Тема 6. Механизм управления экономики общественного сектора

^ 6.1. Субъекты, объекты управления общественным сектором.

Специфика государственного управления заключена в том, что субъектом управления выступает специально уполномоченный представительный аппарат, осуществляющий свои функции исключительно на профессиональной основе. К перечню объектов государственного управления следует отнести социально-экономические процессы, общественные институты, а также различные социальные группы, действующие на территории данного государства.

Предметом системы государственного управления является территориальное образование. Территориальное образование может выступать в роли государства, региона или любого другого территориального поселения, располагающего административными границами, являющегося составной частью региона, а также наделенного формальной способностью к самоуправлению. Основу системы управления территориальными образованиями составляют вертикальные и горизонтальные связи.

Вертикальные связи включают в себя разделение территориальных образований на уровни власти, тогда как горизонтальные – на ветви власти.

Уровни власти – это горизонтально упорядоченные ранги исполнительной деятельности, разделенные режимом делегирования полномочий от высших управленческих звеньев низшим. Количество уровней зависит от количества и специализации должностных функций в организационной структуре.

Ветви власти (зоны управления) – вертикально упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципом разделения властей, используемым в условиях демократического политического режима. Традиционно к ветвям власти относят исполнительную, законодательную и судебную.

^ 6.2. Принципы и методы управления общественным сектором

Основными принципами формирования системы государственного управления являются:

1) разделения властей; 2) комплементарности; 3) субсидиарности;

4) суверенности; 5) демократизма; 6) гомогенности

^ Принцип разделения властей, предполагает разделение государственной власти на 3 сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служит условием эффективного контроля за деятельность госаппарата.

^ Принцип комплиментарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням.

^ Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти.

Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как существенного признака государства.

^ Принцип демократизма нацеливает на активное участие городского населения в принятии решений государственного и муниципального значения

Принцип гомогенности отображает преимущество федерального права перед региональным, соответствие и соподчиненность регионального законодательства федеральному.

Деятельность в сфере государственного и муниципального управления имеет свои особенности, заключающиеся главным образом в концентрации внимания на решении вопросов общественно значения. Соответственно, методология решения возникающих здесь проблем не может не включать в себя, наряду с критериями эффективности, также критерии публичности и социальной консолидации. В соответствии с этими требованиями, лицо, действующее в режиме публичной власти, при принятии решения должно отбирать общественно признанные варианты эффективного решения.

Особенность методов государственного и муниципального управления, является их тесная привязка к нормативно-бюджетной базе территориального образования, призванная обеспечить прозрачность и подконтрольность в деятельности органов управления, их ориентацию на удовлетворение потребностей граждан и реализацию общественного интереса.

Методы, используемы в режиме организации государственной и муниципальной власти, могут быть разделены на два вида: исследовательские и инструментальные. Исследовательские методы нацелены на анализ и диагностику исследуемой системы, тогда как инструментальные – на проектирование новых систем, новых подходов. В основе исследовательских методов лежит системный подход. К числу методов следует отнести методы моделирования, логический анализ, причинный анализ, социально-экономическое экспериментирование, тестирование, морфологический анализ, функциональное проектирование, методы экспертных оценок, факторный анализ и т.д.

К числу инструментальных методов можно отнести нормативный, балансовый и статистический методы.

^ 6.3. Особенности финансирования в общественном секторе.

Эффективное использование общественных средств предполагает сопоставление затрат и результатов как программ государственного финансирования, так и проектов производственного характера

Рациональность общественных расходов определяется их экономичностью, производительностью используемых ресурсов и результативностью затрат.

Экономичность характеризует затратную (ресурсную) сторону эффективности. Экономичными являются такие решения, при которых ресурсы необходимого состава, количества и качества приобретаются и используются с минимально возможными издержками

Производительность — это соотношение количества продукции или услуг и величины затрат на их производство.

Результативность характеризует соответствие общественных расходов и достигаемых с их помощью результатов конкретным целям, которым в том или ином случае призван служить общественный сектор.

Очевидно, что экономичность, производительность и результативность тесно взаимосвязаны и могут быть обособлены друг от друга лишь с некоторой долей условности. По сути, они выражают лишь различные аспекты, стороны эффективности общественных расходов. Как правило, более экономичные решения обеспечивают наивысшую производительность, а она в свою очередь приводит к должной результативности.

Тема 7. Государственные доходы и экономика общественного сектора.

^ 7.1. Доходы государства и современные принципы их формирования.

В состав государственных доходов входят доходы от фискальных монополий, налоги и сборы, доходы от использования имущества (включая доходы, получаемые от государственного сектора), доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов. В каждой отдельной стране состав государственных доходов обусловлен уровнем развития товарно-денежных отношении, способом производства, природой и функциями государства. Основная масса государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах. Главной формой мобилизации государственных доходов выступают налоги. В бюджете центрального правительства они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налогов достигает половины. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают местные налоги, доходы от муниципального хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и местным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги, а в некоторых странах также акцизы. Доходы государственных предприятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов. Многочисленные специальные фонды государства формируются за счет специальных налогов и сборов, добровольных взносов, субсидий из бюджета и займов.

До начала 1980-х гг. отмечалась тенденция повышения доли государственных доходов в общем объеме валового национального продукта и национального дохода. Если накануне первой мировой войны государство аккумулировало около 15% национального дохода, то в 1980-х гг. - уже 40-50%.

Экономической основой государственного регулирования экономики является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность государственной экономической политики при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.

В 50-х, 60-х годах государственные доходы в наиболее развитых странах с рыночной экономикой проявляли общую тенденцию к росту более высокими темпами, чем показатели ВВП и доходы юридических и физических лиц. В настоящее время наблюдается обратная тенденция, поскольку существуют определенные относительные границы роста государственных доходов:

- границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности;

- социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму, и средних слоев;

- границы прироста ВВП.

В странах с развитой рыночной экономикой государственные доходы составляют значительную часть валового внутреннего продукта (ВВП) и оказывают сильное влияние на его перераспределение и расширенное воспроизводство. В среднем они равняются в странах ОЕСР от 30% до 44% ВВП.

^ 7.2. Государственные расходы на общественный сектор.

Ресурсный потенциал общественного сектора, сформированный на базе государственных доходов, реализуется посредством государственных (общественных) расходов, которые осуществляются как в денежных, так и в натуральных формах.

Задачи, решаемые в сфере расходования общественных средств, можно в целом разделить на три группы: 1) это оказание социальной помощи тем членам общества, которые не имеют возможности самостоятельно себя обеспечить (например, пособия, выплачиваемые инвалидам); 2) обеспечение обязательного страхования на случай болезни, безработицы и т. п.; 3) про-изводство и приобретение благ (услуг), ответственность за удовлетворение потребностей в которых берет на себя государство.

Общественные расходы могут осуществляться в формах финансирова-ния затрат на содержание организаций общественного сектора, закупок това-ров или услуг, субсидирования предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок, а также денежных выплат и натуральных выдач лицам, охваченным программами социальной помощи и страхования. Перечислен-ные формы зачастую выступают в качестве взаимозаменяемых либо, сочета-ясь, взаимодополняют друг друга.

Бюджетные расходы можно сгруппировать по четырем основным разделам: традиционные государственные функции, современные государственные функции, процентные платежи, прочие расходы. К традиционным относятся общее административное управление, отправление правосудия, содержание полиции и обеспечение обороны. Затраты на выполнение этих функций в большинстве своем составляют расходы на коллективно потребляемы обществом блага.

Современные государственные функции связаны с предоставлением трансфертов в натуральной форме, прежде всего в области образования и здравоохранения, а также трансфертов в денежной форме и субсидий. Расходы на выполнение этих функций ориентировании на индивидуальные домашние хозяйства и производственные предприятия, которые образуют основу современного социального государства.

Процентные платежи связаны с обслуживанием государственного долга.

В современном мире резко изменились функции государственных расходов. Только 20% всех расходов государственных бюджетов направляется на финансирование традиционных функций государства. В то же время расходы на современные функции превышают 60%. При этом чем выше уровень развития, тем меньше доля расходов на традиционные функции. В развитых странах на эти цели тратится всего 11% расходов госбюджетов, а в развивающихся – 24%. На современные функции развитые страны направляют более 70% расходов бюджетов, развивающиеся -56%. Промежуточное положение занимают страны с переходной экономикой. Там традиционные функции поглощают 14%, а современные – 65% государственных расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: