Содержание организационной культуры

Рис. 10.1. Устройство организационной культуры по Э. Шейну

Анализируя содержание организационной культуры, Э. Шейн и другие авторы отмечают, что организационная культура представляет собой сложную ком­позицию важных предположений (часто не поддающихся форму­лированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Часто организационная культура тракту­ется как принимаемые большей частью организации филосо­фия и идеология управления, предположения, ценностные ори­ентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежа­щие в основе отношений и взаимодействий как внутри орга­низации, так и за ее пределами.

Ценности (или ценностные ориентации) являются, по мнению Э. Шейна второй общей категорией, включаемой в определение организа­ционной культуры. Ценности ориентируют индивидуум в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым.

Третьим общим атрибутом понятия организационной культуры он считает «символику», посредством которой ценност­ные ориентации «передаются» членам организации. Многие фирмы имеют специальные, предназначенные для всех доку­менты, в которых они детально описывают свои ценностные ориентации. Однако содержание и значение последних наибо­лее полно раскрываются работниками через «ходячие» исто­рии, легенды и мифы, которые оказывают иногда больше вли­яния на индивидуумов, нежели ценности, которые записаны в рекламном буклете компании.

С точки зрения содержания принято различать объективную и субъективную организационную культуру.

Объективная организационная культура может быть воспринята исследователем наглядным образом, для этого достаточно прийти в организации и все увидеть. Она включает в себя следующие признаки:

· Здание организации и его дизайн; · Место расположения организации; · Оборудование и мебель; · Применяемые технологии; · Места отдыха; · Униформа персонала; · Информационные стенды; · Состояние мест общего пользования.

Субъективная организационная культура более сложна для восприятия стороннего исследователя и включает в себя следующие характеристики:

Ценности - то, что признается значимым и первостепенным в организации;

Убеждения - предположения о том, какое поведение и какие действия являются желательными в данной организации;

Традиции - устоявшийся со временем способ поведения в тех или иных ситуациях. Традиции, как правило, не имеют формального узаконения и реализуются негласно. Примером традиции можно назвать традицию пожизненного найма на японских предприятиях

Этические нормы - свод формальных и чаще всего неформальных правил, регламентирующих как поведение отдельного работника, так и поведение групп работников;

Табу (запреты) - предположения о том, какое поведение и какие действия являются нежелательными в данной организации;

Герои организации - люди, внесшие и вносящие значительный вклад в становление и развитие организации;

История организации - когда и как создавалась организация, кто ее создавалась, какие задачи ставились на период создания и как они менялись в процессе ее развития

Организационные обряды и ритуалы - стандартизованные способы действий, сопровождающие те или иные ситуации. Например, ритуал представления сотрудникам вновь принятого работника, ритуал поздравления работника с днем рождения и т.п.

По мнению Г. Хофстеда содержание организационной культуры может быть определено на основе четырех харак­теристик:

индивидуализм/коллегиальность. Индивидуализм предполагает, что человек действует на основе своих собст­венных интересов. Коллективизм, напротив, исходит из того, что каждый человек по рождению или по работе принадлежит к более или менее сплоченной группе и не может считать се­бя свободным от нее. Группа заботится об удовлетворении за­просов индивидуума, требуя от него, в свою очередь, полного и безусловного подчинения. Ситуацию, когда интересы группы жестко определяют поведение ее членов, можно рассматри­вать как проявление сектантства;

зона власти. Сфера распространения власти как эле­мента культуры определяется пространством, в пределах кото­рого даже наименее наделенный властью индивидуум в груп­пе осознает неравноправие в распределении власти и считает его нормальным положением вещей. Неравноправие присутст­вует во всех культурах, но готовность лояльного отношения к нему в различных культурах неодинакова (к примеру, разли­чия в уровне доходов в качестве критерия, определяющего пре­делы власти);

устранение неопределенности. Эта характеристика указывает на степень стремления людей избежать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно. Культура, лишенная восприятия неопределенности, отличается активностью, агрес­сивностью, эмоциональностью и нетерпимостью, в том время как культуры, воспринимающие неопределенность, характери­зуются большей рефлексией, меньшей агрессивностью, бесст­растностью и относительной толерантностью;

мужественность/женственность. В сущности, все культуры несут в себе преобладающее мужское начало, и в «мужественных» культурах предполагается, что мужчина са­моуверен, тщеславен, стремится к борьбе и ориентируется для достижения материального успеха.

По мнению известного российского специалиста по управлению Б.З. Мильнера, с точки зрения содержания в организационной культуре можно выделить следующие базовые характеристики, различающиеся между собой по следующим основаниям:

Индивидуальная автономность - степень ответственности, независимости персонала в своих действиях, возможностей выражения инициативы в организации;

Бюрократия - роль формальных правил и процедур в деятельности организации;

Поддержка - уровень помощи, в том числе, социальной, оказываемой руководителями своим подчиненным;

Вознаграждение - степень зависимости вознаграждения от результатов труда;

Идентифицированность - степень отождествления работников со своей организацией;

Управление конфликтами - частота конфликтов в организации, способы их разрешения.


Рис. 10.2. Основные элементы организационной культуры

Функции организационной культуры
  1. Охранная функция
  2. Интегрирующая функция
  3. Регулирующая функция.
  4. Заменяющая функция, или функция субститута формальных отношений.
5. Адаптивная функция. 6. Образовательная и развивающая функция 7. Функция управления качеством. 8. Функция ориентации на потребителя. 9. Функция регулирования партнерских отношений. 10. Функция приспособления экономической органи­зации к нуждам общества.

Наиболее полно организационную культуру характеризуют следующие ее функции:

1. Охранная функция культуры. Культура служит свое­образным барьером для проникновения нежелательных тен­денций и отрицательных ценностей, характерных для внеш­ней среды. Таким образом, она нейтрализует действие нега­тивных внешних факторов. Организационная культура как элемент «видимой руки» и сознательно формируемый фено­мен четко определяет границы, в рамках которых прекраща­ется действие механизма цен и неопределенность уступает место целенаправленным и планомерным действиям предпри­нимателей и управляющих. Она включает в себя специфичес­кую систему ценностей, особый климат и тем самым создает неповторимый облик фирмы, позволяющий отличать ее от дру­гих фирм, субъектов хозяйственной жизни и от внешней сре­ды в целом.

2. Интегрирующая функция. Прививая определенную систему ценностей, синтезирующую интересы всех уровней ор­ганизации, организационная культура создает ощущение иден­тичности у индивидуумов и групп — ее участников. Это поз­воляет каждому субъекту внутрифирменной жизни:

лучше осознать цели организации;

приобрести наиболее благоприятное впечатление о фир­ме, в которой он работает;

ощутить себя частью единой системы и определить свою ответственность перед ней.

3. Регулирующая функция. Организационная культура включает в себя неформальные, неписаные правила, которые указывают на то, как люди должны вести себя в процессе ра­боты. Эти правила определяют привычные способы действий в организации: последовательность совершения работ, характер рабочих контактов, формы обмена информацией и т. д. Таким образом задаются однозначность и упорядоченность основных хозяйственных актов.

Интегрирующая и регулирующая функции способствуют росту производительности в организации, поскольку:

- ощущение идентичности и восприятие ценностей органи­зации позволяют повысить целеустремленность и настойчи­вость участников организации в выполнении своих задач;

- наличие неформальных правил, упорядочивающих орга­низационную деятельность и устраняющих несогласованность и разнонаправленность действий, создает экономию времени в каждой хозяйственной ситуации.

4. Заменяющая функция, или функция субститута формальных отношений. Сильная организационная культу­ра способная к эффективному замещению формальных, офи­циальных механизмов, позволяет фирме не прибегать к чрез­мерному усложнению формальной структуры и увеличению потока официальной информации и распоряжений. Таким об­разом, происходит экономия на издержках управления в орга­низации потому, что многие элементы культуры для своего воспроизводства не требуют специальных усилий и затрат.

5. Адаптивная функция. Наличие организационной куль­туры облегчает взаимное приспособление работников к орга­низации и организации к работнику. Организационная куль­тура позволяет новым работникам наиболее эффективно «впи­саться» в хозяйственную систему и способ человеческих взаи­модействий, характерный для данной организации. Адаптация осуществляется посредством совокупности мер, называемых социализацией. В свою очередь, возможен противоположный процесс — индивидуализация, когда фирма организует свою деятельность таким образом, чтобы максимально использовать личностный потенциал и возможности индивидуума для реше­ния собственных задач.

6. Образовательная и развивающая функция. Культу­ра всегда связана с образовательным, воспитательным эффек­том. Организации похожи на большие семьи, поэтому управляющие должны заботиться о подготовке и образовании своих работ­ников. Результатом таких усилий является увеличение «чело­веческого капитала», то есть приращение знаний и навыков работников, которые организация может использовать для достиже­ния своих целей. Посредством организационной культуры организация расширяет коли­чество и качество экономических ресурсов, находящихся в сво­ем распоряжении.

7. Функция управления качеством. Поскольку культура в конечном итоге воплощается в результатах хозяйственной деятельности — экономических благах, постольку организационная культура, продуцируя более внимательное и серьезное отношение к работе, способствует повышению качества това­ров и услуг, предлагаемых экономической организацией. Другими словами, качество работы и рабочей среды переходит в качество продукции.

Другая группа функций определяется необходимостью адаптации организациик своей внешней среде. К ним относятся следующие функции:

8. Функция ориентации на потребителя. Учет целей, запросов, интересов потребителей, отраженный в элементах культуры и прежде всего в системе ценностей организации, способ­ствует установлению более прочных и непротиворечивых от­ношений организации со своими покупателями и клиентами. Мно­гие современные организации выделяют заботу о потребителях в ка­честве наиболее значимой и широко декларируемой ценности.

9. Функция регулирования партнерских отношений. Организационная культура вырабатывает правила взаимоотно­шений с партнерами, предполагающие не юридическую, а мо­ральную ответственность перед ними. В этом смысле органи­зационная культура развивает и дополняет нормы и правила поведения (элементы «невидимой руки»), выработанные в рам­ках экономической культуры рыночного порядка.

10. Функция приспособления экономической органи­зации к нуждам общества. Действие этой функции создает наиболее благо­приятные внешние условия для деятельности организации. Ее эф­фект, в отличие от предыдущей функции, скорее всего, заклю­чен не в повышении производительности экономической орга­низации, а в устранении барьеров, преград, нейтрализации воз­действий, связанных с нарушением или игнорированием организацией правил общественной игры. То есть здесь выгода организации заключена не в получении экономических «плюсов» — выиг­рышей, а в устранении экономических «минусов» — убытков.

Внешняя среда может быть неблагоприятна для организации не только потому, что она неопределенна и хаотична, но еще и потому, что она заключает в себе нормы и ценности, не сов­падающие с внутрифирменными целями, поэтому организация должна не только ограждать себя от окружающей среды, но и адаптироваться к ней. Второй момент, определяемый осу­ществлением функции приспособления к внешней среде, име­ет, как ни парадоксально, внутреннюю направленность. Он связан с применением, гармонизацией внутренних ценностей работников организации. Отдельный работник, с одной сто­роны, является участником экономической организации и разделяет ее специфические корпоративные интересы. С дру­гой — он представитель определенного социума, носитель общественных ценностей. Чем больше будут несовпадение и противостояние друг другу элементов из двух ценностных групп, тем выше вероятность внутреннего конфликта у ра­ботника, что ведет к потере рабочей ориентации, снижению производительности труда. Поэтому интегративной функцией организацион­ной культуры является нахождение наиболее непротиворечи­вого сочетания корпоративных ценностей и ценностей внеш­ней среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: