1. Фразовые паузы: короткая (на один счёт) – I, на два счёта (раз, два) – II, на три счёта – III. Если подлежащее выражено одним словом, паузу не делают, если двумя и более, то графически обозначают: II. Маленькую паузу делают, когда есть потребность незначительно выделить голосом составные части однородной структуры.
2. Ромбовидные скобки <>. С их помощью обозначают вставные слова или предложения. Например: Мы зашли в густую чащу - <солнце не могло пробиться сквозь кроны деревьев>,- и принялись ставить палатку.
3. Квадратные скобки [] употребляются, если нужно добавить слово, сохраняющее неопределённый смысл предложения: В амбаре не было не то что зерна – [даже] зёрнышка нигде не завалялось.
4. Кавычки – показывают ироничность интонации.
Надстрочные знаки.
5. Знак ударения.
6. Повышение тона изображается стрелочкой вверх.
7. Понижение тона изображается стрелочкой вниз.
8. Перелом интонации - /\.
Подстрочные знаки.
9. Логическое ударение. Оно изменяется в зависимости от цели высказывания:
|
|
Он готов был пойти навстречу. Он готов был пойти навстречу.
Логическое (а точнее, синтагматическое) ударение выделяет слово, наиболее значимое:“Иванов виновным себя не признал ”, “Иванов виновным себя признал частично ”. Выделять надо только те слова, в которых заключён смысл высказывания, иначе разрушается логическая перспектива текста. Логическое ударение выражается не обязательно усилением звука, нужное слово можно выделить сменой темпа, логическими паузами, повтором. Поэтому паузы очень важны в речи.
2. Основные качества профессионального речевого голоса.
Голос является очень важной составляющей образа оратора. Недаром русский философ В.Розанов говорил: “Голос... то, чего не подделаешь!.. Это сама душа, вернее говорящая о сокровищнице сердца, о характере, чем взгляд, чем улыбка. Всё поддельно, кроме голоса”.
С помощью периодичности, темпа и громкости речи достигается её ясность.
Скорость речи разнообразна в зависимости от особенностей личности и характера речи. Частная беседа ведётся в более быстром темпе. Судебная речь оптимально должна включать от 120 до 150 слов в минуту. Если вы произносите менее 100 слов в минуту, речь будет слишком медленной и произведёт впечатление вялой. Такой темп характерен для флегматичных, ленивых людей. В судебной риторике замечено, что монотонной, тихо звучащей речь бывает, как правило, когда обвинитель или защитник слабо знают материалы дела. Оратор говорит вяло, как бы нехотя. В таких речах, почти без исключения, отсутствуют изобразительные средства, для использования которых (контраста, градации, повторов, риторических вопросов) оратору не хватает ни силы голоса, ни навыков.
|
|
Чаще встречается другая ошибка – торопливость речи. Её причинами могут быть или робость или безразличие оратора (“лишь бы отделаться”).
Возбуждённость речи часто бывает обусловлена увлечённостью оратора, но необходимо помнить, что выразительность и скорость речи – не одно и то же. П.Сергеич отмечал: “У нас на суде почти без исключения преобладают печальные крайности: одни говорят со скоростью тысячи слов в минуту, другие мучительно ищут их или выжимают из себя звуки с таким усилием, как если бы их душили за горло, те бормочут, эти кричат”.
Оратор должен знать, что более быстрый темп речи уменьшает ясность, замедленный – наоборот, увеличивает, более громкая речь увеличивает ясность, более тихая – уменьшает, но чрезмерно громкая речь может дать плохую акустику и стать менее понятной. Также она может ослабить внимание, тогда как тихая речь усиливает внимание. Периодичность речи также ослабляет внимание в отличие от непериодической. Ритор пользуется этими знаниями, умело сочетая различные интонации для того, чтобы овладеть вниманием публики и донести содержание своей речи (усиливая и ослабляя восприятие речи).
Анализируя материалы дела, судебный оратор рассуждает об истинности или ложности определённых доказательств, доказывает, делает выводы. Кроме того, в каждой речи есть “общие места”, в которых оратор решает моральные вопросы. Все эти структурные части речи не могут быть произнесены в одном темпе. Наиболее важные из них произносятся в несколько замедленном темпе, чем подчёркивается значительность сказанного. Менее важные части произносятся несколько быстрее, легче.
В большой степени восприятию речи способствует голос оратора. Гибкий, выразительный голос точно передаёт смысловые и эмоциональные оттенки. Голосообразование совершается в организме человека автоматически. В обыденной жизненной ситуации наш голосовой аппарат легко справляется с нагрузкой. В условиях выступления перед аудиторией бытовых навыков недостаточно.
Голос судебного оратора должен иметь достаточную силу звука, легко изменяться по высоте, обладать широким диапазоном звучания и разнообразной тембральной окраской. Можно выделить основные качества профессионального голоса:
- сила звука (динамический диапазон голоса) – звуковой объём, определяющийся интервалом между самым низким и самым высоким звуком голоса. Умение “перебрасывать”, легко поднимать и опускать звук, не делая никаких мышечных напряжений;
- посыл звука;
- подвижность, гибкость голоса (интонации и мелодика голоса);
- тембр голоса – звуковая окраска, характерная для каждого голоса (результат совокупности основного тона и обертонов, т.е. сложных колебательных движений, дающих звуковую волну);
- полётность звука (его способность выделяться на фоне других звуков и шумов);
- выносливость голоса.
3. Недостатки звучания голоса и способы их преодоления.
Диапазон голоса – это совокупность звуков различной высоты. Плавные переходы из одной тональности в другую придают речи выразительность. Бедность голосового диапазона приводит к монотону. Сила голоса – это способность убеждать, доносить до каждого члена суда свои мысли, чувства и волю. Если оратор слабо знает материалы дела, не продумал доказательства, - сразу наступают перебои голоса: он становится глухим, прерывистым. А когда голос звучит слабо, сдавленно или резко, восприятие речи снижается.
Большим достоинством судебного оратора является дикционно чистая речь. Смазанные окончания слов, нечёткие звуки и слоги, нечёткая скороговорка производят впечатление небрежной речи. Дикция – это чёткое произношение звуков, слогов и слов, соответствующее фонетической норме данного языка. Чёткую артикуляцию обеспечивает слаженная работа голосового аппарата: губ, языка, мышц нижней челюсти. Стремитесь к чёткой, членораздельной речи. Желательно разрабатывать речевой аппарат, занимаясь дикционными тренировками.
|
|
Помимо упражнений, необходимо следить за своей повседневной бытовой речью, стараться не говорить без дыхания, не напрягать мышц гортани, стараясь говорить чётко и ясно. Только привыкнув к этому в повседневном общении, можно перенести навыки на судебную трибуну.
Судебному оратору необходимо владеть и “увесистым”, авторитетным словом, и чёткой, ясной по дикции скороговоркой. Очень важно вырабатывать речевой слух, умение слышать звучание своей речи и оценивать её. П.Сергеич советовал:”Остерегайтесь говорить ручейком. Вода струится, журчит, лепечет и скользит по мозгам слушателей, не оставляя в них следа. Чтобы избежать утомительного однообразия, надо составить речь в таком порядке, чтобы каждый переход от одного раздела к другому требовал перемены интонации”.
Выразительность звучания судебной речи в значительной степени создаётся интонационным богатством. Интонация включает в себя 4 акустических компонента:
- тон голоса;
- интенсивность (силу звучания);
- длительность;
- тембр.
Интонация может быть нисходящая и восходящая, ускоряющая и замедляющая.
Интонация является своеобразным музыкальным оформлением судебной речи, повышает её экспрессивность и эффект. Она передаёт различные чувства, их глубину, личностное отношение к предмету разговора. Попробуйте передать интонации и сравните их:
“Я очень счастлив” и “Я не очень счастлив”.
Богатыми интонационными рисунками отличались защитительные речи Ф.Н.Плевако, и это в значительной степени повышало воздействие его речей на присяжных заседателей. В.В.Вересаев вспоминал:”Главная его сила заключалась в интонациях, в подлинной, прямо колдовской заразительности чувства, которыми он умел зажечь слушателя. Поэтому его речи на бумаге и в отдалённой мере не передают их потрясающей силы”.
|
|
В коротких суждениях конкретного характера оживлённые интонации неизбежны. А в длинной речи с отвлечёнными вопросами часто оратор пренебрегает модуляциями. Приучайте ухо улавливать речевые модуляции. Модуляция голоса, тембрирование, тон являются важными, с точки зрения психологии, коммуникативными средствами: с их помощью оратор может выразить разную степень убеждения, разные оттенки вопроса. Психологи подсчитали, что интонация может нести до 40 % информации. Рассудительные, убеждающие интонации, эмоциональные реакции прокурора и адвоката помогают судьям обратить внимание на те или иные вопросы.
Недостатки интонации:
а) монотонность – речь на одной высоте звука (или изменяется на 2-3 тона).
Оратор должен пользоваться диапазоном октавы. Пропойте: до,ре,ми…
Произнесите восклицание: ”А!“ в медленном темпе от высокой до низкой ноты и обратно. Выберите наиболее подходящую и естественную высоту тона.
б) слишком высокий тон – возникает от избытка рвения. Спорщики в запальчивости, дети при чтении стихов в детском саде, от застенчивости.
Причина - слабость и неустойчивость голоса. Снижайте свой высокий тон.
в) слишком низкий тон.
Причина в большинстве случаев – отсутствие энергии и увлечённости.
Если же вы внезапно оробели и от этого снизили звучность и высоту, переходите к патетике.
Длительность звучания.
Слоги и слова, подобно аккордеону, можно растягивать и сжимать. Произнесите:
“Ночь напролёт”. Длинное слово в печати – “напролёт”,
в речи – “ночь”.
Длительность звучания отражает не только значение слов в фразе, но и глубину переживания.
Тембр голоса.
Каждый звук обладает характерной окраской – тембром. Зависит это от формы, размера и плотности тела (рожок, тромбон, скрипка) и среды, в которой произносятся звуки. Улучшения тембра можно добиться систематическими упражнениями: контролируемое дыхание; свободная вибрация голосовых связок, гортани, полостей рта и носа. Не сдавливайте носовые и горловые ходы.
Недостатки тембра:
а) одышка. Причины: если они не органического характера, то необходимо тренировать дыхание.
б) хрипота. Установить её можно, издавая громко и протяжно: ”А!“
Причины: болезнь горла, переутомление (крик на стадионе, чтение лекции), напряжение мускулатуры глотки и шеи.
Рекомендации: дайте горлу покой, не говорите подолгу.
в) резкость. Резкий, пронзительный звук формируется при слишком тесно сомкнутых голосовых связках или сдавленной глотке. К этому обычно прибавляется ещё и необычная общая высота тона.
Наиболее частая причина – нервность и сверхнапряжение. Сварливые люди обычно обладают резкими голосами.
Рекомендации: следить за свободным состоянием гортани, правильным дыханием, нормальной высотой звука, вести себя спокойно и непринуждённо.
г) гортанность – “заглатывание” звуков, локализация их в глубине рта, горловой звук. Причины: малоподвижная нижняя челюсть.
д) гнусавость – резко выраженный носовой резонанс, “спёртое” звучание.
Роль интонационно – выразительных средств в речи судебного оратора показал А.П.Чехов в рассказе “Сильные ощущения”. Не забывайте, что ясно, чётко, эмоционально звучащая речь оказывает рациональное и психологическое влияние на суд и присутствующих в зале людей.