Сократовская беседа

о «сократовской беседе» никак не скажешь, что про­вести ее легко и просто. Внешне непритязательная по Форме и кажущаяся доступной любому педагогу,«сократовская беседа» тем не менее остается далеко не доступной любому организатору групповой деятельности. Ее возникновение связано с социальными причина­ ми: сегодня гораздо важнее видеть проблемы, чем иметь ответ на них, самостоятельно производить выбор, чем получать готовый, уметь мыслить, чем уметь извлекать чужое мнение. Затребованную временем способность следует неуклонно и постоянно развивать У детей.

«Сократовская беседа» - одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепри­

нятых расхожих суждений. Данная форма получила название по имени филосо­фа Сократа, обучавшего учеников путем постановки сис­темы вопросов.

К предложенному суждению или вопросу учитель и

ученики ставят ряд предварительных вопросов, от реше­ния которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируют­ся на доске (на экране), но на них не ищут «правильного» ответа. Предполагается, что каждый уча-­

В настоящее время ПРИХQДИТСЯ констатировать вулъгари­зованный вариант «сократовской беседы».

crник сделает для себя свой собственный выбор. еу.щения предлагаются с учетом конкретных педагогических обстоятельств и уровня воспитанности детей. Например: «Хорошо живется на свете эгоисту», или «Всегда надо ли отстаивать истину?», или «Одиночества не боится силь­ный», или «Свободен ли дикарь?».

Однако, чтобы беседа бьта плодотворной, необхо­дима своеобразная «разминка» - подготовка к интеллек­туальному усилию. Она состоит из попыток очертитьпредварительные вопросы к суждению повседневного, житейско-обьщенного порядка, такому как: «Полезно ЛИ ходить босиком по земле?», «Всегда ли надо солить пи­шу?», «Следует ли по утрам делать зарядку?», «Надо личистить зубы?». Так как в этих вопросах не оговорены ча­стные условия: о человеке ли идет речь, в какое время го­да, какова мера? и Т.Д. - ТО, несомненно, дети поставятмного предварительных вопросов к предъявленному во­просу. Первые успешные шаги в разминке послужат боль­шим стимулом к последующему духовному усилию.

Возможно, финалом «сократовской беседы» станут индивидуальные поиски ответа на поставленный вопрос. Под тихую музыку в течение нескольких минут ученики пробуют выразить письменно свои выбор.

Количество участников может быть неограничен­ным, но все же наиболее успешно проходит такая духов­ная работа в камерных условиях, в пределах одногоучебного класса либо параллели двух учебных групп.

Сегодня новые времена предлагают для «сократовской беседы» довольно острые суждения, со­гласие или несогласие с которыми радикально можетсказаться на судьбе человека: «Хорошо ли быть бога­тым?», «Деньги ли главное в жизни?», «Человек проявля­ет свое «Я» В труде», «Помогая другому, ты ослабляешьего силы», «Религия не нужна сильному человеку», «Мозги ржавеют без их употребления», «Самое страшное наказание за черствость - одиночество» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: