Функционирование групп подобного типа описал W. Bion [Rioch M., 1970]. При этом подходе, берущем начало в аналитической школе, центр переносится с индивида на группу. Считается, что группа имеет гораздо большее значение, чем индивид. Как полагает W. Bion, каждый человек стремится быть в группе, подобное желание проявляется главным образом в психологическом аспекте, являясь по своему характеру биологическим, инстинктивным. Группа понимается как слепок индивидов, целостное динамичное поле, находящееся в определенных отношениях с окружением. Личность в такой системе не имеет самостоятельной функции.
Цель психотерапии заключается в развитии здоровой группы. Психические расстройства являются отражением отклонений, существующих в социальной системе. Участие в здоровой группе предоставляет ее членам позитивные подкрепления и приводит к желаемым переменам. Роль психотерапевта может быть двоякого рода, он выступает с позиции «партнера», поддерживающего «горизонтальный» стиль общения или «постороннего наблюдателя», комментирующего события в группе. Важно выявить груп-
повые психологические состояния и механизмы, присущие большинству участников, но не осознаваемые или и внутренне противоречивые, мешающие работе и развитию группы. Осознание происходит с помощью психотерапевта как значимого лица, являющегося не только авторитетом и экспертом, но и «социальным инженером», ответственным за формирование соответствующей «культуры» группы. Отдельные пациенты могут ждать непосредственной помощи, только от группы, и психотерапевт с самого начала соответствующим образом формирует эти надежды, помогает создавать нужные нормы, ищет способы их претворения на практике.
Рассматриваемая модель является ядром семейной психотерапии, где семья понимается как социальная система. Она дает хорошие результаты, когда группа работает над решением внегрупповой проблематики, в процессе работы вторично создается упомянутая культура группы. Численность группы от 12 до 15 человек.