Повышение этического уровня организации

Этический уровень организации характеризуется степенью ориентации руководителей и ее рядовых сотрудников в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы дело­вых отношений.

Для повышения уровня этичности поведения руководите­лей и рядовых сотрудников в настоящее время в организаци­ях проводятся следующие мероприятия.

Разрабатываются этические кодексы, описывающие систему общих ценностей и правил этики организации, которых должны придерживаться се работники. Они необходимы для описания це­лей организации, создания нормальной этичной атмосферы иоп­ределения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно их доводят до работников в виде печатных материалов. Этический кодекс может быть разработан для организации в це­лом, и в этом случае он содержит общие как для менеджеров, так и для рядовых исполнителей этические правила. Кодекс может быть также создан для определенных функциональных подразде­лений с целью решения специфических этических проблем.

Разрабатываются карты этики - набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс органи­зации для каждого ее сотрудника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.

Создаются комитеты по этике, обычно располагающие опре­деленным набором функций, к которым относят следующие: вне­сение этических вопросов для обсуждения правлением или пред­ставителями высшего менеджмента; доведение основных требо­ваний этического кодекса до сведения всех менеджеров и рядовых сотрудников; анализ и пересмотр кодексов на основе ежегодных внутриорганизационных отчетов и в зависимости от изменения внешних условий функционирования; поддержка кодекса путем разработки системы санкций; обеспечение высшего уровня менед­жмента консультациями по этическим вопросам.

Проводятся социальные ревизии для оценки и составления отче­тов о реализации социальных программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свиде­тельствовать об уровне социальной ответственности организации.

Осуществляется обучение этичному поведению руководите­лей и рядовых сотрудников. В ходе обучения работники зна­комятся с требованиями этики деловых отношений, что повы­шает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть, осваивают набор готовых ре­шений, укладывающихся в рамки этических требований.

Проводится этическая экспертиза, представляющая собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации (или конкретного проекта), которая вызывает обес­покоенность высшего руководства, персонала или обществен­ности и может повлиять на имидж и перспективы организации. Результатом такой экспертизы становится система предложе­ний, направленных на улучшение морального климата и мо­ральной респектабельности организации, а также внесение коррективов в практику деятельности организации (или се конкретных проектов).

Проводится этическое консультирование тогда, когда возни­кающие проблемы не могут быть решены силами самой органи­зации из-за отсутствия соответствующих структур, сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральны­ми дилеммами, для чего приглашаются компетентные независи­мые специалисты по этике деловых отношений со стороны.

Несмотря на подтверждаемую практикой действенность указан­ных способов руководители и владельцы многих организаций спра­ведливо полагают, что попытки этической коррекции делового по­ведения сотрудников, имеющих значительный жизненный опыт, равно как и опыт работы в других организациях, далеко не всегда успешны. Взрослого человека со сформировавшейся системой цен­ностей и взглядов трудно переучить. Более продуктивным, по мне­нию многих руководителей, является привлечение на работу выпус­кников учебных заведений, где имелась обширная и разветвленная программа обучения основам этики деловых отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: