Конституционный Совет Республики Казахстан как орган конституционного контроля

Правовой основой деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан выступает Конституция Республики Казахстан 1995 года, Конституционный закон Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан»[157]. По вопросам организации и порядка своей деятельности, не урегулированным Конституцией и Конституционным законом «О Конституционном Совете Республики Казахстан», постановлением Конституционного Совета от 19 апреля 2002 года утвержден Регламент Конституционного Совета Республики Казахстан[158].

В соответствии со статьей 97 Конституции 1995 года первый состав Конституционного Совета Республики Казахстан формировался следующим образом: Президент Республики, Председатель Сената Парламента и Председатель Мажилиса Парламента назначали по одному из членов Конституционного Совета сроком на три года, а по одному из членов Конституционного Совета – сроком на шесть лет. Председатель Конституционного Совета назначался Президентом Республики сроком на шесть лет.

Конституция Республики Казахстан 1995 года с изменениями и дополнениями, внесенные Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»[159] изменила порядок формирования состава Конституционного Совета. Председатель и два члена Конституционного Совета, как и прежде, назначаются Президентом Республики. Что же касается остальных членов Конституционного Совета, то теперь по два члена Конституционного Совета назначаются соответственно Сенатом и Мажилисом (ст.71 Конституции).

В соответствии со статьей 1 Конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан» Конституционный Совет как государственный орган, обеспечивающий верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории Республики:
1) при осуществлении своих полномочий самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции Республики и не может исходить из политических и иных мотивов;
2) осуществляет свои полномочия, руководствуясь Конституцией Республики и настоящим Конституционным законом, воздерживаясь от установления и исследования иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов или других государственных органов.

Конституционный Совет Республики Казахстан особый квазисудебный орган конституционного контроля. С латинского приставка «квази…» означает «мнимый», «ненастоящий»[160]. В отличие от прежней Конституции Республики Казахстан 1993 года, где в статье 95 было прямо установлено, что Конституционный Суд является высшим органом судебной власти по защите Конституции Республики Казахстан, действующая Конституция Казахстана 1995 года не указывает предназначение Конституционного Совета, и, соответственно, не называет его органом судебной власти. Поэтому в отличие от ранее действовавшего в Республике Казахстан Конституционного Суда, Конституционный Совет Республики Казахстан не является судебным органом в подлинном смысле этого слова. Конституционный Совет не рассматривает и не разрешает конкретные юридические дела и споры (гражданские, уголовные и др.) и не выносит по ним решения, которые характерны для Верховного Суда, местных и других судов Республики, учреждаемых законом.

Кроме того, участниками конституционного производства в Конституционном Совете является ограниченный круг субъектов. Граждане Республики, не являющиеся должностными лицами определенного государственного органа, не могут быть участниками конституционного производства, поскольку они не являются субъектами обращения в Конституционный Совет и они не наделены правом на издание (принятие) правовых актов, которые могут быть предметом конституционной проверки. В числе участников конституционного производства не указаны специалисты, эксперты, переводчик, лицо, осуществляющее протоколирование заседания Конституционного Совета (ст.20 Конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан»). В судах же судебной системы Республики Казахстан круг субъектов судебного разбирательства более широк, где помимо государственных органов и должностных лиц ими могут быть граждане, иностранцы, лица без гражданства, где они могут выступать в качестве истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, специалистов и т.п. При этом само конституционное производство в Конституционном Совете нельзя обозначать термином «конституционное судопроизводство», которое как форма судопроизводства характерна для конституционных судов.

Темнее менее, деятельность Конституционного Совета по тем или иным признакам сходна с судебной деятельностью. Участники конституционного производства в Конституционном Совете в пределах полномочий пользуются равными процессуальными правами; они обладают правом знакомиться с материалами производства, производить из них выписки и снимать копии, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства и т.п. Заседание Конституционного Совета протоколируется и по мере необходимости стенографируется, как и в судах судебной системы Республики Казахстан.

Кроме того, конституционное производство в Конституционном Совете осуществляется по всем правилам процессуального производства с использованием, исполнением, соблюдением и применением норм материального и процессуального права, как и в судах судебной системы Республики. На близость деятельности Конституционного Совета с судебными функциями указывает еще и то обстоятельство, что Конституционный Совет не вправе по своей инициативе возбудить конституционное производство, так же, как и суды не могут по своей инициативе возбудить гражданское или уголовное дело[161].

Все это указывает на то, что само производство в Конституционном Совете, порядок его осуществления имеет много общего с деятельностью органов судебной власти, что сближает Конституционный Совет с судебной властью. Поэтому есть полные основания называть Конституционный Совет Республики Казахстан квазисудебным органом.

К какой ветви государственной власти мы можем отнести Конституционный Совет Республики Казахстан? А.А. Караев отмечает, что Конституционный Совет по своему положению находится вне ветвей власти, но вместе с тем обладает признаками, которые свойственны для исполнительной, законодательной и судебной властей[162]. И далее он продолжает: «наличие таких признаков, как правовой статус, закрепленный на конституционном уровне; общегосударственный (неведомственный) характер деятельности; функциональная направленность, характер компетенции; вынесение решений от имени государства и их общеобязательность на всей территории страны позволяют говорить о наличии в системе органов государства самостоятельной конституционно-контрольной ветви власти»[163].

Нам представляется, что кроме Конституционного Совета вне ветвей государственной власти, как было рассмотрено выше, находится и Президент Республики Казахстан. Однако правовой статус Президента Республики обусловлен тем, что именно он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом (п.3 ст.40 Конституции). Для обеспечения такой функции правовой статус Президента Республики должен обладать особым, наивысшим уровнем в механизме государства, позволяющим находиться над ветвями власти, чтобы быть арбитром между ветвями государственной власти. Не случайно Президент Республики выступает не только как глава государства, но и как высшее должностное лицо. Таким статусом не обладает ни какое другое должностное лицо, ни одна из ветвей государственной власти. Поэтому Президент Республики обладает такими полномочиями, которые позволяют ему вторгаться в сферы и законодательной, и исполнительной, и судебной ветвей власти. Конституционный Совет не обладает функциями согласованного функционирования всех ветвей государственной власти и не разрешает споры о компетенции между ветвями власти, которые присущи конституционным судам, и соответственно, не может находиться над ветвями власти.

Однако следует отметить, что для нахождения вне ветвей государственной власти не обязательно правовой статус того или иного государственного органа должен быть над ветвями власти. Осуществление функции конституционного контроля как специфической формы государственно-правовой деятельности, хотя и направлено прежде всего на обеспечение верховенства конституции на всей территории страны, в том числе и путем признания законов и иных актов не соответствующими конституции, тем не менее, возможно либо в рамках одной из ветвей власти, либо вне традиционной триады ветвей власти, но не обязательно над ветвями власти. С этой точки зрения позиция А.А. Караева в вопросах выделения конституционно-контрольной власти в качестве самостоятельной ветви государственной власти заслуживает внимания.

В то же время мы полагаем, что обладание Конституционным Советом чертами квазисудебной власти не лишает его принадлежности в полном объеме к конституционно-контрольной власти и выполнения функции такой власти. Как известно, одной из функций судов является разрешение спора о праве. Конституционный Совет также решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума, что в некоторой степени сближает Конституционный Совет с судебной властью. Конституционно-контрольные функции в деятельности Конституционного Совета в наибольшей мере проявляются в вопросах рассмотрения до подписания Президентом принятых Парламентом законов, в том числе постановлений Парламента и его Палат на их соответствие Конституции Республики, рассмотрений до ратификации международных договоров Республики на соответствие их Конституции, рассмотрения обращений судов в случаях противоречия Конституции подлежащего применению в конкретном деле закона или иного акта.

В даче официального толкования норм Конституции Конституционным Советом также проявляется конституционно-контрольная функция в его деятельности, при которых и сам процесс правотворчества, и содержание действующих законов и иных актов, и правоприменительная деятельность должны вписываться и не противоречить не только нормам Конституции, но и самому содержанию официального толкования конституционных норм. Разумеется, конституционный контроль в Республике Казахстан в той или иной степени, в той или иной форме кроме Конституционного Совета осуществляют Президент Республики, органы судебной власти, прокуратура. Однако именно в классическом варианте конституционный контроль в настоящее время в Республике Казахстан присущ деятельности Конституционного Совета. Поэтому находящийся вне традиционного трехчленного деления ветвей государственной власти, но не над ветвями власти, Конституционный Совет Республики Казахстан как квазисудебный орган является органом конституционного контроля в Республике Казахстан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: