости, исторической закономерности и сознательной деятельности людей, общественного бытия и общественного сознания. Первым выделил его как основной Г.В.Ф. Гегель, но четкое определение было дано Ф. Эн­гельсом лишь в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» О.В.Ф. имеет две стороны: первая (онтологическая) ставит вопрос, что является первичным - материя или сознание, дух или природа, иначе го­воря, каков мир в своей сущности. Вторая (гносеологическая) определяет, соответствует ли сознание бытию, природе, материи, способно ли оно верно отражать мир, т.е. познаваем ли мир? Вопрос об отношении материального и идеального является ос­новным, потому что ответ на него определяет мировоззренческую позицию философа, его взгляд на мир и способы объяснения этого мира.

Существуют следующие ответы на вопрос о первичности (сущности мира) и соответственно им основные философские течения.

Материализм: материя первична, сознание вторично, производно от нее, т.е. мир в своей основе материален.

Идеализм (объективный и субъективный): духовное начало первично, материя вторична, т.е. мир идеален.

Дуализм: материя и сознание, дух и природа - равноправные, парал­лельно существующие не сводимые друг к другу начала. Мир в своей сущ­ности противоречив, двойственен.

Пантеизм: материя и дух — равноправные, взаимопроникающие сто­роны единого бытия. Мир целостен, он есть духо-материя (материально-духовное явление).

Выбор одного из этих ответов определяет и задает способ решения более узких проблем и задач. Например, проблема происхождения челове­ка будет по-разному решаться материалистами, которые ищут и находят доказательства естественных причин появления человека, и идеалистами, которые ищут доказательства сверхъестественного появления человека и его сознания.

На вопрос о познаваемости мира существуют следующие ответы:

1. Мир в принципе познаваем - утверждают гносеологические опти­мисты.

2. Мир в принципе непознаваем - говорят агностики.

3. Сомнение в возможности познания мира высказывают скептики. Агностицизм и скептицизм - это формы нигилистического отношения к проблеме познаваемости мира.

О.В.Ф. не исчерпываются все возможные философские течения, но выделяются основные, существующие практически с начала возникнове­ния философии.

Главный смысл О.В.Ф. состоит в конечном счете в признании проти­воречивости нашего мира, в утверждении двух видов реальности - мате­риальной и идеальной, находящихся в сложном диалектическом взаимо­действии.

ФИЛОСОФИЯ - форма духовной деятельности, направленная на выявление всеобщих сущностных характеристик бытия, связанная с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Ф. есть рационально-теоретическая форма ос­мысления предельных оснований мира и человека. Проблема конечного смысла (мира, вещей, человека) является ключевой для Ф. Все философ­ские размышления пронизаны этой проблемой: для чего, зачем я пришел в этот мир? Зачем существует мир? Поэтому Ф. выступает теоретическим ядром мировоззрения. Ф., интегрируя, перерабатывая и осмысливая суще­ствующие мировоззренческие идеи, переживания, ценности, выступает в качестве самосознания эпохи.

Все многообразные определения Ф. тяготеют к одному из двух полю­сов. К первому относится понимание Ф. как науки, т.е. теоретического знания, существующего как система принципов, законов, категорий. Тако­ва западноевропейская традиция развития Ф. (свое высшее завершение она получила в философии Гегеля). Второй полюс - это отношение к Ф. как к практической мудрости, способу человеческого бытия. Например, для Со­крата суть Ф. в искусстве постижения самого себя. «Ф. есть и последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающий его целиком и постоянно» (М. Хайдеггер).

Ф. и частные науки: положению «Ф. — мать всех наук» противостояло положение «Ф. - дитя всех наук», но они оба односторонни. Ф., только опираясь на сумму уже накопленных наукой знаний, вырабатывает обоб­щения предельной степени общности. Но смысл, содержание и способ применения этих обобщений выходят за границы суммы этих конкретных знаний. Назначение Ф. раскрывается в первую очередь тогда, когда появ­ляется новое знание, не укладывающееся в прежние рамки, когда познава­тельная ситуация неясна и непонятно, с какой стороны начать, в каком на­правлении идти.

Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структу­ру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

3. ВОПР

Мифологическое мировоззрение.

(+ См. 1. Тематический словарь 2. Учебники)

Можно выделить 3 исторические формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

Мифологическое (от греч. «мифос» - предание, сказание и «логос» - слово, понятие, учение) мировоззрение базируется не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей социальных процессов и своей роли в них. Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Явлениям приписываются состояния человека, поведение, мышление. Силы природы обожествляются, одновременно выступают в человеческих образах. М. описывают поведение героев, богов в неопределенной ситуации и в неопределенное время.

1) Черты мифов: 1) М. возникают на ранних этапах истории – общества и человека. Но – М. существуют и поныне, мы живем в мифологической реальности.

2) М. - фантастич-ие представления людей о мире, природе, чел-ке. М. - символическое отражение мира, внутренних состояний и внешнего поведения..

3) критике не подвластны, не стремятся к правдоподобию. Устойчивые состояния психики (чувство страха, тревоги, радости) порождают устойч. образы, порождающие устойчивые виды реальности. Состояние зависимости, бессилия порождает образы всесильных богов.

4) М. проецируют мир богов – для человека – в качестве реальности, которая противоречит естественн. з-нам. Миф проецирует реальность сверхъестественного.

5) Мифы анонимны, это не литер. произвед-я.

Они порождаются архетипами (К. Юнг) - структурами родового опыта наших предков. Архетипы – отражают устойчивые связи в отношениях мужчины и женщины, в отн-нии чел-ка к Богу, учителя и ученика. Мифы отражают родовое, коллективное мышление.

6) М. – олицетворение, символизация в конкретных образах абстрактных идей, мотивации человека, типов соц. отношений. Эрос – символ сексуальностию Сатана, Арес, Марс – агрессии. Афродита – любви. Бог – добра. Гефест - кузнечное дело, меркурий- символ торговых и комерч.отн-й.

Иисус Христос – наряду с Осирисом, Дионисом - умирающий и воскресающий Бог. Зима символизирует смерть, весна - жизнь. Христос воскресает весной. Пасха («Христос воскрес …») символизирует и безусловность добра («любовь сильнее смерти»), и воскрешение природы.

7) Миф – выражают идеологические установки. 1 из основных функций идеологии – достижение единства общности, защита интересов к-то класса, группы.

Мифы – защищают чьи-то интересы.

8) отличие мифа от религии. А.Ф. Лосев: различие закл-ся в отсутствии идеи спасения в М.

Трактовки Спасения. 1) То, что осуществляется после смерти. 2) Гуманизм. То, что осущ-ся в кажд. момент, здесь и сейчас. «Спасение» – символ самоактолизации, развития личности. «Самоактолизатор» (по Маслоу) = «верующий», «святой». (Черты «самоактолизатора» - 1. принятие др. чел-ка, принятие самого себя (= «любовь»), 2. отсутствие различения между досугом и трудом («работа д/нас всегда праздник»), 3. естественность, спонтанность реакций, 4. не отождествляет себя с конкретной традицией, 4. трансцендирование – выход за границы данного (традиции, ситуации, состояния личности, прич-следственных отношений).

9) Демифологизация (Рудольф Бультман)религии - необходимо выявить за религ. символами психол-ое, лич-ное, мотивац-ое, ценностно, чел-кое содерж-е. Миф и религия - это символич. формы осознания чел-ком самого себя.

Примеры. 1. Грех - символ зла, несамоактуализированности л-сти. 2. Превращение Христом воды в вино: вода - символ несамоактулиз-сти личности, (серость повседневной жизни), вино – символ самоактулизации личности, жизнь воспринимается как чудо. 3. Блудный сын – душа после скитаний возвращающаяся к Богу (Отцу) и т. д.

10) М. – воспитывают. Задают модели поведения. (Колобок «учит» слушаться старших, избегать конфликтов. Золотая рыбка – довольствоваться тем, что есть; воспринимать сакральность существующего)

2) Миф и религия: 1. различны 2. взаимосвязаны, мифы распол-ся в структуре религии 3. тождество М. и Р.- одно и тоже, миф - древняя религия. Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение, разделение на посюсторонний и потусторонний. РМ продолжает олицетворение сил природы (в виде богов). Внешней социально значимой формой проявления веры служит культ- система утвердившихся ритуалов и догматов. От мифологического оно отличается тем, что раздваивает действительность на 2 мира: сверхестественный и ест-ый.

3) Возникновение мифов - трактовки: 1) Натуралистич. к онцепция. М. Боги и герои - олицетворение прир. циклов (смена времени года), стихий. (См. выше) Умирающие и воскресающие боги. (Пасха имеет 3 уровня: а) египетская - воскрешение Озириса – символ наступления жизни весной; б) еврейская (иудейская) – исход евреев из египетского рабства; в) христианская (в частн. – правосл.) – 1. воскрешение жизни, добра, любви и 2. символ возрождения жизни весной. Смерть - иллюзия. Любовь сильнее смерти.;

2) Историческая трактовка: мифы фантастическое описание подвигов исторических персонажей, наших предков. История всегда мифологична. Реальным людям в реальной истории приписываются сверхъестественные способности. Озирис – исторический царь Северного царства Др. Египта. После смерти превратился в бога подземного мира; Николай II – после смерти канонизирован.

3) Психологическое объяснение: а) Фрейд: мифы - порождение подавл-ых либидозных влечений. Либидо – влечение, сексуальность, в высших проявлениях - творч-во. (2-й инстинкт - Танатос- влечение к смерти).

Миф - результат сублимации (трансформации) либидозной энергии. Меняется форма проявления, психич. энергия ост-ся. Демонич. образы порожд-ся устойчивыми сост-ями психики (тревоги, страха). Образы нимф – проецируют эротич. сост-я.

Б) К. Юнг: мифы опр-ся архетипами - древнейшими структурами восприятия. А. - стрктуры родового опыта наших предков. Каждый А. проявл-ся во множ-ве образов – мирских и сакральных (религиозных). 1. Анима - жен. начало в мужской психике. Порождает женские образы - русалки, Богоматерь, София, Церковь. 2. Анимус - м. в женской психике. Лгос, мужские боги, И. Христос как мужское начало. 3. Тень - результат вытеснения, подавления в душе асоциального, нехорошего, деструктивного. Проявляется в образе сатаны. 4. Самость – все божественные образы, мандала, крест, кристалл, И. Христос как Бог.

4. Виды мифов: большое внимание уделялось происхождению людей, рождению, стадиям жизни и смерти чел-ка, о непорочном зачатии, много посвящено космическим темам, особое место занимают мифы о культурных достижениях, о добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, возникновение обычаев и обрядов. См. подробнее.

5. Магическая установка: имеет 2 стороны: 1) гомеопатический - принцип подобия - образ, изображение презентирует само явл-е, чел-ка. Влияя на изобр-е => влияем на предмет, на человека. 2) симпатический - принцип сопричастности - влияя на часть, мы воздействуем на целое. Обрезанные волосы, ногти, пища - сохр-ют связь с телом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: