о «сократовской беседе» никак не скажешь, что провести ее легко и просто. Внешне непритязательная по Форме и кажущаяся доступной любому педагогу,«сократовская беседа» тем не менее остается далеко не доступной любому организатору групповой деятельности. Ее возникновение связано с социальными причина ми: сегодня гораздо важнее видеть проблемы, чем иметь ответ на них, самостоятельно производить выбор, чем получать готовый, уметь мыслить, чем уметь извлекать чужое мнение. Затребованную временем способность следует неуклонно и постоянно развивать У детей.
«Сократовская беседа» - одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепри
нятых расхожих суждений. Данная форма получила название по имени философа Сократа, обучавшего учеников путем постановки системы вопросов.
К предложенному суждению или вопросу учитель и
ученики ставят ряд предварительных вопросов, от решения которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске (на экране), но на них не ищут «правильного» ответа. Предполагается, что каждый уча-
|
|
В настоящее время ПРИХQДИТСЯ констатировать вулъгаризованный вариант «сократовской беседы».
crник сделает для себя свой собственный выбор. еу.щения предлагаются с учетом конкретных педагогических обстоятельств и уровня воспитанности детей. Например: «Хорошо живется на свете эгоисту», или «Всегда надо ли отстаивать истину?», или «Одиночества не боится сильный», или «Свободен ли дикарь?».
Однако, чтобы беседа бьта плодотворной, необходима своеобразная «разминка» - подготовка к интеллектуальному усилию. Она состоит из попыток очертитьпредварительные вопросы к суждению повседневного, житейско-обьщенного порядка, такому как: «Полезно ЛИ ходить босиком по земле?», «Всегда ли надо солить пишу?», «Следует ли по утрам делать зарядку?», «Надо личистить зубы?». Так как в этих вопросах не оговорены частные условия: о человеке ли идет речь, в какое время года, какова мера? и Т.Д. - ТО, несомненно, дети поставятмного предварительных вопросов к предъявленному вопросу. Первые успешные шаги в разминке послужат большим стимулом к последующему духовному усилию.
Возможно, финалом «сократовской беседы» станут индивидуальные поиски ответа на поставленный вопрос. Под тихую музыку в течение нескольких минут ученики пробуют выразить письменно свои выбор.
Количество участников может быть неограниченным, но все же наиболее успешно проходит такая духовная работа в камерных условиях, в пределах одногоучебного класса либо параллели двух учебных групп.
Сегодня новые времена предлагают для «сократовской беседы» довольно острые суждения, согласие или несогласие с которыми радикально можетсказаться на судьбе человека: «Хорошо ли быть богатым?», «Деньги ли главное в жизни?», «Человек проявляет свое «Я» В труде», «Помогая другому, ты ослабляешьего силы», «Религия не нужна сильному человеку», «Мозги ржавеют без их употребления», «Самое страшное наказание за черствость - одиночество» и др.