Этика и социальная ответственность организаций

В практике сложилась точка зрения на то, как должна вести себя организация, чтобы считаться социально ответственной. Организация социально ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация преследует экономические цели. Организация при этом обязана ставить и социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей, а также носить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем общества.

Общественность ожидает от современных организаций не только демонстрации высоких экономических результатов, но и ее достижений с точки зрения социальных целей общества.

Следовательно, с одной стороны, организация,— это экономическая система, обязанная заботиться об эффективности использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу, обеспечивая одновременно работу гражданам и максимальные прибыли и вознаграждений акционерам.

С другой стороны, организация — это нечто большее, чем экономическая система. Современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит самое существование организации. К таким со­ставляющим относятся потребители, поставщики, средства ин­формации, союзы или объединения, а также работники и держатели акций. Эта многослойная общественная среда может сильно влиять на достижение целей организации, поэтому последней приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономи­ческими и социальными интересами этих составляющих среды.

Организации несут ответственность перед обществом, в кото­ром функционируют, поэтому они должны направлять часть сво­их ресурсов и усилий на социальные нужды, жертвовать на бла­го и совершенствование общества. Орга­низации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, граж­данские права, защита интересов потребителя и т. п.

Существует различие между юридической и социальной от­ветственностью. Под юридической ответственностью понима­ется следование конкретным законам и нормам государствен­ного регулирования, определяющим, что может, а чего не дол­жна делать организация. По каждому вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов: например, как обеспе­чить охрану окружающей среды, как осуществлять наем на работу, каковы минимальные требования по безопасности продукции и т. п. Организация, подчиняющаяся всем этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным образом, однако при этом не может считаться социально от­ветственной, если не выполняет соответствующие обязатель­ства перед обществом.

Обществу и человеку совсем не безразлично, какими средства­ми и по каким правилам достигаются цели организации. Поэто­му все острее встает вопрос об этических отношениях внутри организации и об отношениях с другими организациями.

Этические вопросы возникают и при рассмотрении роли организации в обществе. На разных этапах развития общества роль организаций оценивается по-разному. Во время переход­ного периода, который переживает наша страна, организации призваны решать следующие задачи: приспособиться, выжить; получить прибыль для акционеров; сохранить рабочие места, квалифицированные кадры; стать конкурентоспособными. С наступлением более благоприятных времен функции орга­низации расширяются. Специалисты рыночных отношений на­зывают и такие задачи, как благотворительность, социальная ответственность и др. Социальная ответственность рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей своего города, края, страны, мира.

Этические правила закрепляются в законодательстве. Фактичес­ки все правовые нормы являются отражением этических взглядов, носителем которых в момент принятия законов был законодатель.

В трудовом законодательстве этическая функция выражена слабее, чем в гражданском; это является его недостатком: ведь трудовые правоотношения предполагают более тесную связь людей, чем гражданские. В Трудовом кодексе РФ нет норм, которые несли бы прямую этическую нагрузку, хотя в настоя­щее время, когда в нашей стране формируются рыночные от­ношения, они особенно необходимы в целях гуманизации тру­довых отношений.

Гражданский кодекс РФ дает право гражданину защищать не только честь и достоинство, но и деловую репутацию. Та­кое право можно осуществить по требованию заинтересован­ных лиц и после смерти лица, деловая репутация которого была опорочена.

По своему этическому и экономическому содержанию тру­довые отношения могут быть трех видов: сотрудничество, со­перничество, эксплуатация. При этом они могут присутство­вать в отношениях одновременно, но с доминированием од­ного из них.

Безусловно, трудовое законодательство должно препятство­вать стремлению ряда работодателей достичь своих целей, причиняя при этом моральный и материальный ущерб своим работникам, что является следствием восприятия оценки ра­ботников лишь как средства для достижения своих целей и пренебрежением равенства прав членов общества. Вместе с тем эти отношения могут носить как характер разрушительной вражды, посягательства на достоинство людей, так и характер конструктивного состязания.

Трудовые отношения могут быть максимально эффективны­ми при условии, что отношения работодателя и работника рас­сматриваются государством как связь двух сторон одинаково­го достоинства при признании за работодателем дисциплинар­ной власти. Если это отношения господина и слуги, то они будут минимально эффективными и максимально аморальными.

В трудовых отношениях переплетаются интересы не толь­ко работодателей и работников, но и интересы государства и общества. Трудовое законодательство должно включать сле­дующие задачи: повышение производительности труда; спра­ведливые оплата труда и распределение доходов, включая рав­ную оплату за равный труд; охрана и защита чести и досто­инства и деловой репутации человека; обеспечение занятости всех, кто желает и способен работать; гуманизация трудовых отношений; повышение уровня жизни работников.

Вернемся к рассмотрению проблем социальной ответствен­ности организации.

В нашей стране значительные материальные средства были сосредоточены и сейчас в основном сосредоточены в органи­зациях, а не у частных лиц. Традиционно их использовали в решении социально-экономических проблем района, города и прежде всего городов, специально созданных для работающих в одной крупной организации. Эти традиции, на наш взгляд, могут продолжиться и в новых экономических условиях.

Социально ответственная стратегия организации может быть для нее исключительно полезной. Традиционно называ­ют следующие преимущества, которые получают организации, придерживающиеся политики социальной ответственности:

• формируется более привлекательный образ организации в обществе;

• возрастает доверие к организации;

• увеличиваются товарооборот, количество клиентов и т.д., обусловленные улучшением отношения к организации;

• появляется возможность получить более выгодные заказы;

• благодаря возросшему авторитету организация может вести более активную, эффективную политику в обществе, расши­ряя свою деятельность, в частности рынки сбыта;

• появляется возможность добиться снижения местных нало­гов и т. д.

Предпосылками для такой политики служат объективные усло­вия, к которым прежде всего нужно отнести наличие ресурсов в организации — материальных, финансовых, человеческих.

В то же время традиционно называют и недостатки такой по­литики для организации:

• увеличиваются издержки производства;

• ограничивается действие закона максимизации прибыли;

• для поддержания своих доходов организация нередко повышает цены с целью покрытия издержек (средств, которые предназна­чены для реализации социальных программ). Следовательно, положение организации в конкурентной борьбе ухудшается;

• вложение средств в социальную сферу часто бывает не­эффективным;

• невысокий уровень квалификации персонала организации в области разрешения социальных проблем и т.п.

Названные недостатки преодолеваются посредством изве­стных средств — достижения баланса между социальной по­литикой и издержками. Такой баланс, составленный в пользу организации, столь же полезен и обществу.

Важнейшими принципами эффективной политики социаль­ной ответственности являются:

• помощь организации прежде всего должна быть направле­на на человека;

• помощь должна быть направлена на удовлетворение основ­ных физиологических потребностей в еде, жилье, отдыхе, чистой воде, безопасности и т. д.

К причинам неэтичной практики ведения дел относятся:

1) конкурентная борьба, оттесняющая этические соображения;

2) отсутствие системы вознаграждения руководителей за этич­ное поведение; 3) общее снижение значения этики в обществе, что оправдывает неэтичное поведение на рабочем месте.

Организации принимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, создание комитетов по этике и обучение этично­му поведению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: