Ф. Энгельс

Классическая механика Ньютона, наука о движении материи и траекториях описывала мир как симметричный во Вр: нет различия между прошлым, настоящим и будущим (Пригожин, Стенгерс 1999: 4).

Даже К. Линней считал: видов столько, сколько вначале сотворило бесконечное существо, каждый сотворён таким, каким мы его знаем. Только в последние годы жизни Линней приходит к признанию эволюционной идеи.

Одной из важнейших потребностей экономики европейского сообщества того периода была потребность в изучении и разведке геологических местностей для нужд горнорудной промышленности, инженерного строительства. Поэтому первые идеи о нестационарности, становлении земной поверхности возникают в геологии. Появляются теории постепенного развития структуры земной поверхности (Н. Стено, 1669; Г.В. Лейбниц, 1680; М.В. Ломоносов, 1757), вулканическая теория возникновения и развития горных пород (Р. Гук, 1705; Д. Геттон, 1785) и теория возникновения геологических пластов Земли в результате осаждения из воды (нептунизм) (А. Вернер, 1787) (Фолта, Новы 1987: 115-148).

Идея необратимого изменения земной поверхности, выведенная из эмпирического материала геологии, породила целый ряд философских проблем: устойчивость в принципиально меняющейся системе, скачки при переходе через меру, “снятие” противоречий движущейся материи, соотношение “внутренних” и “внешних” движущих сил процесса развития, изучение прошлого, появление нового.

Тогда же появляется эволюционная гипотеза И. Канта (Всеобщая естественная история и теория неба, 1755 г.). По этой гипотезе Универсум, Солнечная система возникли из некой вихревой туманности. Кант для объяснения хода образования Солнечной системы допускает у элементарных рассеянных частиц не только способность притягивать (закон тяготения), но и отталкивать. Различие частиц по плотности приводит к возникновению сгущений, которые стали центрами притяжения более лёгких элементов. Борьба сил притяжения и отталкивания открывает возможность длительного развития мира. Развитие по Канту совершалось чисто механически. В 1796 г. гипотеза была переформулирована П.С. де Лапласом в Изложении системы мира и стала называться гипотезой Канта-Лапласа (Асмус 1973:118-130; Реале, Антисери 1996: 630).

Высоко оценил открытие Канта Ф. Энгельс. Эта гипотеза – первая брешь в окаменелом воззрении на природу, отправная точка всего дальнейшего движения вперёд. Если Земля была чем-то ставшим, то чем-то ставшим должны быть также её теперешнее геологическое, географическое, климатическое состояние, растения и животные, и она должна была иметь историю в Пр и Вр. В 1757 г. М.В. Ломоносов высказал тезис о развитии Земли, Вселенной (Кузнецов 1961: 199-204; Жизнь науки 1973; Энгельс 1961: 350-351; Фолта, Новы 1987).

Эволюционные идеи проникают и в биологию. Ж.Л. Бюффон в работах 1749 г. (Естественная история, 36 томов) пишет о связи животных, растений со средой, об изменчивости видов под влиянием среды, в результате борьбы за существование, а также о подобии обезьян и человека. В 1794 г. Э. Дарвин высказал смелую для ХVIII в. идею наследования приобретённых признаков, а Ж.Б. Ламарк, самый бескомпромиссный эволюционист додарвиновской эпохи, настолько уверовал в эту идею, что вообще отрицал реальность видов (Назаретян 1991: 16; Фолта, Новы 1987: 135,151).

Ламарк в Философии зоологии (1809 г.) создал первую целостную концепцию биологической Э. По Ламарку природа, последовательно производя виды животных, начиная от простых форм, усложняла свою организацию. Э происходит под воздействием среды, среда заставляет организм приспосабливаться и перестраиваться. Существует два закона: упражняемые органы развиваются, не упражняемые атрофируются (рептилии, например, утратили плавники); приобретённые признаки наследуются. Ламарк объяснял и происхождение жизни из неорганических тел в результате самозарождения. Но теория Ламарка не имела успеха при его жизни.

В 1796 г. появляется первая работа по палеонтологии и сравнительной анатомии Ж. Кювье. Палеонтологические и сравнительно-анатомические исследования Ж. Кювье приводят его к теории катастроф. Исследования показали, что в прежних геологических эпохах существовали отсутствующие ныне животные виды, Þ, в истории Земли происходили внезапные геологические перевороты, в результате катастроф гибли целые фауны и флоры, развивались новые виды (Жизнь науки 1973: 293).

В 1859 г. Ч. Дарвин в работе Происхождение видов путём ЕО или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь изложил основные положения теории биологической Э, объяснил механизм развития живого на основе ЕО. Это было одной из величайших концептуальных революций в Е.

Самым главным в этой революции была замена телеологической идеи Э как целенаправленного процесса, идеей ЕО, основанного на стохастических взаимодействиях организмов между собой и окружающей средой. Живые организмы являются результатом длительной Э от простых форм к сложным. Открытие механизма Э делало эволюционный процесс естественным событием, отпала необходимость прибегать к сверхъестественным силам.

Основываясь на изучении большого числа фактов из области Е и практики растениеводства и животноводства, Ч. Дарвин приходит к выводу о существующем в природе стремлении к размножению каждого вида в геометрической прогрессии. Появляется на свет огромное количество особей, до взрослого состояния доживает незначительная часть, остальные гибнут в борьбе за существование.

Наблюдения показывают: для живых организмов характерна всеобщая изменчивость признаков. При благоприятных средних условиях различия могут не играть существенной роли, но в неблагоприятных условиях каждое мельчайшее различие может стать решающим для выживания. Из сопоставления фактов борьбы за существование и всеобщей изменчивости Дарвин пришёл к заключению о неизбежности в природе избирательного уничтожения одних особей и размножения других. Сохранение благоприятных индивидуальных различий и уничтожение вредных он назвал ЕО, выживанием наиболее приспособленных (Дарвин 1991: 79; Яблоков, Юсуфов 1998:19).

Путешествуя на корабле Бигль,Дарвин собирал ботанические, палеонтологические и зоологические коллекции, проводил геологические наблюдения. Он пытался объяснить географическое распределение организмов, геологические отношения между прежними и современными обитателями Южной Америки. При исследовании флоры и фауны Галапагосских островов, на примере различий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц, Дарвин как бы “увидел” эволюционный процесс в действии.

Доказательствами его теории были и наблюдения за результатами искусственного отбора, данные археологии и эмбриологии. Изучение истории создания пород и сортов привело к выводу, что большинство их имеет монофилетическое (от одного корня) происхождение (Яблоков, Юсуфов 1998: 16-17).

В заключение работы Происхождения видов Дарвин дал краткое резюме открытых им законов. Любопытно созерцать густо заросший берег, покрытый многочисленными, разнообразными растениями с поющими в кустах птицами, порхающими вокруг насекомыми, ползающими в сырой земле червями. И думать, что все эти прекрасно построенные формы, столь отличающиеся одна от другой и так сложно одна от другой зависящие, были созданы благодаря законам, ещё и теперь действующим вокруг нас, эти законы:

· Рост и Воспроизведение;

· Наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения;

· Изменчивость, зависящая от прямого или косвенного действия жизненных условий и от употребления и неупотребления;

· Прогрессия возрастания численности – столь высокая, что она ведёт к Борьбе за жизнь и её последствию –

· Е Отбор у, влекущему за собой Дивергенцию признаков и Вымирание менее улучшенных форм (Дарвин 1991: 419).

В 1871 г. Дарвин решается опубликовать Происхождение человека. В главе Доказательства происхождения человека от какой-то низшей формы на основании сходства анатомии и физиологии, сходства мимики и эмоций, общего действия лекарств, общих болезней, общего вкуса, Дарвин доказывает происхождение человека от приматов. Дарвин вслед за Н. Коперником разрушает идею центральности человека, теперь уже на Земле. Человек – одна из форм органической жизни на Земле, той же природы, что и другие формы, один из моментов Э. В природном мире человек не занимает исключительного положения.

Причины критики теории Ч. Дарвина состояли в том, что его теория отрицала наличие плана, программы, акцентируя внимание на актуальной целенаправленности поведения, не нравилась и идея узаконить своё происхождение от обезьян (Бердяев 1993: 42; Реале, Антисери 1997: 230-237).

В становлении идей Э большую роль сыграло открытие законов:

· биогенетического (Э. Геккель: онтогенез повторяет филогенез, 1866 г.), Геккель впервые вводит термин экология – наука о среде живых организмов;

· периодического закона химических элементов (Д.И. Менделеев, 1871 г.), демонстрирующего Э от “простого” Н (р+ē) к более сложным атомам, а также единство линии развития неживой и живой материи (Силин 1997: 142).

Параллельно Е идеи развития появлялись в философии. Г.В. Лейбниц в работе Монадология изложил учение о монадах, единицах мироздания. Каждая монада – микрокосм, зеркало Вселенной. Развитие монад происходит от неживых монад к живым и мыслящим. Монады отличаются по уровню восприятия: воспринимающие без апперцепции (сознания), имеющие душу, но без разума и мыслящие монады.

Г.В. Лейбниц провозгласил принцип градации и предсказывал существование переходных форм, так как природа от минералов до человека не делает скачков. По Лейбницу развитие есть развёртывание внутреннего изначально заложенного содержания каждой монады, уже существующих задатков, это учение называется преформизм. Преформизм отрицает формирование нового в процессе развития.

И. Ньютон и Г.В. Лейбниц независимо друг от друга, разными методами создали дифференциальное и интегральное исчисление.

Согласно учению Г.В. Гегеля по законам диалектической логики саморазвивается, эволюционирует Абс Идея. Идея развивается и объективируется, материализуется, отчуждается в своё инобытие или природу. Природа, выстроенная как лестничная система, не эволюционирует, её формы стабильны и подчинены вечным законам. Эволюционирует лишь дух, стоящий за этими формами природы.

Но природа иерархична: существуют движение неживой материи, химические и геологические процессы, растительные и животные организмы Земли. За эти вечные формы Идея выходит в виде духа, познающего себя. В духе Идея через отрицание отрицания возвращается сама к себе. Развивается Идея согласно трём законам диалектики: закону противоречия (развитие через разрешение противоречий), закону меры (перехода количества в качество) и закону отрицания отрицания по принципу тезис–антитезис–синтез. В развитии ничего не теряется, но “снимается”: преодолевается и сохраняется[19] (Гегель 1974, 1975; Назаретян 1991: 15-17; Реале, Антисери 1996: 275-286, 1997: 67-70, 95-98).

Идея развития утверждается и в науках об обществе: успехи в овладении силами природы делали невозможным отрицание научно-технического прогресса. Теории общественного развития основывались на идее социального прогресса[20] и данных этнографии.

С позиций экономической теории К. Маркса развитие цивилизации градуируется по уровню развития производительных сил: аграрная–индустриальная–постиндустриальная. Сегодня аналогичный подход к исторической градации цивилизаций развивает Э. Тоффлер. Основные положения теории общественного развития Маркса:

· эффективность производства условий существования людей является высшим критерием прогресса в обществе;

· над базисом или экономическим строем есть надстройка или система общественных отношений (право, политика, идеология, наука), изменения в базисе провоцируют изменения в надстройке;

· акцентируется внимание на деятельностной стороне истории, сложение векторов деятельности всех даёт объективное направление истории (Реале, Антисери 1997: 127-128).

Обобщая факты Е, Ф. Энгельс пытается применить диалектику Гегеля к природе, считая, что диалектика даёт Е понимание общих законов развития. Он пишет в Диалектике природы: эмпирическое Е накопило такую необъятную массу положительного материала, что в каждой отдельной области исследования возникла необходимость упорядочить этот материал систематически и сообразно его внутренней связи. Точно так же становится неустранимой задача приведения в правильную связь между собой отдельных областей знания. Но, занявшись этим, Е вступает в теоретическую область, а здесь может оказать помощь только теоретическое мышление. Именно диалектика является для СЕ наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой (Энгельс 1961: 366-367).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: