Этические проблемы деловых отношений

В последние десятилетия этическая сторона деловых отноше­ний как сфера научно-практического знания в странах с развитой рыночной экономикой переживает значительный подъем. Выдви­гаются два объяснения возрастания интереса к данной области. Первое заключается в том, что уровень этичности в деловых от­ношениях остался прежним (таким, каким он был 20-30 лет на­зад), а более осведомленное население предъявляет повышенные требования к деловой сфере. В соответствии со вторым объясне­нием этические стандарты в деловых отношениях снизились вследствие упадка значения религиозных ценностей и традицион­ной морали как на уровне личной этики (прежде всего, менедже­ров), так и корпоративной (организации). Ежегодно в мире про­ходят сотни семинаров и конференций по проблемам этики дело­вых отношений, регулярно собираются международные съезды и конгрессы, выходят десятки книг и, учебников, издаются спе­циальные журналы. Все это свидетельствует о том, что дело­вое сообщество не только осознает этические проблемы, но и придает им большое значение.

К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, можно отнести следующие:

• соотношение целей и средств их достижения;

• соотношение личных и общественных интересов;

• выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным ре­зультатом;

• соотношение материальных и духовных ценностей при при­нятии решений.

В современных условиях на макроуровне ключевые этические проблемы деловых отношений возникают в следующих областях:

• отношения между организациями;

• отношения между организациями и государством;

• отношения между организациями-производителями и потребителями;

• отношения между организациями и владельцами (инвесто­рами);

• отношения между организациями и местными сообществами;

• отношения между организациями и окружающей средой.

Между организациями, действующими в одной и той же сфе­ре, неизбежна конкуренция, в процессе которой обязательно встает вопрос о выборе средств победы над конкурентом, в том числе и таких, как уменьшение цены продукции даже ниже ее уровня се­бестоимости, в том числе за счет падения заработной платы для снижения себестоимости и т.д. Экономические меры имеют, од­нако, оборотную — моральную — сторону: до какой степени кон­куренция может продолжаться, не нарушая моральных норм и принципов, принятых в обществе.

К настоящему времени сложилось несколько концепций, отно­сящихся к проблеме взаимоотношения организаций и государ­ства, организаций и общества в целом. В соответствии с нео­консервативной концепцией, основывающейся на классических буржуазно-индивидуалистических взглядах, недопустимо вмеша­тельство в дела организации со стороны как государства, так и общества. Считается, что организация, максимально исполь­зующая предоставленную свободу, будет получать более вы­сокую прибыль и тем самым приносить пользу обществу. Представители второй, более популярной концепции, утвер­ждают, что организация является частью общественной структу­ры и в качестве общественного института не только должна испытывать влияние со стороны общества и государства, но и ре­гулироваться и контролироваться как «снизу», так и «сверху». Снизу — членами общества при помощи формирования обще­ственного мнения по поводу оценки деятельности организации и качества ее продукции.

Проблема отношений между организациями-производителя­ми и потребителями возникает очень часто. В конечном счете, хотя организация и стремится к получению максимально высокой прибыли, ее деятельность будет успешной только в случае, если она дает потребителям то, что они хотят. Продукция не будет про­дана, если она не соответствует потребительским стандартам или на нее назначена неприемлемая цена.

Помимо всех других обязательств организации должны по­мнить о своей ответственности перед владельцами (инвестора­ми).

Моральные проблемы возникают и в отношениях органи­заций с местным сообществом. Речь идет об участии органи­заций в обеспечении его экономической стабильности, разви­тии инфраструктуры местности, создании новых рабочих мест, сохранении предприятий, от которых зависит существование и благосостояние этих сообществ.

Взаимоотношения между организациями и окружающей сре­дой являются одной из острейших проблем современности. Обо­стрение экологической ситуации на планете оказало на предпри­нимательство двойственное воздействие. С одной стороны, возник­ла новая и обширная сфера приложения капитала:

• разработка и выпуск безотходных технологий и очистного оборудования для различных отраслей производства;

• разработка технологий и выпуск оборудования по утилиза­ции производственных и бытовых отходов;

• выпуск экологически чистого питания и питьевой воды;

• развитие индустрии отдыха в экологически чистых районах;

• финансирование природоохранных мероприятий и т.д.

С другой стороны, возросли затраты капитала, и многие пред­приниматели должны:

• платить значительные суммы в виде штрафов за загрязне­ние окружающей среды и за нанесенный природе экологи­ческий ущерб;

• изменять технологию производства, вкладывая значительные средства в его модернизацию с учетом существующих эко­логических стандартов;

• учитывать в своей деятельности природоохранное зако­нодательство, которое имеет тенденцию к ужесточению своих норм;

создавать привлекательный «экологический имидж» сво­ей компании и своей продукции в глазах общественнос­ти и государственных природоохранных организаций;

• сотрудничать с государственными службами, представителя­ми местного самоуправления, профсоюзными и обществен­ными организациями в деле охраны окружающей среды;

• вырабатывать рациональную стратегию в сфере природо­пользования, учитывая экологическую ситуацию в регионе, где осуществляется деятельность.

Отношения между руководителями и подчиненными влияют на весь характер делового общения, во многом определяя его нрав­ственно-психологический климат. Это касается, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управле­ния, в чем выражается служебная дисциплина, участвуют ли под­чиненные в принятии решений, какими методами подчиненные поощряются к более активным действиям, в какой мере учитыва­ется их индивидуальность.

Значительная часть людей, встречаясь в организациях с вопи­ющими фактами растрат, обмана или коррупции, ничего не дела­ет для их служебного разоблачения. Начиная с детского возрас­та, информирование старших о неблаговидных делах ровесников, а позднее — сослуживцев или непосредственного начальства воспринимается многими весьма негативно. С этической точ­ки зрения в таких ситуациях действительно существует нравственная дилемма. Возникает вопрос о критериях правильно­сти такого рода информирования.

С каждым годом доля женщин на производстве, в управлении, на государственной службе непрерывно возрастает. Женщины все более завоевывают оплачиваемые сферы занятости и профессии. Но, несмотря на достигнутый прогресс в положении женщин в организации, они продолжают сталкиваться с серьезными пробле­мами, в том числе: заработок, в отличие от мужчин, работающих в той же области, ниже; ограничение карьерного продвижения на высшие управляющие должности (так называемый «стеклянный потолок»); сексуальные домогательства, оказывающие влияние на деятельность и дальнейшую карьеру.

Нередко в деловых отношениях проблемы решаются в нару­шение существующего юридического, экономического, мораль­ного порядка, за счет использования положения отдельных лю­дей, имеющих привилегированный доступ к товарам и услугам. В системе взаимных услуг получатель обязан возвратить услугу когда-нибудь в будущем, но — с «процентами». А когда услуга возвращена, то человек, ранее оказавший ее, снова обязан отпла­тить за эту еще большей услугой. Разрастаясь, система такого рода неформальных взаимоотношений по принципу «ты — мне, я — тебе» разрушает существующие официальные отношения между людьми и организациями. Ситуация с незаконным или без­нравственным получением некоторых товаров или услуг может принять этически более сложную форму, когда человек представ­ляет не свои интересы, а интересы организации, т. е. ее персона­ла, клиентов, потребителей. Культурная традиция, тесно связан­ная с системой взаимных услуг, — это подарки. Сделать или по­лучить подарок означает гораздо больше, чем просто дружеский жест. Трудности при традиционном обмене подарками связаны с установлением критериев отличия подарка от взятки и соответ­ствующей оценкой поведения персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: