Понятие и особенности организации финансов

Л.И. ИЛЬИНА

ФИНАНСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ

Учебное пособие

Сыктывкар 2006


УДК

ББК 65.261

И.46 Ильина Л.И. Финансы потребительских обществ: учебное пособие. Сыктывкар, АНО ВПО ЦС РФ «РУК» 2006. – 147 с.

Рецензент: д.э.н., профессор. В.В. Иванов

И.46 В учебном пособии «Финансы потребительских обществ» изложены основные дидактические единицы курса в соответствии с государственным образовательным стандартом в рамках дисциплины «Финансы организаций (предприятий)».

Содержание пособия позволяет студентам усвоить учебный материал по данной дисциплине в соответствии с установленными требованиями. Предназначено для студентов экономических специальностей высших учебных заведений.

ISBN

УДК

ББК 65.261

И.46

© Сыктывкарский филиал Автономной

некоммерческой организации высшего

профессионального образования

Центросоюза РФ, 2006

© Ильина Л.И., 2006-12-08


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 5

1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ.. 6

1.1. Понятие потребительской кооперации, и ее организационная структура. 6

1.2. Правовое обеспечение деятельности потребительской кооперации. 10

1.3. Содержание и особенности финансов организаций потребительской кооперации. 22

1.4. Содержание и формы регулирования финансовой деятельности организаций потребительской кооперации. 31

1.5. Особенности финансов организаций различных организационно - правовых форм в потребительской кооперации. 35

2. ФОРМИРОВАНИЕ РАСХОДОВ И ДОХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ.. 43

2.1. Понятие расходов организаций, их классификация. 43

2.2. Понятие доходов и их классификация. 46

2.3. Формирование и использование доходов от обычных видов деятельности. 48

2.4. Расходы (издержки обращения) торговых организаций. 50

2.5. Прогнозирование и планирование издержек обращения. 52

3. ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.. 55

3.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. 55

3.2. Торговая наценка и методы ее формирования. 59

3.3. Формирование, распределение и использование прибыли. 62

3.4. Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности потребительского общества 65

4. ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 69

4.1. Общепринятая система налогообложения. 69

4.2. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства 71

4.3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. 73

5. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 77

5.1. Паевой фонд. 77

5.2. Резервный фонд. 78

5.3. Неделимый фонд потребительской кооперации. 79

5.4. Фонд развития потребительской кооперации. 80

5.5. Фонд поддержки социальной миссии потребительской кооперации. 81

5.6. Иные фонды.. 82

6. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ, ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.. 84

6.1. Состав и структура оборотных активов организации. 84

6.2. Источники финансирования оборотных средств. 88

6.3. Факторы, определяющие потребность организации в оборотном капитале. 90

6.4. Методика определения потребности в оборотном капитале. 91

6.5. Расчет потребности организаций в собственных оборотных средствах. 94

6.6. Расчет потребности в оборотных средствах для создания товарных запасов. 97

6.7. Расчет потребности в оборотных средствах в розничной торговле. 99

6.8. Эффективность использования оборотного капитала. 100

7. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ.. 106

7.1. Классификация внеоборотных активов. 106

7.2. Формы обновления основного капитала и источники их финансирования. 108

7.3. Собственные и привлеченные источники финансирования. 110

7.4. Показатели эффективности использования основного капитала. 111

8. АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ.. 113

8.1. Экономическая природа амортизации и амортизационная политика. 113

8.2. Порядок и методы начисления амортизации. 114

8.3. Расчет амортизации в финансовом плане. 118

8.4. Роль амортизационной политики в обновлении основного капитала и ее совершенствование 119

9. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ И МЕТОДИКА ЕГО ОЦЕНКИ 122

9.1. Методика анализа финансового состояния. 122

9.2. Коэффициенты оценки финансовой устойчивости. 123

9.3. Коэффициенты оценки платежеспособности (ликвидности) 124

9.4. Коэффициенты оценки оборачиваемости активов. 126

9.5. Коэффициенты оценки оборачиваемости капитала. 127

9.6. Коэффициенты оценки рентабельности (прибыльности) 129

10. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 131

10.1. Цели, виды и методы финансового планирования. 131

10.2. Система прогнозирования финансовой деятельности организации. 135

10.3. Текущее финансовое планирование. 136

10.4. Оперативное финансовое планирование (бюджетирование) 138

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 141


Введение

Рыночные условия хозяйствования в России требуют повышения результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций потребительской кооперации, внедрения в практику их работы современных методов финансового планирования и прогнозирования, базирующихся на достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Цель настоящего пособия – сформулировать у студентов понимание теоретических и правовых основ организации финансов, особенностей финансовых отношений различных организационно-правовых форм хозяйствования в системе потребительской кооперации; приобретение знаний по определению величины финансовых показателей и источников их формирования в основных отраслях ее деятельности.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплине «Финансы организаций (предприятий), включает основной круг вопросов, изложенный с учетом особенностей финансовых отношений в потребительской кооперации.

В учебном пособии раскрыто содержание финансовых отношений, изложены принципы их организации и формы государственного регулирования; рассмотрен порядок формирования доходов и расходов, основного и оборотного капитала, источников их финансирования; рассмотрены показатели оценки финансового состояния и методы финансового планирования организаций системы потребительской кооперации.

Особое внимание уделено методам управления расходами и прибылью, влиянию учетной политики и налоговых обязательств на формирования финансового результата и распределение чистой прибыли организации потребительской кооперации.

Содержание учебного пособия апробировано автором в Сыктывкарском филиале Российского университета кооперации.


1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ
ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

1.1. Понятие потребительской кооперации, и ее организационная структура

Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28.04.2000 г.) рассматривает потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов [53].

Центросоюз Российской Федерации (России) - добровольное объединение сельских районных, городских потребительских обществ. В систему входят районные и окружные потребительские союзы, республиканские, краевые и областные союзы (рис.1)

Рис.1. Организационное построение потребительской кооперации России

Основу внутренней организационной структуры составляют потребительские общества, являющиеся добровольными объединениями граждан, создаваемые на основе членства путем объединения имущественных паевых взносов для финансово-хозяйственной деятельности в целях материальной и иной поддержки пайщиков [40].

Цель потребительского общества - удовлетворение материаль­ных и иных потребностей своих членов. В практической деятельно­сти это означает, что должен обеспечиваться приоритет экономиче­ских интересов пайщиков.

Управление потребительским обществом осуществляют общее собрание, совет и правление. Высшим органом потребительского общества является общее собрание. В период между общими собраниями управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом. Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества.

Контроль за соблюдением устава потребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия потребительского общества.

Потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности; действует на основе следующих принципов:

· добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него;

· обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;

· демократичности управления потребительским обществом (один пайщик - один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества);

· взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;

· ограничения размеров кооперативных выплат;

· доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

· наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля;

· заботы о повышении культурного уровня пайщиков.

В соответствии со статьей 5.Закона потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и обладает следующими правомочиями:

-заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков;

-осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых оно создано;

-иметь свои представительства, филиалы, создавать хозяйственные общества, учреждения и осуществлять свои права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

-участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере;

-создавать предусмотренные настоящим Законом фонды потребительского общества;

-распределять доходы между пайщиками в соответствии с уставом потребительского общества;

-привлекать заемные средства от пайщиков и других граждан;

-осуществлять в установленном уставом порядке кредитование и авансирование пайщиков;

-осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

-обжаловать в судебном порядке акты государственных органов, акты органов местного самоуправления, действия их должностных лиц, нарушающие права потребительского общества;

-осуществлять иные права юридического лица, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом потребительского общества.

Необходимо увеличить численность пайщиков путем активизации кооперирования, повысить долю не работающих в потребительском обществе членов в общем количестве пайщиков. Следует улучшить учет пайщиков, совершенствовать систему их регистрации, выдать паевые книжки нового образца.

Увеличение числа пайщиков способствует развитию кооперации во всех направлениях, а именно:

- восстанавливаются принципы и нормы кооперативной демократии;

- растет оборот розничной торговли за счет увеличения числа
покупок пайщиков;

- возрастают объемы закупок сельскохозяйственных продуктов, сырья, дикорастущих, и, соответственно, объемы перера­ботки и производства;

- увеличиваются товарные ресурсы кооперативных организаций;

- пополняются оборотные средства за счет заемных средств
пайщиков, паевого фонда, увеличения размера паевого взноса..

Ставится задача усиления роли пайщика в работе своего кооператива. Экономическая поддержка пайщиками кооператива состоит в паевых взносах, предоставлении заемных средств, но главное - их участие в реализации товаров в качестве покупателей, создании тем самым кооперативу гарантированного сбыта товаров.

Паевой взнос должен быть фиксированным и одинаковым для потребительских обществ района, необременительным для пайщиков. Его можно дифференцировать, выделив из состава пайщиков наименее защищенные слои населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Увеличивать размер паевого взноса целесообразно в том случае, если растут кооперативные выплаты.

Деятельность совета направлена на осуществление социальной миссии (основного предназначения) потребительского общества или союза. Критерий оценки деятельности совета - защита интересов и удовлетворение спроса пайщиков на товары и услуги. Данный критерий конкретизируется следующей системой показателей: демократизация управления, информированность пайщиков, экономическое участие пайщиков, создание новых рабочих мест, обеспечение занятости, воз­можность получения кооперативного профессионального образования, предоставление услуг населению, льгот и кооперативных выплат.

Работа правления должна оцениваться по тому, как оно обеспе­чило создание экономических условий для выполнения социальной миссии, сформированной советом.

Стратегической целью деятельности кооперативных организаций на перспективу является реализация социальной миссии на основе обеспечения безубыточной работы всех звеньев, всех отраслей и видов деятельности.,

По инициативе Центросоюза РФ создана Ассоциация кооперативных организаций России (АКОР), куда вошли Центральный союз потребительских обществ России, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, общественная организация «Союз старателей России», Союз сель­ских кредитных кооперативов, союз потребительских обществ «Лига кредитных союзов», Агропромышленный союз России, некоммерческое партнерство объединенных производственных кооперативов, Московский союз жилищных и жилищно-строительных кооперативов и иных некоммерческих самоуправляемых обществ, некоммерческая организация «Общенациональная Ассоциация организаций финансовой взаимопомощи».

Это объединение призвано содействовать представлению и за­щите интересов организаций потребительской, производственной, сельскохозяйственной, кредитной и других видов кооперации в правительственных органах, в Международном кооперативном движении; совершенствованию и развитию деятельности кооперативных организаций; созданию банка данных о состоянии кооперативного сектора экономики; широкой пропаганде идей, принципов и ценно­стей кооперативного движения; оказанию информационных, кон­сультационных и иных услуг.

Деятельность АКОР на федеральном уровне должна дополнять­ся объединениями кооперативов на региональном уровне. Тенденции сотрудничества между кооперативами видятся в следующем:

- выделение в составе союза кооперативов различного вида;

- образование ассоциации кооперативных организаций различ­ного вида;

- образование кооперативами различных типов совместных предприятий в производстве, хранении, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, бытовом и торговом обслуживании;

- учреждение кооперативами новых финансовых организаций (банков, страховых, кредитных кооперативов) для эффектив­ного использования финансовых ресурсов.

Миссия Центросоюза заключается в содействии развитию, за­щите прав и интересов потребительских обществ и их членов, пред­ставлении их интересов в государственных и иных органах, между­народных организациях, оказании информационных, правовых и иных услуг.

Его роль состоит в определении экономической, соци­альной и научно-технической политики развития потребительской кооперации, участии в разработке государственных программ для обеспечения финансовой, материально-технической, поддержки потребительских обществ, оказании им помощи в, развитии торговой, производственной, заготовительной деятельности, в пропаганде идей кооперативного движения, укреплении партнерских; взаимоотноше­ний между организациями потребительской кооперации.

Центросоюз предполагает и дальше способствовать появлению новых организационных форм сотрудничества, созданию целевых комиссий, советов, рабочих групп, проведению научно-практических конференций, семинаров, исследований, изучению и распространению передового опыта, современных рыночных технологий, оказанию инструктивной, юридической и иной помощи потребительским союзам и обществам. Будет возрастать его участие в защите экономических интересов системы в целом и ее отдельных организаций в Государственной Думе, Правительстве и других федеральных органах государственной власти.

1.2. Правовое обеспечение деятельности потребительской кооперации

Конституция РФ, принятая на референдуме 12.12.1993 г., предоставляет каждому гражданину право на объединения (ст. 30). Это означает право граждан создавать кооперативные общества, включая и потребительские союзы и объединения. Кооператоры связывают свою надежду на возрождение потребительской кооперации, руководствуясь принципами превращения России в социально-правовое государство, гарантирующего свободу экономической деятельности, с признанием и равной защитой всех форм собственности с иными положениями Конституции по правам граждан укреплять свое экономическо-социальное положение и солидаризироваться между собой для достижения этой цели [72].

Необходимость возрождения кооперации вызвана главным образом условиями и последствиями ее функционирования в 70-е годы XX века: тотальным огосударствлением кооперативных обществ и союзов, игнорированием общепринятых ценностей и принципов кооперации, искажением ее целей, деформацией имущественных отношений, принижением самостоятельной инициативы и творчества личности.

В конце 80-х гг. прошлого столетия были сделаны лишь первые шаги к возрождению кооперации. В частности, кое-где восстанавливались ранее ликвидированные (путем слияния) сельские потребительские общества, появились отдельные демократические элементы в процедуре выборов органов управления и контроля потребительских обществ (выдвижение большого числа кандидатур, чем имеется мандатов и др.), обозначились некоторые признаки расширения гласности и т.п.

Однако в советское время вопрос о возрождении кооперации был лишь поставлен, но не решен. Обострение к началу 30-х годов ХХ века политической и экономической ситуации привело к свертыванию новой экономической политики. Проблемы кооперации были завуалированы, но они не исчезли.

К идеям возрождения кооперативной собственности руководство страны, ученые и общественность вернулись после 1991 г. По мере рыночных преобразований решение проблемы кооперативной собственности приобрело общественную значимость. В трудной обстановке последних лет кооператоры России приняли ряд мер для возрождения кооперации на демократической основе: сформировали концепцию восстановления кооперативной собственности, разработали положения новых законодательных актов, развивающих систему стимулирования кооперативного движения. Для успешного развития системы потребительской кооперации Центросоюзом РФ был осуществлен значительный вклад в разработку таких основополагающих законодательных актов, как:

n «О потребительской кооперации в РФ»: Закон РФ от 23.07.1992 г. / 68/.

n «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ: Закон РФ» от 13.07 1997 г. / 69/.

n «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ»: Закон РФ от 29.03 2000 г. /62/.

После распада СССР Закон «О кооперации в СССР» от 1988 г. утратил свою силу, и потребительская кооперация в России, как, впрочем, и все кооперативное движение, оказалось без правовой поддержки. Возникла угроза существованию ее вертикальной структуры - районных, краевых (областных) и республиканских союзов потребительских обществ во главе с Центросоюзом.

В 1992 г. политика шоковой терапии обрушила многие сферы экономики и привела к обнищанию социально незащищенных слоев населения. В связи с этим усилились призывы к ликвидации кооперативных союзов, в особенности - со стороны антимонопольного комитета ВС РФ, поддерживаемые отдельными средствами массовой информации. Возникла необходимость законодательного обеспечения факторов укрепления основ потребительской кооперации и восстановления ее легального статуса. Таким актом стал Закон РФ «О потребительской кооперации в РФ» от 19.06. 1992 г., принятый ВС РФ при непосредственном участии Центросоюза РФ. Этот Закон оказал существенное влияние на развитие потребительской кооперации в течение 1992 - 1997 гг.

Среди норм Закона особенно значимой является глава «Права союза потребительских общества», статья 4, п. 4 которой гласит: «Он (союз) не несет ответственности по обязательствам потребительских обществ и не наделен по отношению к ним организационно-распорядительными контрольными функциями». «Взаимоотношения между потребительскими обществами и их союзами строятся на договорной основе».

Центральной идеей Закона «О потребительской кооперации в РФ» от 19.06.1992 г., стал передел кооперативной собственности, поскольку закон разрешал и обязывал наделять кооперативным имуществом не только пайщиков, но и работников. Эта идея Закона была развита Постановлением ВС РФ, вводившим его нормы в действие.

Так, статья 5 Закона «Собственность потребительского общества» обеспечивала регламент закрепления имущества потребительской кооперации за пайщиками. В ней записано, что «имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности. По решению пайщиков (или уполномоченных) работники потребительской кооперации могут иметь право на выделение части имущества».

Согласно статье 3 этого Закона «Основные права и обязанности пайщиков» «пайщики имеют право свободно выходить из них (потребительских обществ) с возвращением паевого взноса и соответствующей этому взносу доли приращенного имущества».

И, наконец, согласно п. 3 Постановления ВС РФ «О введении в действие Закона РФ «О потребительской кооперации в РФ» потребительские общества, их союзы были обязаны закрепить имущество потребительской кооперации до 1.07.1993 г. «Закрепление» быстро превратилось в массовое присвоение кооперативной собственности руководителями и специалистами потребительских обществ и их союзов и превращению кооперативных предприятий в частные. Следствием такого «закрепления» явилось резкое сокращение числа пайщиков потребительских обществ и районных потребительских обществ - с 24,5 млн. чел. в 1991 г. до 11,7 млн. чел. к концу 1995 г. В некоторых потребительских союзах их число сократилась в 3-5 раз.

В процессе передела собственности аппарат потребительских обществ и союзов начал вытеснять пайщиков путем установления нормы паевого взноса, который не могли заплатить сельские пенсионеры. В нарушение Устава пайщиков исключали из потребительских обществ списками за отказ внести явно завышенный паевой взнос. В ряде мест резкое сокращение числа пайщиков произошло из-за создания различных обществ, товариществ, а также коммерциализации предприятий, сдачи в аренду частным лицам прав распоряжения паевыми взносами и т.п.

С другой стороны, началась массовая распродажа кооперативных предприятий или сдача всего предприятия в аренду. Оправданием служили инфляция и обесценение оборотных средств, стремление выжить в острой конкурентной борьбе. Действуя подобным образом, организации, работающие с убытками, смогли избежать банкротства. Такие негативные явления вели к развалу системы и ухудшению снабжения сельского населения, особенно в отдаленных районах. Требовались принятие срочных мер по исправлению ситуации.

В 1996 г. по инициативе руководства Центросоюза РФ Президентом РФ был подписан Указ № 795 от 31.05.1996 г. «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами», обязавший организации потребительской кооперации восстановить в членских правах пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1991 - 1996 гг. /63/.

В Указе был провозглашен комплекс мер по государственной поддержке организаций потребительской кооперации. Правительством РФ было разработано и принято постановление об условиях предоставления налоговых льгот и порядке снижения тарифных ставок за используемую электроэнергию тем организациям потребительской кооперации, которые полностью восстановят в членских правах пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1991 - 1996 гг.

С января 1995 г. вступила в действие первая часть ГК РФ, статья 116 которого посвящена потребительским кооперативам. Возникло противоречие между статьями Закона «О потребительской кооперации в РФ» 1992 г. и положениями нового ГК РФ.

Например, согласно п. 1 статьи 5 указанного Закона имущество потребительского общества принадлежит пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности, в а п. 2 статьи 48 ГК РФ потребительские кооперативы отнесены к таким юридическим лицам, в отношении которых их участники (члены) имеют не вещные, обязательственные права, в силу чего собственником имущества признается сам потребительский кооператив, а не его пайщики.

Для устранения таких принципиальных противоречий в законодательстве и в связи с принятием ГК РФ в июле 1997 г. был издан Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации в РФ». В новой редакции это - Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ». Основная идея Закона заключалась в признании пайщика важной фигурой не только в своем потребительском обществе, но и в системе потребительской кооперации.

В принятом Законе содержатся 6 принципиальных норм, способствующих укреплению положения потребительской кооперации в РФ, которые сводятся к следующему:

1. Восстанавливается неделимость кооперативной собственности потребительских обществ, союзов (кроме паевого фонда, который всегда был делимым). «Собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо» (статья 1, п. 1). «Собственником имущества союза является данный союз как юридическое лицо» (статья 33, п. 1).

2. Восстанавливаются контрольные и распорядительные функции союзов по отношению к потребительским обществам или нижестоящим союзам. «Союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные учредительным договором или Уставом союза (статья 31, п. 5).

3. По-новому структурируются органы управления потребительским обществом и союзом. Управление из двухуровневого - общее собрание членов (уполномоченных) в потребительском обществе или представителей в союзе - правление, стало трехуровневым - общее собрание членов (уполномоченных) в потребительском обществе или представителей в союзе - совет - правление (статьи 19, 37). Отныне общее собрание членов (уполномоченных) или представителей союза избирают совет потребительских обществ или союз.

Совет потребительского общества или потребительского союза назначает председателя и членов правления, а также руководителей учреждений, организаций или структурных подразделений, в том числе филиалов и представительств (статья 19, 37).

4. Глава 9 Закона «Переходные положения» обязывает все организации потребительской кооперации не только привести свои Уставы в соответствие с ним в течение 12 месяцев, но и пересмотреть все решения органов управления потребительских обществ и потребительских союзов о закреплении имущества потребительской кооперации за юридическими и физическими лицами, принятые в 1992 - 1994 гг. (статья 40, п. 2).

Речь идет о возвращении потребительской кооперации ее собственности теми акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью, которые были созданы на базе имущества потребительских обществ и их союзов с нарушениями законодательства РФ, в том числе при отсутствии решения общего собрания членов (уполномоченных) или представителей (статья 40, п. 3).

5. Повышается роль пайщика в управлении хозяйственной деятельностью потребительского общества. Отныне физические или юридические лица, желающие вступить в потребительское общество, принимаются Советом, а не Правлением как прежде (статья 10, п. 2). Пайщики имеют право «получать информацию от органов управления и контроля потребительского общества об их деятельности, быть принятым в первоочередном порядке на работу в потребительское общество, получать кооперативные выплаты и т.д.» (статья 11).

6. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и органов исполнительной власти определяются соглашениями (статья 3).

В соответствии с Законом разработаны, утверждены и вступили в силу новые Уставы потребительских обществ и их союзов всех уровней, реформирована организационная структура потребительской кооперации.

Однако практика хозяйственной и социальной деятельности потребительских обществ и их союзов показала необходимость совершенствования законодательной базы деятельности потребительской кооперации.

В связи с этим 29.03.2000 г. Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РФ», которыйспособствовал дальнейшему укреплению социальной базы, де­мократических основ системы. Все изменения в законе направлены на повышение роли пайщи­ков в управлении и контроле, восстановление вертикали ответствен­ности, пресечение беззакония, усиление ответственности руководи­телей за результаты хозяйственной и социальной деятельности коо­перативных организаций.

Принятый Закон определил:

· порядок образования советов и правлений потребительских обществ и их союзов их состав и функции (более 50% численного состава со­вета должны занять пайщики, не работающие в потребительской кооперации). Союз создается для координации деятельности потребительских обществ, обеспечения защиты иму­щественных и иных прав потребительских обществ и их членов;

· обязательность выполнения решений Центросоюза для потребительских обществ, районных, областных, краевых и республиканских союзов;Закон еще раз подтвердил право союза на контрольные и распо­рядительные функции в отношении, как потребительских обществ, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов. В нем указано, что одной из задач потребительской кооперации является «пропаганда кооперативных идей, основанных на меж­дународных принципах кооперации, доведение их до каждого пай­щика»;

· процедуру отстранения от должности выборных должностных лиц при нарушении ими прав пайщиков, злоупотреблениях и препятствовании проведению проверок ревизионными управлениями союзов и др. нормы. В статье 6 Закона записано: «Выборные должностные лица союза потребительских обществ, которые нарушают права пайщиков, настоящий Закон, уставы, допускают нано­сящие ущерб потребительской кооперации злоупотребления и пре­пятствуют проведению проверок деятельности организаций потреби­тельской кооперации, могут быть отстранены от должности...».

В настоящее время одной из главных проблем является сохранение потребительской кооперации как сложнейшей системы, способной обеспечить реальное обслуживание сельских жителей. В этих целях в полной мере должны быть использованы любые реальные возможности и механизмы реализации кооперативных принципов деятельности согласно действующим нормативным актам.

Решающее значение для обеспечения «работы» этого Закона имеет активное и последовательное сотворчество пайщиков и работников кооперативов одновременно во всех звеньях системы, особенно в потребительских обществах.

Таким образом, Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обще­ствах, их союзах) в Российской Федерации» в редакции 2000 г., на­целен на сохранение кооперативной самобытности потребитель­ской кооперации, ее социальной ориентации, автономии и независи­мости, а также на:

- развитие потребительской кооперации как системы, состоящей из потребительских обществ и их союзов, признание за союзами всех уровней контрольных и распорядительных функций, восстановление вертикали ответственности;

- провозглашение потребительских обществ и союзов потреби­тельских обществ субъектами собственности;

- изменение отношения к пайщикам. Признание пайщика главной фигурой потребительской кооперации, а экономическое участие пайщика в хозяйственной деятельности – главным условием его существования;

- расширение кооперативной демократии;

- возрождение системы на принципах и ценностях международного кооперативного движения;

- структурную перестройку и новую инвестиционную политику.

Дальнейшая законотворческая деятельность в системе потребительской кооперации требует принципиально новые подходов к регулиро­ванию кооперативных отношений. В соответствии с Указом Прези­дента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «Об общепра­вовом классификаторе отраслей законодательства» кооперативное законодательство не выделено в самостоятельную отрасль, но реаль­но существующие разновидности кооперативных организаций, при­нятые и готовящиеся законы о различных видах кооперации, свиде­тельствуют о фактическом признании этого сектора экономики.

Законодательной базой жизнедеятельности всех видов коопера­тивных организаций Российской Федерации, помимо отраслевых законов, в перспективе должен стать Федеральный закон «О коопера­ции в Российской Федерации».

Для укрепления правового статуса потребительской кооперации России необходимо закрепление:

- в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ термина - кооперативная собственность» как самостоятельной формы собственности;

- в проекте Трудового кодекса РФ положения, регулирующего специфику работников кооперативных организаций с отсылкой на особенности, предусмотренные федеральными законами о кооперативных организациях, их уставами;

- в Законе РФ «О потребительской кооперации (потребитель­ских обществах, их союзах) в Российской Федерации» поло­жения о разграничении полномочий членов совета и правления потребительского общества, союза потребительских об­ществ.

Отношения, возникающие при создании и деятельности потре­бительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодек­сом Российской Федерации, Законом РФ «О потребительской коопе­рации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми акта­ми Российской Федерации. В связи с этим субъекты Российской Фе­дерации неправомочны принимать законы, регулирующие создание и деятельность организаций потребительской кооперации - потребительских обществ и их союзов. Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, касающиеся потребитель­ской кооперации, не должны противоречить федеральным законам.

Широко практикуется заключение соглашений между потреби­тельскими обществами, их союзами и органами исполнительной вла­сти, что закреплено в Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Однако необходимо формирование законодательной базы для регулирования взаимоотношений потребительских обществ и союзов с органами государственной власти и органами местного самоуправ­ления на региональном уровне.

Повышение роли уставов потребительских обществ и их союзов. В уставах организаций потребительской кооперации необ­ходимо отражать принципиальные положения, касающиеся создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, а также органов их управления и контроля.

С выходом новых, более совершенных нормативных правовых ак­тов, обусловивших изменения правового статуса субъектов Федерации, с передачей им больших полномочий, устав общества и союза приобрел важное значение и является своеобразной конституцией, определяющей сферу и направления деятельности кооперативной организации.

В статьях 9 и 32 Закона о потребительской кооперации указаны обязательные положения, которые должны присутствовать в уставе потребительского общества и союза. Кроме перечисленных в Законе требований к уставу, в него могут быть включены иные сведения, не противоречащие законодательству.

Уставы потребительских обществ, союзов должны в полной ме­ре соответствовать Закону РФ «О потребительской кооперации (по­требительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Принятые с учетом местного законодательства, особенностей региона, сложившихся обычаев делового оборота, уставы в своей ос­нове должны соответствовать примерным уставам потребительского общества, союза. Новое видение организаций потребительской кооперации, выработанное на российских научно-практических кон­ференциях: расширение видов деятельности, усиление социальной направленности, активизация работы с пайщиками, повышение роли участковых кооперативных комитетов, магазинов-центров коопера­тивных участков, комиссий кооперативного контроля, решение про­блемы занятости путем создания рабочих мест, должно найти отра­жение в уставах потребительских обществ, их союзов.

Особое внимание следует уделить регулированию отношений между потребительскими обществами и союзами, членами которых они являются, а также между союзами. Закон о потребительской кооперации повышает роль и значение уставов по данному вопросу. Основная их задача, как правоустанавливающих документов, - со­хранение и упрочение системы потребительской кооперации.

В уставах потребительских обществ, союзов должны быть от­ражены следующие положения:

- члены союзов - только потребительские общества (для уста­вов союзов);

- ответственность руководителей потребительских обществ, сою­зов за результаты социальной и экономической деятельности;

- соблюдение и выполнение решений органов управления со­ответствующих союзов для потребительских обществ и сою­зов в соответствии с Законом РФ о потребительской кооперации;

- информированность пайщиков через газету «Российская кооперация»;

- разграничение полномочий совета и правления;

- формирование состава совета с преобладанием пайщиков (представителей), не являющихся работниками потребительской кооперации;

- создание неделимого фонда как механизма обеспечения сохранности недвижимого кооперативного имущества.

Закрепление этих положений в уставах обеспечит целостность системы и управляемость организациями потребительской кооперации.

Контрольные и распорядительные функции органов управ­ления союзов за деятельностью организаций потребительской кооперации. Потребительская кооперация законодательно опреде­лена как система потребительских обществ и их союзов.

Потребительские общества и их союзы объединены в систему общностью целей и задач. Потребительские общества, являясь эле­ментами системы, объединяются в союзы, на уровне которых обес­печивается согласованное функционирование системы в целом.

Согласно Закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» союз вправе осуществлять контрольные и распоряди­тельные функции в отношении как потребительских обществ, которые являются членами данного союза, так и созданных потребитель­скими обществами соответствующих союзов потребительских об­ществ. Законодательно закреплено положение, обязывающее все союзы потребительских обществ создать контрольно-ревизионные управления для осуществления проверок деятельности организаций потребительской кооперации.

К функциям контрольно-ревизионных управлений относится осуществление проверок соблюдения прав пайщиков, Закона о по­требительской кооперации, уставов, хозяйственно-финансовой дея­тельности, сохранности собственности, анализа правового статуса потребительского общества, принадлежности его к потребительской кооперации как системе и правомерности использования этим обще­ством льгот, предназначенных для организаций потребительской кооперации. результаты проверок могут быть основанием для при­влечения к ответственности виновных в выявленных нарушениях.

Распорядительные функции реализуются через принятие орга­нами управления союза решений, обязательных для потребительских обществ и их союзов в соответствии с Законом о потребительской кооперации.

Укрепление дисциплины и повышение ответственности ру­ководящих работников организаций потребительской коопера­ции. Динамичность и сложность действующего законодательства требуют от руководителей постоянного совершенствования и обнов­ления знаний в области права, изучения и активного использования в повседневной работе нормативно-правовых актов, принципиальной позиции по вопросам сохранности кооперативной собственности.

Руководителям организаций потребительской кооперации необ­ходимо соблюдать требования законодательства РФ и прежде всего Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обще­ствах, их союзах) в Российской Федерации», выполнять и проводить в жизнь решения общих собраний представителей потребительских обществ Российской Федерации, других органов управления Центро­союза РФ, областных (краевых, республиканских, районных) потреб­союзов.

Контроль со стороны пайщиков за работой органов управления организаций потребительской кооперации - непременное условие ее деятельности.

Следует активно применять положения Закона РФ «О потреби­тельской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Рос­сийской Федерации» об отстранении выборных должностных лиц потребительских обществ и союзов потребительских обществ, а также руководителей организаций, созданных потребительскими общест­вами и союзами, нарушающих права пайщиков, уставы и допускающих злоупотребления, наносящие ущерб потребительской кооперации.

Ответственность руководителей за результаты работы органи­зации потребительской кооперации должна найти отражение в уста­вах и договорах (контрактах). В трудовых договорах (контрактах) с руководителями следует предусматривать дополнительные основания досрочного расторжения договора (контракта), например: нару­шение требований законодательства РФ, убыточная работа свыше 6 месяцев, отчуждение объектов неделимого имущества с нарушением законодательства Российской Федерации.

Организации по­требительской кооперации, в том числе хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы потребительских обществ - собственники мно­гочисленных объектов недвижимости (административных, медицин­ских и учебных зданий, магазинов, торговых центров, приемозаготовительных пунктов, хлебокомбинатов, производственных цехов, пунктов общественного питания и других). Подтверждение прав на объекты недвижимости - одна из важнейших задач для организаций потребительской кооперации.

Права на объекты недвижимости, поступившие к организациям потребительской кооперации от прежних правообладателей, под­тверждаются договорами в отношении недвижимого имущества, за­ключенными в соответствии с законодательством РФ, актами пере­дачи имущества и другими актами, указанными в ст. 17 Федерально­го закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» потребительские общества, союзы имеют право создавать неделимые фонды, имущество которых не подлежит распределению между чле­нами и при ликвидации потребительского общества имущество неде­лимого фонда передается другому (другим) потребительским обще­ствам на основании решений общих собраний общества. Это право следует использовать в полной мере для повышения гарантии сохра­нения недвижимого кооперативного имущества.

Следует укреплять законодательную базу для сохранности соб­ственности организаций потребительской кооперации и защиты не­движимого имущества неделимого фонда.

Организациям потребительской кооперации необходимо про­должать работу по возврату собственности, отчужденной с наруше­нием законодательства РФ.

Первоочередными мерами пре­дотвращения банкротства являются разработка и создание необ­ходимых предпосылок для принятия нормативно-правовых актов, решений, которые в совокупности позволяют сформировать целостную систему законодательства в отношении потребительской кооперации и устранить противоречивость и пробелы действую­щих законов.

В своей экономической политике правительство РФ предусмат­ривает ускорить процесс реструктуризации неконкурентоспособных предприятий на основе активизации процедур банкротства; принять новую редакцию Федерального закона «О несостоятельности (бан­кротстве)», устраняющую препятствия для применения процедуры ликвидации и предполагающую более совершенную защиту креди­торов, требования которых обеспечены залогом. В этих условиях не­обходимо разработать единый подход по предотвращению массовых банкротств в системе потребительской кооперации, обеспечивающий необходимую правовую защиту для сохранения ключевых активов, образующих неделимый фонд потребительской кооперации. Следует оградить социально и экономически значимые кооперативные пред­приятия от их продажи новым собственникам.

Среди мер правовой поддержки, необходимой для осуществления общей стратегии экономического оздоровления, следует внедрить и использовать:

- возможность обжалования решений арбитражных судов о банкротстве потребсоюзов, так как Закон о банкротстве не распространяется на союзы потребительских обществ;

- ходатайства областных и республиканских союзов потреби­тельских обществ о включении наиболее крупных кооперативных организаций в рекомендации федеральных округов по обновлению перечня крупных, экономически или социально значимых организаций.

В уставах необходимо предусмотреть ответственность членов советов и правлений потребительских обществ за невыполнение планов их финансового оздоровления. В ряде случаев необходим меха­низм контролируемого управления, который предусматривает отстранение председателя правления организации-должника и временное назначение компетентного управляющего для вывода организации из предбанкротного состояния.

Следует шире использовать досудебную санацию как защитную меру в предбанкротных ситуациях в форме финансовой поддержки (например, дополнительные целевые взносы пайщиков, финансовые льготы и прямая финансовая помощь со стороны органов власти субъектов РФ тем организациям потребительской кооперации, кото­рые обязуются наращивать закупки, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции). Необходимо применять в виду угрозы банкротства субсидиарную ответственность пайщиков и руководите­лей. Вопросы реального применения субсидиарной ответственности требуют тщательного урегулирования и закрепления в уставах орга­низаций системы потребительской кооперации. Следует перейти от признания ее возможности к практическому применению.

1.3. Содержание и особенности финансов организаций потребительской кооперации

Понятие и особенности организации финансов

Финансы играют решающую роль во всех областях деятельности организаций и предприятий потребительской кооперации: выработке стратегии, определении целей и эффективных способов их достижения. С развитием рыночных отношений возникла необходимость в создании объективных условий для эффективного функционирования финансов организаций потребительской кооперации. Важнейшими из них являются наличие институтов различных организационно-правовых форм хозяйствования, определенных Гражданским кодексом и Законом о потребительской кооперации в РФ, рыночного ценообразования, рынков факторов производства, товаров и услуг, рыночной инфраструктуры, надлежащей системы государственного и ведомственного регулирования их деятельности.

Понятие «финансы организаций (предприятий)» в целом и применительно к системе потребительской кооперации имеет несколько значений. Во-первых, это экономическая категория, а во-вторых, это форма организации финансовых отношений. В отношении понятия «финансы организаций (предприятий)» органичное единство формы и содержания проявляется в том, что совокупность финансовых отношений, выражающих процессы распределения и перераспределения созданной стоимости, складывается на практике в определенную правовую систему. Особенность этой системы заключается в сфере ее действия и присущих ей функций. От того какая форма правовой организации этих финансовых отношений определена законодательством зависит весь внутренний правопорядок функционального финансового механизма и его структурных элементов. Такие структурные элементы классифицируются на две группы. Во-первых, это – функциональные элементы: планирование (прогнозирование), регулирование и контроль, само их наличие определено функциями системы финансовых отношений. Во-вторых, это предметные (вещественные) элементы финансового механизма, которые определяют понятие «финансовые ресурсы».

Российские экономисты не пришли к единому мнению в трактовке сущности категории «финансы предприятий». В экономической учебной литературе даются различные определения содержания финансов предприятий, но все они сводятся к тому, что «Финансы предприятий» трактуются как «система (совокупность) денежных (экономических) отношений экономических субъектов хозяйство­вания, связанных с формированием, распределением и использованием денежных средств, возникающая в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности» [4,5,35,70].

На наш взгляд, с учетом происшедших рыночных преобразований, а также с учетом специфики деятельности финансы организаций потребительской кооперации представляют собой совокупность экономических от­ношений организаций, возникающих в реальном денежном обороте и связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов в процессе коммерческой деятельности.

Организация финансов в потребительской кооперации имеет свои особенности, обусловленные характером кооперативной собственности и организационным построением системы потребительской кооперации.

На основании статьи 50 Гражданского кодекса РФ потребительские кооперативы (потребительские общества, потребительские союзы), а также их союзы являются некоммерческими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Потребительская кооперация является многоотраслевой системой, осуществляющей торговую, производственную и заготовительную деятельность Средства потребительских обществ формируются из паевых и вступительных взносов пайщиков, а впоследствии пополняются из части нераспределенной прибыли и других средств.

За счет паевых взносов в потребительских обществах создается паевой фонд, вступительные взносы являются основным источником образования неделимого фонда. За счет паевого и неделимого фондов формируются основные фонды и собственные оборотные средства предприятий потребительской кооперации.

Каждый член потребительского общества имеет долю в его собственности в размере внесенного паевого взноса. В качестве паевого взноса в паевой фонд потреби­тельского общества пайщики могут вносить денежные средства, ценные бумаги, земельные участки или земель­ные доли, другое имущество либо имущественные или иные права, имеющие денежную оценку. Размеры пае­вых взносов определяются общим собранием потребительского общества;

При выбытии из кооператива паевые взносы возвращаются. Члены потребительской кооперации имеют право на часть нераспределенной прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей (кооперативные выплаты). Размер отчислений зависит от массы полученной прибыли и состояния оборотных средств.

В соответствии с Законом о потребительской кооперации в РФ (статьи 21 и 33) для реализации уставных целей потребительские общества и союзы имеют право создавать хозяйственные общества, медицинские, образовательные и иные учреждения, филиалы и представительства, могут быть участниками хозяйственных обществ, кооперативов, вкладчиками товариществ на вере.

До 1 января 2005 г. действовала статья 297 Налогового кодекса РФ, закреплявшая особенности формирования расходов организаций системы потребительской кооперации, в состав которых они могли включать дополнительно: отчисления на содержание потребительских обществ и их союзов, проценты, выплачиваемые за привлекаемые у пайщиков и других граждан заемные средства, отчисления в фонд развития потребительской кооперации.

С 1 января 2005 г. в системе потребительской кооперации РФ введено Положение «О фондах потребительской кооперации в Российской Федерации», предусматривающее формирование в потребительской кооперации системы фондов, нацеленных не только на стимулирование экономической деятельности, но и поддержку ее социальной миссии. Хозяйственные общества и учреждения, единственными учредителями которых являются потребительские общества и ли союзы имеют право формировать фонды потребительской кооперации, за исключением паевого.

Создание в потребительской кооперации системы фондов будет способствовать совершенствованию социально-экономической деятельности системы в направлении развития и стимулирования инвестиционных возможностей, улучшения финансового состояния, укрепления кадрового потенциала и позволят полнее реализовать ее социальную миссию.

В составе затрат торговых предприятий потребительской кооперации отсутствует стоимость за­купаемых товаров. Торговое предприятие закупает уже произве­денные товары, осуществляя затраты лишь на доведение их до потребителей. Имеются свои особенности в составе и структуре оборотных средств, значительная часть которых вложена в товарные запасы. В источниках формирования оборотных средств значительную долю составляют краткосрочные кредиты банков,

Финансовое состояние торговых организаций во многом зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров покупателям. Поэтому важным финансовым показателем деятельности торговых предприятий является скорость обращения оборотных средств, т.е. время от момента оплаты полученных от поставщиков товаров до их реализации населению. Все эти особенности учитываются при формирова­нии финансовых ресурсов и их использовании.

Денежный оборот, будучи обособленным, полностью или частично, со­ставляет материальную основу финансов предприятий и организаций потребительской кооперации. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и со­провождающийся потоком денежных платежей и расчетов.

Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы организации потребительской кооперации - все источники денежных средств, аккомулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида целевых и безвоздмездных поступлений.

Функционирование финансов потребительской кооперации направлено на реализацию ее социальной миссии. Они опираются на информационные потоки. Принятие решений основано на совокупности информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) и ста­тистической отчетности, договорах и соглашениях, коммерческих и расчет­ных документах и т.п.

Финансы предприятий имеют четкую целевую ориентацию, которая на­кладывает отпечаток на все аспекты деятельности, включая организацион­ный, коммерческий, инвестиционный, договорный и др. Это прибыльная ра­бота, рациональная минимизация затрат, оптимизация финансовых потоков.

Финансы предприятий потребительской кооперации характери­зуются теми же чертами, которые присущи в целом категории финансов. Вместе с тем в каждом конкретном случае отражают отраслевые особенности, выражающиеся в специфике оборота капитала, обслуживании воспроизводственных процессов, эмиссионной и инвестиционной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: