Периодизацию развития маркетинга можно свести к следующему:
Первый этап: 1860 - 1930. Ориентация маркетинга была товарной, что
характеризировалось существенным превышением спроса над предложением при очень низкой конкуренции. В итоге изменение качества продукции происходило без достаточного учета потребностей, вкусов и желаний потребителей.
Второй этап: 1930-1950. Ориентация маркетинга становится сбытовой, имела
место активизация конкурентной борьбы, которая обострилась на рынке. Также наблюдалась тенденция значительного объема неудовлетворительного спроса, что стимулировался разными методами, включая и рассрочку платежа, другими словами - кредитные продажи. Для данного этапа является характерным расширение рекламных воздействий на покупателя, внедрение стимуляторов продаж.
Третий этап: 1950-1960. Ориентация маркетинга - рынка, происходит
выделение товаров, которые пользуются у потребителей активным спросом благодаря высокому качеству и привлекательности исполнения. В результате достигался высокий уровень продаж. Главная характеристика этапа состоит в формировании рынка потребителя, расширении ассортимента групп товаров, насыщении рынка товарами.
|
|
Четвертый этап: 1960-1990. Характерным для этого этапа становится
маркетинговое управление производством и продажей продукции, переход к долгосрочным планам деятельности организаций, целенаправленность и системность в исследовании рынка и его элементов, применение комплексных методов формирования спроса, применение усилий по стимулированию сбыта, уменьшение жизненного цикла продукта, ориентация на новизну товара.
Пятый этап: 1990 - настоящее время. Расширение сферы деятельности
компаний на рынке, «сервизация» экономик, формирование послепродажного рынка.