Типологизация политических систем

По характеру исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем, характерные для определенных регионов (основанные на традициях, обычаях). По господствующим в политической системе способам управления и разрешения политических противоречий их подразделяют: на командную политическую систему, ориентированную на использование принудительных методов управления; соревновательную политическую систему, где управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил; социопримирительную политическую систему, нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов. В зависимости от характера господствующего политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными.

Соотношение понятий «политическая жизнь», «политические отношения», «политические процессы», «политическое поведение», «политическое участие», «политическая деятельность», «политическая система»

Политическая жизнь — это реальный процесс воспроизводства по­литической деятельности и политических отношений индивидами, социальными слоями, группами, классами и другими общностями, обусловленный общественными и личными интересами, удовлетворение которых за­висит от механизма функционирования политической власти и реали­зуемой ею политики.

Политические отношения – вид социальных отношений, реализующихся как взаимодействия политических субъектов и объектов по поводу приобретения, распределения и осуществления власти.

Политические процессы – последовательные и продолжительные по времени изменения политической системы, подсистем или их отдельных элементов под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества.

Политическое поведение - различные отношения индивидов и групп к политической реальности и способы их выражения.

Политическое участие – действия индивидов и групппо разработке, принятию и осуществлению политических решений и курсов, показывающие их вовлечение в политико-властные отношения.

Политическая деятельность - вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое. В ней выделяется два основных направления: выработка политики и ее проведение в жизнь, т.е. осуществление

Проблемы разделения власти и принцип сдержек и противовесов

Принцип разделения властей – общепризнанная норма построения и функционирования политических институтов в современных демократических государствах.

Для того чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую.

Теория и опыт развития правовых демократических государств пришли к тому, что для нормального функционирования общества в нем должны существовать три ветви власти:

законодательная – в лице законодательного органа (парламент страны – Федеральное Собрание, конгресс, ригсдаг, меджлис и т. д.);

исполнительная – в лице правительства (Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры в Российской Федерации, например);

судебная – в лице судебной системы (Конституционный Суд РФ, Верховный суд США и т. д.).

Принцип сдержек и противовесов производен от принципа разделения властей; это способ его реализации, возможный лишь в условиях демократического строя.

Тема 8

Конституция Российской Федерации о государственном устройстве России

Высшие органы государственной власти в Российской Федерации

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.(Конституция Российской Федерации Ст.3)

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. (Конституция Российской Федерации Ст.10)

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации). (Конституция Российской Федерации Ст.11)

Конституция РФ о полномочиях Президента, Федерального Собрания, Правительства и их взаимоотношениях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: