«Проблемы и 'apгyмeHThI» - командная состязательная форма духовной деятельности детей. Сегодня онапрактикуется чаще всего в старших классах, реже - вrIOДРОСТКОВЫХ, но не исключено использование этойформы и в работе со школьниками начальных классов..
Назначение данной формы деятельности - в развитии способности оценивать реальную действительностьво всем многообразии ее проблем, свое место в этой реальности и свои отношения к отдельным объектам раскрывающейся для школьника жизни: Момент осмысления выступает одним из факторов развития у школьникаспособiюсти к саморегулированию своего поведения. Побочным влиянием оказывается упражнение интеллектуальных сил школьника.
Организуются две команды, две группы, иногда такими группами могут стать классы в полном их составе. Поочередно выступая то в роли аналитиков, то в роли прагматистов, команды рассматривают один из жизненHыx вопросов С двух точек зрения: с точки зрения правомерности заявленной проблемы и с точки зрения еерешения. Представители команд выбирают из «корзиныпроблем» карточку, на которой написаны слова, обозначающие какую-то проблему сегодняшнего дня, например: «Духовное И материальное ~ жизни человека», «Мужчины И женщины», «Иждивенчество детей в семье», «Способности и талант человека». Команда «аналитиков» выдвигает ряд аргументов в пользу предложенной им проблемы, тем самым доказывая объективностьявления. Команда «прагматиков» «<прагматистов») должна предложить ряд практических решений проблематичного вопроса.
|
|
Разумеется, как на всяком состязании, время для обдумывния строго ограничено, / его отмеряет по часам«счетчик» (иногда шутливо это лицо получает имя«Хронос»), а если в школе имеются песочные минутныечасы, то измерение времени командного оБСУЖденияпроизводится благодаря этому часовому прибору.
Главный арбитр жюри начисляет баллы за число и качество аргументов, а также за число и качество предложенных решений. Конечно, такой подход кажется несправедливым, пока не вводится смена ролей команд. Первый тур состязания в своем завершении означает If смену названий команд: та, что выступала под именем «аналитиков», становится «прагматиком», И наоборот. Второй тур состязания сразу 'выравнивает условия, If принцип справедливости уже не вызывает сомнений.
В состязании могут принять участие и школьники Из
болельщиков, из публики. По окончании каждого из туров им предлагается дополнить аргументы или решенияв пользу какой-то команды. Разгорается негласное состязание И между болельщиками.
Оценивает способности болельщиков один член жюри, и он же оглашает результаты, иногда останавливаясьна характеристиках деятельности болельщиков. «Счетчию) ведет общие подсчеты на большой доске или табло.
|
|
Очень важной фигурой является арбитр по этике. Его функция - обеспечить высокий этический климат в ходе игры. Он корректирует или одобряет поведение команд, жестко следя за тем, чтобы в пылу состязания никто не бьш обижен, унижен либо оскорблен. К его голосу прислушивается главный арбитр.
Мизансцена данной игры выстраивается четко, способствуя легкому вовлечению всех присутствующих в игру. Вот какова схематическая картинка этой мизансцены:
«Счетчию)
Команда 2 t'
АрБИтр~j""",
t.
I Публика 1......... "'-ЛРБИТР ПО
этике &
«Проблемы и аргументы» - очень гибкая форма, позволяющая беспредельно варьировать содержание деятельности. В эту форму можно «влить» любое проблем
Бое содержание, как только педагоги фиксируют внимаБие детей на одном из явлений действительности. Например, если вдруГ педагогов стало волновать поведениедетей по отношению к людям неординарным или странБЫМ, по отношению ко всему нетрадиционному, неприБЫЧНОМУ, то они могут воспользоваться игрой «Проблемы и аргументы», развернув перед детьми палитрусамых различных проявлений «странного» человека. Тогда игра приобретает особое название, скажем, она может получить тему «...А не странен кто?».
Карточки предложат школьникам осмыслить с пози
ции аргументов и решения, как относиться к«странному» человеку. Самые неОЖИданные проявления«странных» людей, предположим, такие: «Старуха идет вдетской панаме»; «Директор школыI встречает учащихся вцыганском наряде»; «Муж истратил всю зарплату на подарок жене»; «Мальчик идет по улице и поет»; «Девушкаодна в лесу на поля:не танцует»; «Человек,:не будучидворником, метет улицу» И Т.д.
Содержанием оБСУЖдения могут стать. и проблемы школьной жизни, тогда их фррмулировки записываются на карточках, и дети, их выбирая, последовательно осмысливают трудности школьной действительности. Входе такой игры рОЖдаются:нередко интересные реше:нил, которые не может не учитывть администрацияшколы.
Методическая сложность игры, преЖде всего, заключается в соблюдении темпоритма. Четкий, несбивающийся ритм обеспечивает активность всех участников. Достаточно быстрый темп - несмотря на то, что мысль требует време:ни, - предотвращает утомляемость. Соблюсти оптималь:ный темпоритм не так уж сложно: сменаролей команд, церемония изъятия из «корзины проблем»карточки с заданием, звучание музыкальной паузы дляпублики, пока кома:нды ведут оБСУЖдение, появлениевремя от времени:на доске цифровых оценок жюри все это способствует сохранению веселого, живого ритма. Игра проходит легко, не утомляет детей. Число туровзависит от возраста участников. Старшеклассники могут проиграть от четыIе}:: до восьми туров. Подросткам Же
рекомендуется не более четыIехx туров.
Следует тщательно продумывать формулировки Проблем, так, чтобы их лексическое содержание бьто поНЯТНо детям, не включать в формулировки термины малознакомые либо МОДные, но малопонятные.Не исключено, что карточки для игры заготавливают сами учащиеся, но из числа болельщиков.