Бульдозерами называют горные машины прерывного действия, предназначенные для послойного срезания, соскребания и продольного перемещения толканием-волочением насыпного груза на небольшие (обычно до 100 м) расстояния.
Бульдозер состоит из ходовой тележки 1 (рис. VI.2) с приводом 6, отвала 5, которым перемещается груз толканием-волочением, оборудования 2 для управления отвалом, двух толкающих брусов 3 с подкосами 4 и приводной лебедки 7.
В горной промышленности бульдозеры особенно широко применяют на открытых разработках и на поверхности шахт, однако в последние годы они находят все большее применение и на подземных работах для зачистки и выравнивания почвы забоя, концентрации горной массы в месте погрузки ее экскаватором, отодвигания взорванной горной массы от забоя с целью подготовки забоя к бурению, перемещения бутов, транспортирования горной массы на расстояние до 40—50 м, устройства и содержания дорог при безрельсовом транспорте и на других работах.
Принцип работы бульдозера заключается в том, что, перемещаясь собственным ходом (аналогично гусеничным тракторам), бульдозер подходит к требуемому месту работы, опускает отвал на почву и, перемещаясь вперед (а иногда и назад), соскребает горную массу, располагающуюся перед отвалом в виде призмы волочения. Дальше бульдозер перемещает захваченную горную массу на некоторое расстояние толканием-волочением и затем разгружается, сталкивая ее с откоса, поднимая отвал или отходя назад. Затем бульдозер возвращается к месту заполнения отвала, и рабочий цикл повторяется.
|
|
К конструкции бульдозера, применяемого на подземных работах, по сравнению с общепринятыми для строительных работ предъявляются дополнительные требования, связанные со спецификой их эксплуатации. Так, при зачистке почвы выработки неровности скальной породы не могут быть срезаны ножом отвала. В связи с этим отвал подземного бульдозера, который не срезает грунт, а перемещает скальную породу толканием-волочением, должен иметь повышенную точность управления, чтобы обходить встречающиеся неровности и принудительно прижиматься к почве выработки. В связи с
Рис. VI.2. Схема универсального поворотного бульдозера
необходимостью работы в тупиковых забоях и на отвалах, отвал подземного бульдозера должен быть выдвижным и двустороннего действия. Для перемещения породы насторону отвал должен иметь возможность поворачиваться в процессе движения в плане на 30—60°. Вся конструкция бульдозера и особенно отвала должна обладать повышенной прочностью, износостойкостью и проходимостью. В связи со стесненными условиями горных выработок бульдозер должен разбираться на транспортабельные узлы с учетом сборки в шахтных условиях.
|
|
С целью классификации подземные бульдозеры могут быть подразделены:
по способу управления отвалом — на канатные и гидравлические;
по возможности изменения угла установки отвала в плане (5—6°) — с поворотным и неповоротным отвалом;
по возможности изменения угла резания (5—6°) — с постоянным и переменным углом установки отвала;
по возможности перекоса отвала (3—6°) — допускающие перекос в вертикальной плоскости и не допускающие;
по типу ходового оборудования — гусеничные и колесные;
по роду потребляемой энергии — с двигателями внутреннего сгорания, электро- и пневмоприводом.
В отечественной горной промышленности в настоящее время используют несколько переоборудованные бульдозеры общего назначения и специально спроектированные для работы в подземных выработках.
Техническая характеристика основных типов бульдозеров, применяемых в подземных условиях, приведена в табл. VI.2.
Основным недостатком дизельного привода на бульдозерах, ограничивающим их применение на подземных работах, является выделение выхлопных газов, содержащих токсичные вещества. Поэтому необходимо наличие специальных устройств для очистки выхлопных газов дизелей и их разрежения, а также более интенсивное проветривание для поддержания в очистных забоях загазованности воздуха в пределах санитарных норм, что в ряде случаев затруднительно и неэкономично.
В последние годы для подземных работ созданы специальные подземные бульдозеры с пневмоприводом (БПП1) и электроприводом (БПДУ1 и БЭМ), которые выгодно отличаются от дизельных отсутствием загрязнения рудничной атмосферы выхлопными газами.
Подземные бульдозеры оборудованы гусеничным ходом и предназначены для механизации доставки руды с целью закладки при отработке камер на участках средней мощности, а также для работы в аналогичных условиях взамен скреперной доставки.
Интересна конструкция подземного малогабаритного электрического бульдозера БЭМ, который предназначен для доставки отбитой горной массы в выработках высотой не ниже 0,5 м на шахтах, не опасных по газу или пыли. Бульдозер оборудован гусеничным ходом / (рис. VI.3) и отвалом 2 длиной 2,32 м. Эластичная подвеска ходовых тележек увеличивает проходимость бульдозера массой около 7 т. Отвал выполнен выдвижным и с обратным ходом, что дает возможность доставлять горную массу как при ходе вперед, так и при ходе назад, например при работе в тупиковых выработках. Подъем, опускание и выдвижение отвала производят с помощью шарнирно закрепленной стрелы 3 и гидроцилиндров 4 и 5, работающих от гидропривода, развивающего давление 8 МПа. При работе прямым и обратным ходом нижняя, шарнирно прикрепленная часть 6 отвала отклоняется соответственно вперед или назад и опирается на кронштейн 7 стрелы или удерживается тягами 8. Для зачистки почвы бульдозер
Рис. VI.3. Подземный электробульдозер БЭМ
комплектуется сменным отвалом и изменяемым углом резания. Кроме того, может применяться другое навесное оборудование.
Электродвигатель бульдозера переменного тока мощностью 41 кВт питается переменным током напряжением 380 В и развивает скорость перемещения 0,78—1,07 м/с при напорном усилии 40—60 кН. Кабельный барабан 9 для увеличения маневренности машины, оборудованной самоустанавливающейся стрелой 10 может наматывать кабель 11 длиной 55 м. Техническая производительность электробульдозера составляет до 44 м3/ч при уборке лавы длиной до 50 м.
Техническая производительность бульдозера QT (м3/ч) в плотном теле (в массиве)
где В и Н – ширина и высота отвала, м; k0 – коэффициент потерь объема породы при перемещении, зависящий от длины транспортирования L, м,может определяться по приближенным формулам (k0 = (l ÷ 0,005 L); kp – коэффициент разрыхления породы (kp = 1,25 ÷ 1,3); φд – угол естественного откоса породы в движении градус.
|
|
Продолжительность цикла работы бульдозера
,
где l 1, l 2 и l 3— отрезки пути, на которых происходит соответственно заполнение отвала, транспортирование породы и движение без груза, м; v 1, v 2и v 3– средние скорости движения бульдозера соответственно при заполнении отвала, перемещении породы и движении без груза, м/с; t 0 = 8 ÷10 – время, затрачиваемое на разворот бульдозера, переключение скоростей, подъем и опускание отвала и другие вспомогательные операции, с.
Эксплуатационная производительность бульдозера Q3 (м3/см) будет
,
где Т — длительность смены, ч; k и — коэффициент использования бульдозера во времени.
При работе бульдозеров необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. В частности, обслуживать бульдозеры могут только лица, прошедшие специальные курсы обучения и имеющие соответствующее удостоверение. Запрещается работа на бульдозере при уклонах более 30° или при поврежденной системе управления. Запрещается пребывание людей в сфере работы бульдозера и ремонт или регулировка бульдозера вплоть до полной его остановки. Должны строго соблюдаться правила пожарной безопасности и правила, относящиеся к эксплуатации машины с электроприводом и т. д. Нельзя оставлять бульдозер с включенным приводом и незаторможенным ручным тормозом.
При обслуживании и ремонте бульдозера и во всех других случаях категорически запрещается находиться под узлами и деталями, которые удерживаются фрикционными тормозами или гидроустройствами, без устойчивой опоры их на специальные подкладки. Запрещается подогревать двигатель открытым пламенем, а также находиться под машиной при работающем двигателе и вблизи гибких рукавов гидропривода, так как лопнувший рукав может причинить тяжелые увечья. Заправлять машины горючими и смазочными материалами следует днем или при нормальном электрическом освещении. При заправке категорически запрещается курить, зажигать спички или пользоваться керосиновыми или неисправными электрическими фонарями.
|
|