Судебная власть Республики Казахстан: понятие, сущность и место в системе разделения властей (власти)

Судебная власть Республики Казахстан одна из ветвей единой государственной власти. Судебная власть, так же, как и законодательная и исполнительная ветви власти, олицетворяет государственную власть и взаимодействует с законодательной и исполнительной ветвями власти с использованием системы сдержек и противовесов.

Тем не менее, судебная власть представляет собой самостоятельную сферу публичной власти, осуществляемая в форме правосудия только судом. В соответствии с пунктом 2 статьи 75 Конституции Республики Казахстан 1995 года судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В сфере уголовного судопроизводства Конституция Республики допускает участие присяжных заседателей в случаях, установленных законом.

Как видно, указанные в Конституции Республики Казахстан формы судопроизводства не являются исчерпывающими и допускают осуществление правосудия в иных формах, но на уровне закрепления закона. Закон может установить, например, административную форму судопроизводства.

Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики (п.2 ст.76 Конституции). Данный конституционный постулат не является абсолютным. Например, в соответствии с Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 марта 1999 года № 7/2 следует иметь в виду, что не могут быть предметом рассмотрения в суде действия Президента Республики Казахстан. Кроме того, на основе норм Конституции Республики может осуществляться роспуск Парламента или Мажилиса Парламента Президентом Республики, прекращение полномочий Правительства по инициативе Президента Республики и другие правовые отношения, которые не могут быть предметом судебного разбирательства. Например, нельзя обжаловать в суд принятое на основе норм Конституции решение Президента Республики Казахстан в форме указа о роспуске Парламента или Мажилиса Парламента либо его решение о прекращении полномочий Правительства. Поэтому для судебной власти Республики Казахстан не свойственно разрешение споров, конфликтов между ветвями государственной власти. При этом система сдержек и противовесов судебной ветви власти в отношениях с другими ветвями власти может, например, выражаться в даче заключения Верховным Судом заключения об обоснованности обвинения Президента Республики в совершении им государственной измены при исполнении своих обязанностей (п.2 ст.47 Конституции).

Как было указано выше, правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Это означает, что термин «правосудие» относится к деятельности только государственных судов, которые осуществляют правосудие от имени государства, т.е. от имени Республики Казахстан. Разрешение правовых споров в судах, которые не входят в судебную систему Республики Казахстан, например, в третейских судах, не будет подпадать под понятие «правосудие», так как эти суды не могут осуществлять правосудие от имени государства и соответственно, их деятельность носит негосударственный характер, хотя и могут влечь определенные правовые последствия.

Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 76 Конституции Республики Казахстан судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. При этом правосудие осуществляется в соответствующих процессуальных формах с применением как материально-правовых, так и процессуально-правовых норм.

В то же время следует отметить, что деятельность такого негосударственного института, как третейский суд, в полном объеме подчиняется правилам процессуальных норм, так как данный суд, хотя и является негосударственным, не выносит решения от имени государства, однако его решения влекут определенные юридические последствия, и его решения признаются государством, поддерживаются им в случае соответствия их закону. Так, пункт 1 статьи 6 Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2004 года «О третейских судах»[168] устанавливает, что третейский суд рассматривает споры в соответствии с Конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а пункт 3 этой же статьи управомочивает третейский суд применять аналогию закона либо аналогию права в случае пробелов в праве. При этом третейский суд вправе применять нормы как материального, так и процессуального права, содержащиеся в перечисленных законодательных актах. Само третейское разбирательство осуществляется по всем правилам процессуального производства, хотя сами третейские суды не входят в единую судебную систему Республики Казахстан. В случае, если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то в соответствии с правилами Главы 18-1 ГПК РК[169] предусмотрен механизм принудительного исполнения решения третейского суда, который предполагает меры государственного принуждения.

При этом следует отметить, что в соответствии с Постановлением Конституционного Совета РК от 15 февраля 2002 года, № 1 обращение в третейский суд не является для граждан и юридических лиц реализацией их конституционного права на судебную защиту прав и свобод; рассмотрение споров третейскими судами не подпадает по понятие «правосудие», которое в Республике осуществляется только государственным судом; заключение сторонами гражданско-правового договора о передаче спора на разрешение третейского суда не исключает в последующем возможности рассмотрения данного спора судами судебной системы Республики в порядке, установленном действующим законодательством[170].

Сущность судебной власти производна от сущности самого государства. Сущность государства выражается прежде всего в том, чьи интересы оно выражает: интересы всех социальных слоев населения страны, всего общества, или интересы экономически господствующего класса, в том числе и интересы чиновничье-бюрократического аппарата, прежде всего его верхушки. Государство активно воздействует на общественные отношения, в том числе и через механизм судебной власти. При этом функция судебной власти в правовом государстве заключается, прежде всего, в обеспечении господства права, выраженного в конституции, законах, иных нормативных правовых актах, международных договорах.

Тем не менее, само законодательство (т.е. позитивное право), на основе которого осуществляется правосудие, является прямым отражением политики государства в различных сферах: экономической, социальной, налоговой, таможенной и др. В Республике Казахстан основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Конституции Республики определяет Президент Республики Казахстан. Соответственно, не только законодательство как один из инструментов политики государства и как прямое отражение его политики, но и судебные решения, приговоры и иные его постановления должны обеспечивать проведение в жизнь внутренней и внешней политики государства, определяемые Президентом Республики через применение законов государства. Судебная практика в целом должна вписываться в политику государства, определяемые Президентом Республики, направленная не только на защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, но и на эффективность, например, экономических реформ. И здесь на судебную деятельность, на правосудие может сказываться политический фактор.

При этом в литературе правильно отмечается, что в связи с функцией судебной власти встает вопрос о влиянии политического фактора на ее деятельность[171]. Если суд подчинен «телефонному праву» (неважно, чьим указаниям он внимает – партийного лидера, президента страны или пахана преступного сообщества) либо если судебные решения могут безнаказанно игнорироваться, в такой стране нет конституционного строя, а конституция, если и есть, то не стоит той бумаги, на которой напечатана[172].

Поэтому в условиях правового государства суд, иные правоприменительные органы должны в своей деятельности в первую очередь руководствоваться принципами права безо всяких оговорок, безо всякой политической целесообразности обеспечивать режим правозаконности, исходя только из действия права. Недаром латинское изречение гласит: «Pereat mundus et fiat justitia!» - «Правосудие должно совершиться, хотя бы погиб мир»[173]!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: