Издержки осуществления расчетов и издержки измерения. Проблемы измерения вклада каждого фактора

Издержки осуществления расчетов

В современной экономике, характеризующейся высокой степенью специализации и интенсивностью обменных операций, следует выделить специальную статью, которая связана с самим процессом осуществления расчетов. Каждый производитель, имеющий деловые связи с множеством поставщиков или потребителей, должен осуществлять и принимать платежи от контрагентов, следить за соблюдением порядка расчетов со своей стороны и со стороны партнера, что требует учета времени и места.

Институциональной реакцией на существование данного типа издержек стало развитие системы специализированных подразделений внутри организаций, а также самостоятельных организаций, выполняющих посредническую функцию в расчетах. Такими организациями стали банки. Однако ввиду нарастания объемов операций и их частоты потребовалась дальнейшая специализация. В результате появились расчетные палаты, продуктом которых является информация о дебетовом или кредитовом сальдо и соответственно о направлениях разностных платежей.

Издержки измерения

Поскольку существует два типа характеристик благ: физические и правовые, то можно выделить и два типа издержек измерения, связанных с оценкой свойств, принадлежащих различным типам.

Издержки измерения имеют множество аспектов, часть из которых рассматривается ниже наряду с соответствующей формой институциональной реакции. В соответствии с новой теорией потребления каждый экономический субъект ориентируется в рамках решения проблемы экономического выбора на количество именно физических свойств. Вместе с тем на оценку полезности данных свойств влияет тот объем прав, которые позволяют данные свойства использовать. Однако для этого необходимо измерить и(или) оценить наличие этих свойств, что предполагает затраты на измерительную аппаратуру, затраты времени, а также использование суррогатов (оценка качества товара по физическим свойствам, цене, оценкам других агентов) или посредников (в том числе и государственных по формальному статусу) в виде гос- торгинспекции, обществ потребителей, оценщиков, конкурентов и т.п. Кроме того, необходимо знание правил, а также технологии обеспечения их соблюдения для того, чтобы оценить, насколько велика ожидаемая полезность вещи.

В связи с определением данного вида трансакционных издержек можно было бы выделить три категории благ: исследуемые, опытные и доверительные. Блага с запретительно высокими издержками измерения качества до их приобретения (потребления) называются опытными (experience). Блага со сравнительно дешевой процедурой предварительного определения их качества называются исследуемыми (search). Качество последних может быть относительно легко оценено до покупки, качество же других — главным образом в процессе потребления. Для доверительных (credence) благ характерны высокие издержки измерения качества как ех ante, так и ex post.

Отметим, что одно и то же благо может быть в одной ситуации опытным, а в другой — исследуемым.

Доверительность благ основана на сложности вычленения положительного эффекта (или отсутствия оного) ввиду сложности получаемого результата. В числе доверительных вполне могут оказаться институты как блага, координационные свойства которых (позволяющие повысить благосостояние каждого из заинтересованных индивидов) далеко не всегда ясны даже специалистам в соответствующей области. С этой точки зрения производство данного блага вовсе не обязательно приводит к однозначной оценке соответствия ожидаемых выгод фактическим.

В случае, если речь идет об организации рынка опытного блага длительного пользования, большое значение имеет сово* купность сигналов: например, гарантийное послепродажное обслуживание, возможность замены в течение определенного срока бракованного товара на качественный того же вида и т.д. Гарантийное послепродажное обслуживание выполняет для покупателя функцию своего рода страховки, которая означает для него плату за передачу риска продавцу. В свою очередь, страховка будет иметь силу при соблюдении потребителем определенного набора требований по использованию блага.

Информация о свойствах благ распределяется неравномерно между контрагентами, что и является содержанием феномена асимметрии информации, которая вынуждает сторону, обладающую относительно меньшей информацией, нести относительно более высокие издержки (через использование экспертов, затраты времени и т.п.), связанные с восстановлением симметрии в обладании ею.

В качестве средства сокращения трансакционных издержек, связанных с измерением качества обмениваемого блага (а также поиска партнера, обладающего нужным товаром), используются деньги как общепринятое средство расчетов (защищенное либо традицией, хозяйственным обычаем, либо силой государства).

Всех экономических агентов, участвующих в обмене, следует разделить на две группы: экспертов и новичков.

Эксперты могут определить качество блага при прочих равных условиях с меньшими издержками, чем новички. Человек может быть экспертом только в одном виде благ, что отражает ограниченность познавательных возможностей человека относительно сложности и многообразия объектов познания. 2.

Перед обменом информация о качестве блага распределена асимметрично в пользу его первоначального обладателя. Однако издержки предварительного определения качества блага соответствуют типу экономического агента в п. 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: