Глава 8. Коммерческие договоры

8.1. Классификация коммерческих договоров

Договор в рыночной экономике является основным документом, определяющим условия взаимоотношений контрагентов. По образному выражению, договор - это закон для двоих. Гражданский кодекс РФ предусматривает, что граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п. 2 ст. 1).

Динамичное по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности развитие коммерческой деятельности требует не только постоянного совершенствования форм и методов организации продаж товаров, но и совершенствования договорных форм осуществления коммерческой деятельности. В Гражданском кодексе РФ предусмотрены модели основных, но далеко не всех договоров, используемых при осуществлении коммерческой деятельности. Возможность появления новых договоров, отвечающих потребностям быстро меняющегося торгового оборота, основывается на норме п. 2 ст. 421 ГК РФ, в которой предусмотрено, что стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Однако отсутствие законодательного закрепления непоименованных моделей договоров, уже широко распространенных на практике, в целом ряде случаев не соответствует интересам предпринимателей и приводит к сложностям формулирования условий договоров, выражающих действительную волю сторон, трудностям в квалификации таких договоров и др. В этих условиях основная нагрузка на разработку условий договоров, отражающих интересы обеих сторон при осуществлении ими взаимосогласованной деятельности, ложится на самих контрагентов.

Провозглашенный ГК РФ принцип свободы договора в его различных аспектах позволяет существенно повысить регулятивные возможности договора.

Специфика коммерческой деятельности требует определения круга договоров, используемых при ее осуществлении, выявления специальных признаков коммерческих договоров.

В законодательстве зарубежных стран с дуалистической системой частного права при построении системы торговых договоров используются два критерия: объективный и субъективный. Объективный критерий оценки сделки в качестве торговой исходит из торгового содержания сделки. Этот критерий использован в новом Французском торговом кодексе 2000 г. В нем отнесение сделки к торговой не связывается с фигурой зарегистрированного коммерсанта. При использовании субъективного критерия основным признаком является определение субъекта, который совершает сделку. Если сделку совершает коммерсант, то она считается торговой. Так, Торговое уложение Германии к торговым сделкам относит все сделки коммерсанта, относящиеся к ведению его торгового промысла. В случае сомнения осуществляемые коммерсантом сделки считаются относящимися к ведению его торгового промысла <1>. Однако ни в одной из стран, как отмечается в литературе, последовательно не выдерживается использование одного из критериев <2>.

--------------------------------

<1> См.: Германское право: В 2 ч. / Пер. с нем. М., 1996. Ч. II: Торговое уложение и другие законы. С. 129.

<2> См.: Гражданское и торговое право капиталистических стран / Отв. ред. Е.А. Васильев. М., 1992. С. 108.

Правовое значение деления договоров на гражданские и торговые в странах, где оно проводится, состоит в том, что торговые договоры в первую очередь подчиняются специальным нормам права (материально-правовым и процессуально-правовым с точки зрения особого порядка рассмотрения споров).

Г.Ф. Шершеневич к торговым сделкам относил сделки, совершенные в виде промысла, и отличие торговых сделок от общегражданских основывал на цели заключения сделок. "Сделка становится торговой потому, что она совершается для торговли" <1>.

--------------------------------

<1> Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. С. 48 - 49.

Торговая деятельность явилась первым видом деятельности, которая приобрела впоследствии признаки предпринимательской деятельности. Потребность в специальном регулировании торговых договоров обусловила возникновение торгового права, его обособление от гражданского права. В последующем произошло распространение правил, регулирующих торговые сделки, на иные виды предпринимательских договоров.

В настоящее время торговая деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности, и, следовательно, в отсутствие специальных правил о торговых договорах к ним должны применяться правила о предпринимательских договорах, а затем и общие положения о договоре, предусмотренные в ГК РФ.

Понятие же предпринимательского договора в российском законодательстве основывается на использовании сочетания нескольких критериев. Предпринимательские договоры заключают предприниматели (индивидуальные и коллективные). Предпринимательский договор заключается для использования соответствующего объекта с предпринимательской целью, а не для личного, домашнего, семейного и иного подобного использования. Признаком предпринимательского договора является его возмездность. По данным критериям проводится отграничение предпринимательских договоров от потребительских договоров.

Круг договоров коммерческого права значительно уже круга всех предпринимательских договоров. Обладая признаками предпринимательского договора, торговые договоры заключаются вместе с тем только в одной из сфер предпринимательской деятельности - в сфере оптовой торговли. Следовательно, характерным признаком коммерческих договоров является их связь с коммерческой деятельностью. В отличие от иных предпринимательских договоров торговые сделки в большей степени нуждаются в специальных, более простых правилах их оформления, поэтому выделение из состава других договоров коммерческих договоров важно с точки зрения совершенствования правил их регулирования, в том числе упрощения процедуры заключения с целью обеспечения динамичного товарооборота.

Тесная связь договоров гражданского и коммерческого права выражается в том, что можно выделить, во-первых, договорные институты, в которых появились черты и признаки, предназначенные для регулирования именно торговых отношений; во-вторых, договорные институты, в которых произошло фактическое разделение и наряду с гражданско-правовыми возникли соответствующие институты торгового права (например, коммерческое поручение в совокупности с представительством, существующее наряду с общегражданскими поручением и представительством); в-третьих, договоры коммерческого права, вообще не упоминаемые в ГК РФ в силу известной отдаленности цивилистики от проблем торгового оборота (договоры оптовой купли-продажи, на проведение маркетинговых исследований и др.) <1>. Ценность такой классификации для определения особенностей коммерческих договоров не вызывает сомнения. Возможно проведение классификации коммерческих договоров и по другим основаниям. Так, можно выделить три группы договоров: общегражданские, опосредующие отношения любых участников гражданского оборота; предпринимательские, заключаемые при осуществлении не коммерческой, а иных видов деятельности (аудиторской, оценочной инвестиционной и др.); и договоры, заключаемые при осуществлении коммерческой деятельности (договоры коммерческого права).

--------------------------------

<1> См.: Актуальные проблемы коммерческого права. С. 7.

В Гражданском кодексе РФ термин "торговые сделки" только упоминается в ст. 184 применительно к институту коммерческого представительства. Хотя коммерческое представительство может осуществляться при заключении различных договоров в сфере предпринимательской деятельности, в основном деятельность коммерческого представителя направлена на осуществление от имени предпринимателей торговых сделок.

Перечень договоров, применяемых при организации и осуществлении коммерческой деятельности, не является исчерпывающим. Используя в качестве основания классификации такой критерий, как предмет договора, можно выделить несколько групп договоров, заключаемых при организации и осуществлении коммерческой деятельности.

Ядро коммерческих договоров составляют договоры продаж. К ним относятся договоры, направленные на передачу товаров в собственность от продавца к покупателю: договор поставки, поставки для государственных и муниципальных нужд, дистрибьюторский, оптовой купли-продажи, контрактации, сделки, заключаемые на товарной бирже, и др. К этой же группе договоров примыкают договоры мены и товарного кредита.

Вторую группу договоров составляют посреднические договоры: коммерческого поручения, комиссии, в том числе консигнации, агентский и др. Они находят широкое применение в коммерческой деятельности, поскольку с помощью посредников организации-изготовители осуществляют отчуждение производимых ими товаров и закупку необходимых им материальных ресурсов.

К третьей группе договоров можно отнести договоры, содействующие купле-продаже товаров. Это договоры по оказанию информационных и консультационных услуг, на проведение маркетинговых исследований, коммерческой концессии, по созданию рекламной продукции и распространению рекламы, перевозки, транспортной экспедиции, складского хранения и др.

Договоры на выполнение подрядных работ имеют весьма ограниченное применение в коммерческой деятельности, к примеру подряд на создание рекламной продукции.

Четвертую группу составляют организационные договоры, т.е. договоры, направленные на организацию торговой деятельности. В эту группу можно включить несколько видов договоров: договоры органов исполнительной власти и местного самоуправления с коммерческими организациями по различным вопросам осуществления коммерческой деятельности; договоры о межрегиональных поставках; соглашения между союзами, ассоциациями, иными некоммерческими организациями, объединяющими производителей, и некоммерческими организациями, объединяющими торговцев, и др.

Важное значение приобретают заключаемые договоры между субъектами РФ о взаимных поставках товаров, налаживании межрегиональных коммерческих связей. Такие договоры способствуют развитию конкуренции, улучшению обеспечения регионов необходимыми товарами, укреплению кооперационных связей.

Приведенный перечень договоров не является исчерпывающим. К собственно коммерческим относятся договоры купли-продажи и торгово-посреднические договоры.

8.2. Договоры продаж

Договоры купли-продажи, или продаж, составляют основную группу договоров коммерческого права. Квалифицирующим признаком договоров продаж, регулируемых гл. 30 ГК РФ, является передача товара продавцом в собственность покупателю. На продавца возлагаются две основных обязанности: передать товар покупателю и передать право собственности на него. В соответствии с общим правилом право собственности на товар у приобретателя возникает с момента передачи товара, однако ГК РФ допускает возможность определения законом или договором иного момента возникновения права собственности (п. 1 ст. 223). При этом следует учесть, что в соответствии со ст. 491 ГК РФ стороны вправе определить момент перехода права собственности от продавца к покупателю только после передачи товара покупателю. Таким образом, в отношении купли-продажи действует специальное правило ГК РФ.

В соответствии со ст. 491 ГК РФ право собственности на товар может быть сохранено за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств.

Включение такого условия в договор позволяет продавцу не засчитывать отгрузку товара для целей налогообложения до момента поступления средств от покупателя, поскольку НК РФ не считает отгрузку товара без перехода права собственности реализацией товара. Но покупатель в таком случае не имеет права распоряжаться товаром по своему усмотрению и, в частности, не вправе использовать товар в производстве, если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из назначения и свойств товара. В случае же неоплаты товара в установленный срок или если не наступят иные обстоятельства, при которых право собственности переходит к покупателю, продавец может потребовать от покупателя возврата товара, если иное не предусмотрено договором.

В коммерческой практике встречаются случаи, когда получивший товар покупатель перепродает его и после получения денег рассчитывается с продавцом. Но поскольку ГК РФ не содержит требования проведения идентификации товара, поступившего на склад покупателя, товар обычно смешивается с остальными товарами и продавец в случае неоплаты товара не может потребовать возврата товара, а только возмещения убытков. Для исключения ущемления прав продавца в таком случае необходимо дополнить ст. 491 ГК РФ положением о проведении покупателем идентификации товара, поступившего от продавца без перехода права собственности до установленного момента, путем хранения товара в отдельном помещении, маркировкой товара или иными способами, позволяющими достоверно установить, что данный товар принадлежит продавцу.

8.2.1. Договор поставки

Договор поставки выступает одним из основных договоров, заключаемых при осуществлении коммерческой деятельности. Этот договор является институтом исключительно российского права, существовавшим и в дореволюционный период, и в советское время.

Еще известный русский юрист Г.Ф. Шершеневич указывал на отличительные признаки договора поставки в сравнении с договором купли-продажи: во-первых, продавец в момент совершения сделки купли-продажи должен иметь право собственности на продаваемую вещь, тогда как поставщик может не быть собственником в момент совершения договора поставки и в действительности обыкновенно не бывает; во-вторых, продаваемая вещь должна быть определена индивидуализированными признаками, тогда как при поставке вещи определяется лишь количество и качество; в-третьих, в купле-продаже между совершением договора и исполнением его может и не быть промежутка времени, тогда как для договора поставки он представляется существенным <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). С. 327.

В советский период договор поставки выступал основной правовой формой отношений социалистических организаций по снабжению и сбыту как продукции производственно-технического назначения, так и товаров народного потребления.

Договор поставки рассматривался как самостоятельный договор, имеющий плановый характер, поскольку заключался он на основании обязательного для сторон планового акта распределения товаров.

Договор купли-продажи в области снабжения и сбыта занимал весьма незначительное место. Он заключался в основном на продажу излишней и неиспользуемой продукции.

В настоящее время приобретает большое значение перспективное планирование деятельности коммерческих организаций, разработка стратегии коммерческой деятельности, поэтому возрастает роль договора поставки как правового средства долгосрочного сотрудничества партнеров по бизнесу.

Следует отметить, что регулятивные возможности договора в настоящее время используются не в полную силу. Предусмотренные в ГК РФ модели договоров не рассчитаны на конкретные ситуации, не могут учитывать различных особенностей, имеющихся во взаимоотношениях сторон. Гражданский кодекс РФ содержит преимущественно диспозитивные нормы, что позволяет контрагентам включать в заключаемый договор условия, соответствующие их интересам. При этом предпринимателям следует учитывать требование ст. 422 ГК РФ, предусматривающей, что договор должен соответствовать императивным нормам, содержащимся в нормативных актах и действующим в момент заключения договора.

Сторонами данного договора являются предприниматели (коллективные и индивидуальные), причем поставщиком выступает не любой предприниматель, а производитель товаров или коммерсант.

Определение договора поставки, содержащееся в ст. 506 ГК РФ, в соответствии с которым поставщик обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, дает основание для смешения договоров поставки и купли-продажи. Между тем правила ГК РФ о договоре поставки рассчитаны на длительное взаимодействие сторон. Так, ст. 508 регулирует периоды поставки товаров, т.е. сроки поставки отдельных партий товаров в течение срока действия договора. Наряду с периодами в качестве самостоятельного условия в договоре могут устанавливаться более дробные сроки поставки - график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.). Статьи 511 и 512 ГК РФ содержат правила о восполнении недопоставленных товаров и определение ассортимента при восполнении недопоставки товаров. Важность сохранения длительных связей по поставке учитывает законодатель в ст. ст. 523 и 524 ГК РФ. Так, допускается односторонний отказ от исполнения договора поставки или одностороннее его изменение только в случае таких существенных нарушений обязательств, как неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки и поставка товаров ненадлежащего качества с неустранимыми недостатками в приемлемый для покупателя срок.

Существенным условием договора поставки помимо срока является его предмет (наименование и количество товара). Объектом договора поставки могут быть различные товары (сырье, материалы, оборудование, используемые для производственного потребления при создании готовой продукции, или товары, производимые для нужд населения). Хотя в качестве покупателя по договору поставки не выступает гражданин-потребитель, в договоре необходимо предусматривать условия, соответствующие интересам конечных потребителей - граждан. Количество товара может быть предусмотрено в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении.

С предметом договора тесно связано и условие об ассортименте поставляемых товаров. Различают групповой и развернутый ассортимент. Групповой ассортимент ограничивается установлением небольшого количества показателей, а развернутый характеризуется детальной разбивкой поставляемых товаров по видам, моделям, размерам, цветам. При большом ассортименте поставляемых товаров ассортиментные позиции указываются в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью договора. Долгосрочный характер взаимоотношений сторон по договору поставки обеспечивает возможность предусматривать в договоре условие о расширении ассортимента поставляемых товаров, разработке новых видов товаров.

Одним из важнейших условий договора поставки является условие о качестве поставляемых товаров. Под качеством понимается совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности. Закон о техническом регулировании предусматривает принятие технических регламентов для обеспечения безопасности товаров. Однако потребители все большее значение придают качеству приобретаемых товаров. При таких условиях ведущая роль в определении качества поставляемых товаров помимо документов по стандартизации принадлежит договору. В условиях все возрастающей конкуренции поставщики должны поставлять не только безопасные товары, но и товары, удовлетворяющие покупателей по эргономическим, эстетическим, экологическим и иным показателям качества. Между тем в ГК РФ в правилах о договоре поставки не регулируются вопросы качества поставляемых товаров. Статья 469 ГК РФ допускает возможность не предусматривать в договоре купли-продажи условия о качестве товара. В таких случаях продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в целях, для которых товар такого рода обычно используется. Но для договора поставки, который опосредует передачу крупных оптовых партий товаров в течение длительного времени, правило ст. 469 ГК РФ непригодно. В договоре поставки при отсутствии соответствующего стандарта необходимо указывать подробные требования к качеству товаров.

Следует отметить, что российские организации все чаще внедряют на своем производстве системы качества, разработанные Международной организацией по стандартам (ИСО). Системы менеджмента качества ИСО предусматривают рекомендации по организации деятельности предприятия, охватывающей практически все виды деятельности и сферы: требования к готовой продукции, оборудованию, персоналу, взаимодействию структурных подразделений и др. Применение данных систем позволяет повысить доверие покупателей к качеству поставляемых товаров. Государством проводится поддержка субъектов предпринимательской деятельности, внедряющих данную систему. Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 113 "О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг" <1> Госстандарту было предписано оказывать организациям методическую помощь по внедрению систем качества.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 745 (с послед. изм.).

Наряду с качеством в договоре предусматривается условие о комплектности поставляемых товаров, понимаемой как совокупность деталей, узлов и т.п., включаемых в поставляемые изделия как единое целое, позволяющее его использовать по назначению. Обычно выделяется основное изделие и комплектующие принадлежности. Комплектность устанавливается соответствующим документом (стандартом) или договором. Стороны могут предусматривать в договоре поставку изделий с дополнительными частями либо без определенных частей.

В договоре поставки стороны предусматривают и порядок возврата многооборотной тары и средств пакетирования (ст. 517 ГК РФ), если этот вопрос не урегулирован в нормативном порядке. Прочая тара, а также упаковка подлежат возврату поставщику только в случаях, если это предусмотрено договором.

Гражданский кодекс РФ не рассматривает цену договора поставки в качестве существенного условия договора. В соответствии со ст. 424 ГК РФ, если условие о цене в договоре отсутствует и цена не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Однако при закупке оптовых партий товара цену необходимо согласовывать в договоре.

Таким образом, договор поставки следует рассматривать в качестве договора, опосредующего долгосрочные отношения сторон по реализации оптовых партий товара.

Регулятивные возможности договора поставки в ГК РФ не использованы в должной мере, поскольку в законе отсутствуют правила, направленные на повышение качества и конкурентоспособности, расширение ассортимента поставляемых товаров, решение вопросов технического и технологического характера на долгосрочную перспективу.

8.2.2. Договор поставки продовольственных товаров

в торговые сети

Заключаемые при осуществлении коммерческой деятельности договоры поставки в ряде случаев имеют своеобразные признаки, обусловленные видом поставляемых товаров, особым субъектным составом контрагентов и другими факторами. Так, специальные правила по заключению и исполнению договора поставки продовольственных товаров в торговые сети содержатся в Законе о госрегулировании торговли.

К продовольственным товарам Закон о госрегулировании торговли относит продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки (п. 9 ст. 2).

По сравнению с нормами о договоре поставки, предусмотренными в § 3 гл. 30 ГК РФ, имеющими преимущественно диспозитивный характер, в отношении поставки продовольственных товаров в Законе закреплен ряд императивных правил. Так, установлена обоюдная обязанность хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети (ритейлера), и поставщика продовольственных товаров предоставлять необходимую информацию об условиях доступа контрагента для заключения договора поставки и существенных условий такого договора путем размещения соответствующей информации в сети Интернет или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения запроса. Данная мера должна обеспечить открытость и прозрачность информации об условиях заключения договоров поставки. Однако применение данного правила на практике с большой вероятностью вызовет затруднение, поскольку ритейлер без полученной информации от поставщика заранее определить все существенные условия заключаемого договора не сможет. Цена не является существенным условием договора поставки, следовательно, поставщики вправе не размещать информацию о цене в сети Интернет, а сообщить ее по запросу ритейлера. Кроме того, размещенная поставщиками продовольственных товаров на сайте информация о цене может послужить основанием для привлечения к ответственности за нарушение ст. 11 Закона о защите конкуренции о согласованных действиях, которые могут приводить к установлению или поддержанию цен и надбавок.

С целью исключения случаев необоснованного взимания с поставщиков различных выплат (бонусов) в Законе о госрегулировании торговли предусмотрена только одна возможность включения в цену товара выплачиваемого поставщиком ритейлеру вознаграждения - за определенное количество поставляемого товара. Причем размер указанного вознаграждения Законом ограничен и не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом не допускается выплата указанного вознаграждения за поставки отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, внесенных в Перечень, установленный Правительством РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона о госрегулировании торговли не допускается включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение ритейлером условий договора и (или) его изменение.

Особое значение имеют установленные Законом правила о сроках оплаты поставленных товаров. Законом о госрегулировании торговли в отличие от ГК РФ (ст. 516) предусмотрены императивные нормы об оплате поставленных товаров, что вызвано сложившейся до его принятия практикой задержки торговцами оплаты товаров, в связи с чем поставщики испытывали значительные трудности, связанные с нехваткой оборотных средств. В соответствии с нормами ч. 7 ст. 9 Закона о госрегулировании торговли, если в договоре поставки предусмотрено условие оплаты товаров через определенное время после их передачи в торговую сеть, срок оплаты таких товаров определяется не сторонами, а Законом о госрегулировании торговли и зависит от установленного срока годности на соответствующие товары. Так, по скоропортящимся продовольственным товарам, срок годности на которые установлен менее чем 10 дней, срок оплаты установлен не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки товаров.

Продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня их приемки, а продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция отечественного производства - в срок не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки таких товаров.

Указанные сроки оплаты применяются при условии передачи поставщиком всех необходимых документов на поставленные товары. При нарушении поставщиком сроков передачи таких документов сроки оплаты товаров увеличиваются на период предоставления документов поставщиком (ч. 9 ст. 9 Закона о госрегулировании торговли).

Предусмотренное в Законе правило о том, что включение в договор поставки условий по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение товаров, а также условия о совершении хозяйствующим субъектом определенных действий в отношении поставленных продовольственных товаров не допускается, направлено на защиту поставщиков продовольственных товаров, поскольку на практике различные услуги навязывались ритейлерами поставщикам. По существу, в данном случае законодатель установил запрет на заключение смешанного договора, предусмотренного п. 3 ст. 421 ГК РФ, содержащего элементы разных договоров - договора поставки и договора оказания услуг или иного договора. Установленное Законом о госрегулировании торговли ограничение действия принципа свободы договора не следует считать чрезмерным, поскольку в соответствии с ч. 11 ст. 9 Закона такие услуги могут оказываться ритейлерами на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

Кроме того, в целях защиты прав поставщиков Закон о госрегулировании торговли установил запрет на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством (подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13).

В Законе о госрегулировании торговли (ст. 13) установлены прямые запреты торговцам и поставщикам навязывать контрагенту условия:

- о запрете на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

- об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

- о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

- о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

- о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров и др.

Указанные правила представляют собой существенные изъятия из общих правил ГК РФ о договоре поставки, что позволяет рассматривать договор поставки продовольственных товаров в торговую сеть как разновидность договора поставки.

8.2.3. Поставка товаров

для государственных или муниципальных нужд

Впервые предусмотренный в § 4 главы 30 ГК РФ государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд отражает новые правила взаимодействия государства и предпринимателей по государственным и муниципальным закупкам товаров в рыночной экономике, основанные на равенстве прав организаций-поставщиков независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и конкуренции при размещении заказов публичных образований, свободе договора, применении государством мер экономического стимулирования поставщиков товаров. Договорные отношения по поставкам товаров для государственных нужд регулируются помимо ГК РФ Федеральными законами от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" <1>, от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" <2>, от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" <3>, Закон о размещении заказов, Бюджетным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами. Для данных договорных отношений характерно сочетание публично-правового и частноправового регулирования.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540 (с послед. изм.).

<2> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3 (с послед. изм.).

<3> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6 (с послед. изм.).

Существуют два уровня государственных нужд: федеральные нужды и нужды субъектов РФ.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация; либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (ч. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов).

В соответствии с внесенными изменениями, вступающими в действие с 1 января 2011 г., Закон о размещении заказов распространяет свое действие и на размещение заказов бюджетных учреждений.

Государственные заказчики, ответственные за обеспечение федеральных государственных нужд, утверждаются Правительством РФ; государственные заказчики, ответственные за обеспечение региональных государственных нужд, - соответствующим органом государственной власти субъекта РФ.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах (работах, услугах), необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 3).

Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, принятого поставщиком (п. 1 ст. 527 ГК РФ). По общему правилу размещение заказа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона. В случаях, предусмотренных Законом о размещении заказов, размещение заказа производится без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика) (ст. 10). Функции по размещению заказов могут выполнять уполномоченные государственными и муниципальными заказчиками органы. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора юридическое лицо - специализированную организацию для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. При этом определение начальной цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, документации о конкурсе или аукционе, определение условий торгов осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а правом подписания контракта обладает только заказчик. Размещение заказов публичных образований осуществляется в условиях обеспечения гласности, прозрачности, обязательного привлечения субъектов малого предпринимательства, предоставления преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов. Законом установлен единый порядок размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для федеральных государственных нужд, государственных нужд субъектов РФ, муниципальных нужд.

В контракте указываются наименование товаров, ассортимент, количество, качество, цена, сроки поставки, порядок расчетов и другие необходимые условия. Для повышения качества и конкурентоспособности товаров, поставляемых для удовлетворения государственных нужд, как было указано, проводится работа по созданию системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд.

Если товары в соответствии с контрактом поставляются не государственному или муниципальному заказчику, а по его указанию иному лицу, в контракте устанавливаются порядок и сроки направления поставщику отгрузочных разнарядок с указанием в них получателей товаров, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ). Предусмотрен и иной вариант структуры договорных связей при обеспечении товарами публичных нужд. Поставка может осуществляться определенному заказчиком покупателю по договору поставки для государственных или муниципальных нужд (ст. 529 ГК РФ). В этом случае заказчик после заключения контракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. На основании извещения между поставщиком и покупателем заключается договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Заказчик в таких случаях признается поручителем по обязательству покупателя оплатить поставленные товары (ст. 532 ГК РФ).

Заказчик в отличие от обычного покупателя по договору поставки вправе осуществлять контроль за ходом работ по выполнению контракта и оказывать консультативную помощь поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего (п. 3 ст. 3 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд").

Особые правила предусмотрены в законодательстве и по изменению и расторжению государственного или муниципального контракта. Так, в случаях, предусмотренных законом, заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена контрактом при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом (ст. 534 ГК РФ). Указанное правило установлено в публичных интересах, но для защиты частных интересов исполнителей государственных контрактов в перечисленных случаях предусмотрена обязанность по возмещению государственным заказчиком причиненных убытков поставщикам.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств эта сторона:

1) возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки;

2) несет другую ответственность, установленную законодательством РФ (ст. 5 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд").

В законодательных актах, регулирующих отношения по поставке товаров для обеспечения специальных государственных нужд (материальных ценностей в государственный резерв, для нужд обороны и безопасности государства и др.), установлена специальная имущественная ответственность <1>.

--------------------------------

<1> Статья 16 Федерального закона "О государственном материальном резерве", ст. 15 Федерального закона "О государственном оборонном заказе".

8.2.4. Договор оптовой купли-продажи

Договор оптовой купли-продажи не предусмотрен в ГК РФ в отличие от договора розничной купли-продажи, что весьма негативно отражается на правоприменительной деятельности. В условиях невысокого уровня договорной работы, который существует в настоящее время, предприниматели не разрабатывают самостоятельно условия договора и применяют предусмотренную в ГК РФ модель договора поставки, даже когда для этого отсутствуют объективные основания. Отсутствие законодательного закрепления договора оптовой купли-продажи приводит к противоречивой квалификации разовых сделок по оптовой реализации товаров арбитражными судами. В одних случаях арбитражные суды квалифицируют такие сделки как договоры поставки, в других к ним применяют общие правила о договоре купли-продажи (§ 1 главы 30 ГК РФ). Между тем, хотя договор поставки и является одним из видов договора купли-продажи, и к нему применяется ряд общих положений о договоре купли-продажи, предусмотренные § 1 гл. 30 ГК РФ правила договора поставки рассчитаны на применение его в коммерческом обороте, поэтому в ГК РФ (§ 3 гл. 30) предусмотрены некоторые специальные правила об условиях договора поставки, отличающиеся от аналогичных правил, предусмотренных в общих положениях о купле-продаже (в качестве примера можно привести ст. 512 об ассортименте товаров при восполнении недопоставки товаров, специальные нормы о правах покупателя в случае недопоставки товаров, невыполнении требований об устранении недостатков товаров или о доукомплектовании товаров).

Следует отметить, что договор оптовой купли-продажи предусмотрен как один из основных торговых договоров в законодательстве развитых западных стран. Широко применяется он и во внешнеторговой деятельности, что повлекло принятие в 1980 г. Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров.

Рассматривая соотношение договора поставки и договора оптовой купли-продажи, следует отметить, что оба этих договора заключаются в сфере оптовой торговли. Отличие договора оптовой купли-продажи от договора поставки заключается в разовости сделки оптовой купли-продажи, отсутствии длительных договорных отношений сторон, однократной передаче оптовой партии товаров. Данные особенности требуют и их нормативного закрепления. Договор поставки, рассчитанный на крупный, чаще всего годовой заказ покупателя, требует организационной и технической подготовки производства. Соответственно, долгосрочные коммерческие отношения сторон нуждаются в детальной проработке условий договора.

Разовая закупка товаров по договору оптовой купли-продажи обусловливает потребность в упрощенном порядке и форме заключения договора, а заключение договора поставки осуществляется по специальным, более сложным правилам. В дальнейшем по мере укрепления цивилизованных правил поведения на рынке, возрождения дореволюционного "нерушимого слова купца" возможно применение и устной формы сделок между предпринимателями.

Заключаемые в оптовом обороте договоры нуждаются в четком определении срока исполнения обязательств. При заключении договора оптовой купли-продажи для обеих сторон важно определить точный срок передачи товаров. Это важно для определения сроков хранения товаров с целью оптимизации расходов на хранение, приемки товаров, обеспечения согласования сроков приемки товаров со сроками производства. Не случайно достаточно широкое применение в зарубежной коммерческой деятельности приобретает принцип поставки "точно в срок", без складирования. Применение же правил ст. 314 ГК РФ при заключении договора поставки и оптовой купли-продажи, в которой говорится о том, что, если обязательство не предусматривает срока его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства, не отвечает интересам предпринимателей. Разумный срок - понятие субъективное. Опираясь на правила ст. 314 ГК РФ, восполнить отсутствующее в договоре условие о сроке или сроках поставки достаточно сложно <1>. Правило ст. 315 ГК РФ о праве должника исполнить обязательство до срока не распространяется на обязательства, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Квалифицирующим признаком договора оптовой купли-продажи в отличие от розничной следует считать срок передачи товара от продавца к покупателю. Это придаст взаимоотношениям сторон четкость и определенность и поможет избежать арбитражных споров.

--------------------------------

<1> См.: Гражданское право: Учебник: В 3 ч. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. Ч. 2. С. 60.

Таким образом, по договору оптовой купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать покупателю в предусмотренный договором срок партию товаров, производимых или закупаемых им, в собственность покупателю для последующей продажи в розничной торговле или иных предпринимательских целях, а покупатель обязуется принять и оплатить товары.

8.2.5. Договор на комплексное обеспечение

материальными ресурсами

Предусмотренные в ГК РФ поименованные договоры являются договорными моделями, конструкциями. На практике применяемые модели договоров модернизируются, приобретают некоторые своеобразные черты, вызванные коммерческими интересами сторон.

К коммерческим договорам относится договор на комплексное обеспечение материальными ресурсами, заключаемый коммерсантом (организацией оптовой торговли) и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Комплексное обеспечение сырьем, оборудованием, материалами предпринимателей-потребителей позволяет последним резко снизить число контрагентов, сократить издержки на транспортные расходы, осуществление функций снабжения. При данной форме коммерческого обслуживания организация-коммерсант принимает на себя обязанности по подыскиванию необходимых поставщиков, осуществлению поставок различных товаров, разработке графиков доставки товаров в соответствии с технологическим циклом производства. Согласно данному договору, организация оптовой торговли осуществляет контроль за поставками, а также оказывает разнообразные услуги по комплектованию, подсортировке товаров, определению уровня запасов и другие услуги.

Отношения коммерсанта и клиента приобретают более высокий уровень взаимодействия. Ядро договорных взаимоотношений сторон составляют обязательственные отношения по поставкам материальных ресурсов, однако данный договор усложняется наличием элементов других договоров, поэтому по своей правовой природе является смешанным.

В качестве смешанного договора, содержащего элементы договоров поставки и подряда, можно квалифицировать и договор поставки товаров из давальческого сырья, согласно которому покупатель предоставляет поставщику сырье для производства и поставки из него готовых изделий.

8.2.6. Дистрибьюторский договор

Достаточно широкое распространение в коммерческой деятельности получил в настоящее время дистрибьюторский договор. Поскольку данная договорная модель в российском законодательстве отсутствует, при возникновении арбитражных споров есть определенные трудности в квалификации подобных правоотношений <1>. Однозначных признаков, присущих данному договору, арбитражная практика и доктрина не выработали. В рассмотренном Президиумом ВАС РФ деле (Постановление от 18 мая 1999 г. N 7073/98) <2> подобные обязательства охарактеризованы не как обычный договор поставки, а как договор на организацию отношений по поставкам продукции с оказанием услуг по поиску покупателей, но квалификация правовой природы договора не была дана, в связи с невыяснением ряда существенных обстоятельств дела, которое было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

--------------------------------

<1> См.: Борисова А.Б. Дистрибьюторский договор // Журнал российского права. 2005. N 3.

<2> СПС "КонсультантПлюс".

Данная модель договора позаимствована из практики международной торговли. В опубликованном Международной торговой палатой Типовом дистрибьюторском контракте <1> предусмотрены существенные черты данного договора. Его заключает продавец (поставщик) и дистрибьютор - оптовый покупатель, который осуществляет продвижение и (или) размещение товаров поставщика на определенной согласованной территории. Поставщик может предоставить дистрибьютору права на использование отдельных объектов интеллектуальной собственности.

--------------------------------

<1> Типовой дистрибьюторский контракт МТП. Монопольный импортер-дистрибьютор. М., 1996.

Договорные отношения сторон носят длительный характер.

При заключении дистрибьюторских соглашений особую актуальность приобретает проблема соблюдения конкурентного законодательства. Дистрибьютор и поставщик заключают так называемое вертикальное соглашение, определяемое Законом о защите конкуренции как соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает или является потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является потенциальным продавцом (п. 19 ст. 4). Закон о защите конкуренции допускает заключение вертикальных соглашений, если они являются договорами коммерческой концессии, а также если доля каждого из хозяйствующих субъектов, заключающих соглашение, не превышает 20% на любом товарном рынке.

Часть 1.2 статьи 11 запрещает вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения:

1) приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара;

2) предусматривают, что продавец товара предъявляет покупателю требование не допускать товар хозяйствующего субъекта-конкурента для продажи.

Вместе с тем такой запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием продавца или производителя, что характерно для дистрибьюторских соглашений.

При продвижении товаров российских производителей такой договор чаще всего именуется дилерским.

Существенными признаками данного договора являются следующие. Сторона договора, называемая дистрибьютором, приобретает товары от поставщика на праве собственности, однако содержание этого договора значительно сложнее договора поставки, поскольку помимо периодических закупок партий товаров дистрибьютор принимает на себя обязательства по продвижению товаров на определенной договором территории. Вследствие этого объемы закупаемых товаров значительно больше, чем по договору поставки, и оптовый торговец получает в связи с этим оговоренные с поставщиком размеры скидок с цены. При взятии на себя обязательств по продвижению товаров российского производства оптовый торговец выступает, по существу, дилером.

В дистрибьюторском договоре могут содержаться элементы различных договоров, но они подчинены одной общей цели - распространению товаров одним лицом по поручению другого лица на определенной территории. Характерной особенностью данного договора является то, что дистрибьютор не является потребителем, он приобретает товары на праве собственности с целью перепродажи.

Достаточно широкое распространение данного договора вызвано его преимуществами, предоставляемыми обеим сторонам. В отличие от посреднических договоров, в частности близкого по существу к рассматриваемому договору агентского договора, дистрибьютор получает по сравнению с агентом высокую степень самостоятельности в создании сбытовой сети. Производитель (поставщик) же, заключая данный договор, переводит тем самым риск неоплаты поставленных товаров многим потребителям на дистрибьютора. Следует отметить, что дистрибьюторский договор может строиться по модели организационного договора, если в заключаемом соглашении содержится условие об обязанности поставщика поставлять товар и обязанность дистрибьютора покупать товар на основе отдельных договоров купли-продажи. Важно при этом установить связь договоров купли-продажи с дистрибьюторским соглашением.

8.2.7. Договор мены

Договор мены является самостоятельным типом договора и регулируется правилами гл. 31 ГК РФ. Поскольку при обмене товарами происходит переход права собственности на них, данный договор примыкает к группе договоров купли-продажи. На практике договор мены зачастую именуется бартером. Однако следует отметить, что термин "бартер" используется для обозначения внешнеторговых операций по обмену не только товарами, но эквивалентными по стоимости работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, поэтому отождествлять мену и бартерные сделки неверно <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ковалева М.А. Мена и бартер // Цивилист. 2005. N 2. С. 73 - 75.

В практической деятельности и в арбитражных решениях используется термин договор о взаимных поставках <1>. Подобные договоры трудно в ряде случаев отграничить от договора мены. Трудностей в квалификации договора в качестве договора мены не возникало, когда ранее действовавшим гражданским законодательством не допускался обмен неравноценными по стоимости товарами, не допускалось проведение денежных расчетов по договору мены.

--------------------------------

<1> См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 22 мая 2001 г. N 7012/00, N 1794/00 // Вестник ВАС РФ. 2001. N 10. С. 20 - 23.

Действующий ГК РФ (ст. 568) предусматривает право сторон на обмен неравноценными товарами с доплатой разницы в цене за обмениваемые товары.

Квалифицирующими признаками договора мены является цель заключения договора - получение определенной вещи в собственность в обмен на другую вещь, а не денежного эквивалента и необходимость встречного предоставления вещи. Кроме того, исходя из определения договора мены (п. 1 ст. 567 ГК РФ) можно сделать вывод о том, что по данному договору происходит в большинстве случаев однократный обмен товарами. При наличии же в заключенном договоре условий об осуществлении обеими сторонами взаимных поставок товаров с осуществлением денежных расчетов по сделкам и об отсутствии указаний в договоре на обязательство стороны, получившей товар, произвести встречную поставку товаров, такой договор можно рассматривать как конгломерированный.

Понятие конгломерированного договора разработано достаточно давно наукой гражданского права <1>. Конгломерированный договор содержит, по существу, два или более самостоятельных договора.

--------------------------------

<1> См.: Ойгензихт В.А. Нетипичные договорные отношения в гражданском праве: Учеб. пособие. Душанбе, 1984. С. 5.

Этот вывод целиком относится и к договору о взаимных поставках. В нем, по сути, содержатся два самостоятельных договора поставки, т.е. предусмотрено ничем не обусловленное обязательство одной стороны осуществить поставку другой стороне товаров и, в свою очередь, обязательство другой стороны также осуществить поставку товаров в согласованном объеме и ассортименте.

8.2.8. Биржевые сделки

В систему договоров коммерческого права включаются биржевые сделки, однако не все их виды.

С принятием Федерального закона от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> в законодательные акты были внесены значительные изменения, в том числе и в Закон о товарных биржах (были предусмотрены новые виды биржевых сделок).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5731.

Определение биржевой сделки осталось прежним.

Биржевой сделкой признается зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей.

Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи (ст. 7 Закона о товарных биржах).

Таким образом, биржевая сделка должна отвечать определенным признакам.

Объектом биржевой сделки является биржевой товар, под которым понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.

Биржевым товаром не может быть недвижимое имущество и объект интеллектуальной собственности. В настоящее время в качестве объектов купли-продажи на бирже выступают около 70 групп товаров (зерновые, масличные, цветные металлы, текстильное сырье и др.). Биржевыми являются стандартизированные товары, т.е. однородные по качеству, размеру, весу, числу и другим характеристикам.

Биржа по требованию участника биржевой торговли обязана организовать экспертизу качества реальных товаров, реализуемых через биржевые торги (ст. 27 Закона о товарных биржах).

Биржевые сделки заключаются участниками биржевой торговли.

Биржевые сделки заключаются в ходе биржевых торгов, порядок проведения которых устанавливается биржей в разрабатываемых и утверждаемых ею правилах биржевой торговли.

Обязательным признаком биржевой сделки является ее регистрация. Сделки считаются заключенными с момента их регистрации биржей. Порядок регистрации устанавливается биржей.

Следует отметить, что в соответствии с Положением о регистрации товарной биржей внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, а также о ведении реестра указанных сделок и предоставлении информации из реестра, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2011 г. N 65 <1>, обязательной регистрации на товарной бирже подлежат все внебиржевые сделки, которые предусматривают поставки биржевого товара на территории Российской Федерации, а также дополнительные соглашения к зарегистрированному договору, внесенные в договор изменения, определяющие (изменяющие) количество, стоимость или место, в котором обязанность поставщика по поставке биржевого товара признается исполненной. Перечень биржевых товаров, в отношении которых внебиржевые сделки подлежат регистрации товарной биржей, утвержден распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 2011 г. N 167-р <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 8. Ст. 1111.

<2> СЗ РФ. 2011. N 8. Ст. 4113.

Сделки, совершенные на бирже, но не соответствующие установленным требованиям, не являются биржевыми. Гарантии биржи на такие сделки не распространяются.

Исполнение биржевых сделок осуществляется вне биржи.

В Законе о товарных биржах перечислены виды заключаемых на бирже сделок. Статья 8 Закона предусматривает, что в ходе биржевых торгов могут совершаться сделки купли-продажи биржевого товара, а также заключаться договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар. Таким образом, договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, Закон не рассматривает в качестве договоров купли-продажи.

Понятие производных финансовых инструментов содержится в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <1>. Тем самым происходит унификация норм о биржевых сделках, совершаемых на товарных и фондовых биржах.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918 (с послед. изм.).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона о товарных биржах к договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, заключаемым на биржевых торгах, применяются положения ст. 51.4 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", если это не противоречит существу отношений, возникающих из таких договоров.

Таким образом, в Законе о товарных биржах, во-первых, предусмотрено совершение сделок купли-продажи биржевого товара, т.е. сделок с реальным товаром, целью которых является действительное приобретение товара. Данный договор относится к так называемым кассовым договорам, исполняемым на условиях немедленной (не менее двух дней с момента заключения договора) поставки биржевых товаров. Этот договор входит в систему договоров коммерческого права.

Во-вторых, в ходе биржевых торгов могут заключаться также договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар.

Производный финансовый инструмент - договор, предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей:

1) обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, значений физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязанностей (за исключением договора поручительства и договора страхования), либо иного обстоятельства, которое предусмотрено федеральным законом или нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, а также от изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем пункте показателей. При этом такой договор может также предусматривать обязанность сторон или стороны договора передать другой стороне ценные бумаги, товар или валюту либо обязанность заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;

2) обязанность сторон или стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать ценные бумаги, валюту или товар либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;

3) обязанность одной стороны передать ценные бумаги, валюту или товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить указанное имущество и указание на то, что такой договор является производным финансовым инструментом (ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

В данном определении, по существу, перечислены различные виды или разновидности производного финансового инструмента, хотя правовая природа их Законом не определена.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе квалифицировать ценные бумаги и производные финансовые инструменты в установленном им порядке. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 4 марта 2010 г. N 10-13/пз-н утверждено Положение о видах производных финансовых инструментов, в котором проведена их квалификация <1> (далее - Положение). В Положении предусмотрены следующие разновидности опционного договора:

--------------------------------

<1> БНА федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 17.

1) договор, предусматривающий обязанность стороны договора в случае предъявления требования другой стороной периодически и (или) единовременно уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цены (значения) базисного актива или наступления обстоятельства, являющегося базисным активом;

2) договор, предусматривающий обязанность стороны договора на условиях, определенных при его заключении, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать базисный актив, в том числе путем заключения стороной (сторонами) и (или) лицом (лицами), в интересах которых был заключен опционный договор, договора купли-продажи ценных бумаг, договора купли-продажи иностранной валюты или договора поставки товара; или обязанность стороны договора в случае предъявления требования другой стороной заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом и составляющий базисный актив.

Кроме того, опционный договор помимо указанных условий может также предусматривать обязанность каждой из сторон периодически уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цены (цен) и (или) значения (значений) базисного актива и (или) наступления обстоятельства, являющегося базисным активом.

Положением квалифицирован опционный договор, предусматривающий обязанность купить или продать базисный актив, за исключением обязанности заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом, который не предусматривает обязанности передать, купить (продать) или поставить ценные бумаги, валюту или товар, в качестве поставочного договора. Иные опционные договоры (контракты) квалифицированы в качестве расчетных договоров.

Таким образом, если целью заключаемого договора является передача биржевого товара одной стороной другой стороне, такой договор можно рассматривать как коммерческий договор, относящийся к группе договоров продаж. Расчетные договоры, не имеющие ц


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: